Табернакль (от лат. tabernaculum - шатер):
Тамбур (франц. tambour, букв. барабан; слово араб. происхождения) – небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.
Театр (от
греч. qeatron – место для зрелищ, зрелище) – тип
архитектурной постройки, предназначенной для
театральных представлений.
Первые театральные здания появились
предположительно в 6 в. до н.э. в Древней Греции.
Они были открытыми и состояли из орхестры
(круглая площадка – сцена), театрона (места для
зрителей) и скены (пристройки для
переодевания и хранения реквизита). Театры
сооружались амфитеатром
на склоне холма (орхестра и скена располагались у
подножия). До IV в. до н.э. театрон и скена были
деревянными, позже – каменными. В IV-III вв. до н.э.
основной игровой площадкой стала плоская кровля
(логейон) портика-проскения скены, а на
орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой
устраивались лестницы и пандусы.
Скена была приспособлена для установки
декораций (пинак) и сценических механизмов.
Греческие театры вмещали всех свободных граждан
города. Наряду с открытыми театрами строились
крытые (одеон). Тип открытого греческого
театра получил развитие в Древнем Риме. В таких
театрах через центр полукруглой орхестры, на
которой размещались места для привелегированных
зрителей, проходила передняя граница невысокой
площадки – просцениума. Для остальных зрителей
ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром,
опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр
полукружием охватывал орхестру, примыкал к
боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый
объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой
колоннадой, стены сцены украшались нишами,
статуями и др. Первое крытое здание театра было
построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н.э.).
Сложившаяся в античный период структура
театрального здания оказала большое влияние на
его последующее развитие.
В период средневековья театральные
здания не строились. Представления
литургической драмы устраивались в храмах, позже
на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите
в XV-XVI вв.) – на площадях и улицах городов на
временных подмостках или повозках. В эпоху
Возрождения строительство театров
возобновилось сначала в Италии, затем в других
странах. Возводились закрытые театры с глубоким
сценическим пространством.
В XVI в. была создана “перспективная
сцена”, состоящая из невысокого игрового
помоста по всей ширине зала, фоновой части для
сменных щитов и задника с постоянными
перспективными изображениями улиц и площадей.
Пол был наклонным. Зрители располагались в
орхестре и амфитеатре.
В XVII в. впервые появилась сцена с
порталом, щитовыми кулисами и сменными
задниками. С развитием оперы в 1 пол. XVII в. для
создания лучшей акустики и видимости начали
сооружать театры с ярусными галереями (вначале
непрерывными, позже разделенными перегородками
на ложи). Усовершенствовалось техническое
оснащение сцены, вводились дополнительные
помещения для зрителей (фойе, вестибюль).
Наиболее совершенный образец итальянского
театра – театр “Ла Скала” в Милане (1778 г., арх. Дж.
Пьермарини). В кон. XVI в. в Англии возник тип
театрального здания, в котором сочетались
элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей)
и средневекового (подмостки) театра (театр
“Глобус” в Лондоне, 1599 г.). Существовали также
небольшие частные крытые театры с
четырехугольными залами и сидячими местами в
орхестре.
Во 2 пол. XVIII в. начал складываться так
называемый французский тип театра - с
круглым залом, окруженным на три четверти
периметра открытыми, неразделенными на ложи
ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере
устанавливались кресла для привилегированных
зрителей.
В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке
использовался преимущественно так называемый итальянский
тип театра, в России строились театры как итальянского
типа (Большой театр в Москве, Александринский
театр в Петербурге), так и французского типа
(усадебный театр в Останкине). В посл. четв. XIX в. с
дифференциацией театральных жанров на
драматические и музыкальные и потребностью в
более демократической структуре театрального
здания связано с появлением нового типа театра –
с секторальным залом (амфитеатр без партера
и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились
театральные здания без глубинной
“сцены-коробки”, со зрительным залом и открытой
сценической площадкой, а также типы театра с
амфитеатральным залом и с так называемым
аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер
дополнены одним или несколькими нависающими над
ними балконами.
Терем (от греч. teremnon – кров, жилище) – в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.
Термы (лат. thermae, от греч. qermoV – теплый, горячий) – в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко 2 пол. 2 в. до н.э. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и другие помещения, а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т.д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.
Терраса (франц. terrasse, от лат. terra – земля) – открытая с трех сторон (с 19 в. чаще застекленная) летняя не отапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью. Террасами называют также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону.
Тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах – четыре и конха, от греч. konch - раковина) – в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.
Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.
Толос, фолос (греч. qoloV) – в древнегреческой рхитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал).
Тор, торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – вал, один из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.
Торговые ряды – протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с 13-15 вв., в России – в 17-19 вв. торговые ряды часто определяли градостроительное решение центра.
Торговый центр – комплекс зданий, где размещены магазины и учреждения бытового обслуживания.
Торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – см. подробнее тор.
Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.
Травея (от франц. travee – пролет) – в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.
Трансепт (позднелат. transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда) – в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных (см. базилика) или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.
Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье):
Триглиф (греч. tri-glufoV, tri-glufon , от tri- в сложных словах – три и glufw - режу) – прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.
Триклиний (лат. triclinium) – в древнеримской архитектуре помещение для трапезы. Триклиниями называются также ложа, которые в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя форму подковы.
Трифорий (позднелат. triforium, от лат. tri-, в сложных словах – три и foris – дверь, вход):
Тромпы (франц. trompe, от древневерхненем. trumba – труба) – иреугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве – преимущественно в 17 в.). См. также паруса.
Тяга – горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
return_links(); ?>