Обломы, мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).
Обмеры – точные измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией их размера на чертеже. Обмеры – один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений архитектуры. В архитектуроведении обмеры – важный материал для анализа закономерностей построения архитектурной формы.
Овы – (от лат. ovum – яйцо), ионики – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров
Органическая архитектура – направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, Форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф.Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). полемизируя с техницистскими крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в сер. 30-х гг. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры. Под воздействием ее идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах; в США принципы органической архитектуры использовала так называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой. Во 2 пол. 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б.Дзеви. После смерти Райта органическая архитектура окончательно растворилась среди других направлений архитектуры 60-х гг. Некоторые общие приемы формообразования, отдельные приемы. Выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и дизайне.
Ордера
архитектурные (от лат. ordo - порядок) –
система конструктивных, композиционных и
декоративных приемов, выражающая тектоническую
логику стоечно-балочной конструкции (соотношение
несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна
с капителью, базой, иногда с
пьедесталом.
Несомые: архитрав,
фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров
сложилась в Древней Греции как закрепленная
традицией в нескольких вариантах переработка
деревянной стоечно-балочной конструкции,
применявшейся в строительстве храмов и других
зданий. Основные ордера, получившие название от
греческих племен и областей: дорический,
ионический,
коринфский
(разновидность дорического ордера – тосканский,
коринфского и ионического – композитный).
Прототипом дорического ордера были постройки с
плоским перекрытием по балкам и двухскатной
крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее
черепичной) кровлей, прототипом ионического
ордера – постройки с плоской крышей (земляная
кровля поверх сплошного настила из брусьев или
мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в
VI - V вв. до н.э. С IV в. до н. известен коринфский
ордер. Членение ордеров на несущие и несомые
части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную
систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным
приемом архитектуры греческой классики. Правила
построения ордера изложены в трактате Витрувия,
который в основу измерения пропорциональных
соотношений отдельных его частей кладет модуль
– половину диаметра ствола колонны у ее
основания. Возможности различного (иногда даже
условного) применения ордера для характеристики
других архитектонических систем (например,
стены) во многом обуславливают индивидуальность
древнегреческих построек в эпоху классики, а
также широкое применение ордеров в различные
исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима,
Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем
Риме возникли тосканский и композитный
(коринфские капители сочетаются с ионическими
волютами) ордера. В эпоху Древнего Рима и позже
получили распространение многоярусные ордерные
композиции, ордерное членение стены с
использованием полуколонн и пилястр (известны
еще в Древней Греции). Применялись также ордера
или его отдельные элементы в сочетании со
сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей,
древнеримские базилики
и ротонды, арочные колоннады
в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой
интерес архитекторов и теоретиков эпохи
Возрождения (впервые в Италии в XV в. у
Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий,
появляются архитектурные трактаты Альберти,
Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и
др. Сравнительно свободное употребление ордеров
в XV веке сменяется более строгим их применением в
XVI в.
Охлупень – бревно с желобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова).
return_links(); ?>