Мавзолей (лат. mausoleum, от греч. mauswleion) – монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции, 4 в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке В архитектуре тоталитарных государств XX в. тип мавзолея получает новое развитие в качестве гробниц для вождей.
Манеж (франц. manege) – прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII - XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве, 1817-25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О.И. Бове).
Мансарда (франц. mansarde) – помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.
Мастаба (араб., букв. каменная скамья) – современное название древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов (ок. 3000–2800 гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до н.э.). Состоит из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями.
Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.
Медальон (франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное от medaglia – медаль) – изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.
Мезонин (от итал. mezzanino) – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.
Метопа (греч. metwpon) – прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже – живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.
Мечеть (от араб. масджид – место поклонения) – мусульманское культовое сооружение. С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный план, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались одна или несколько молитвенных ниш – михрабов. В различных странах под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечетей.
Микрорайон (от греч. mikroV – маленький и франц. rayon – радиус, район) – первичная единица современной жилой застройки города. Микрорайон состоит из комплекса жилых домов и расположенных вблизи них учреждений культурно-бытового обслуживания населения (детские сады, ясли, школы, столовые, универсамы, магазины промтоваров первой необходимости).
Минарет (от араб. манара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних – внутри башни. Различаются два основных типа минаретов – четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.
Модульон, модильон (франц. modiglione) – архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет только декоративную роль.
Монастырь
(греч. monasthrion - уединенное жилище, от monaV –
одинокий и threw – оберегать) – общины монахов
(мужские монастыри) или монахинь (женские
монастыри), принимающие единые правила жизни
(устав).
Древнейшие монастыри – буддийские –
появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и
распространились в странах Южной и Юго-Восточной
Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II
в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ
Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале
молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи,
монашеские общежития (вихара), трапезные,
библиотеки. Монастыри из наземных построек в
Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в
Нанкине, Китай, XIV - XVII вв.) имели характер
живописных комплексов, состоящих из молитвенных
и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или
регулярных осевых ансамблей смежных дворов,
окруженных деревянными храмами-павильонами.
Ламаистские монастыри Тибета (обычно
располагавшиеся по склонам гор), Монголии,
Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой
регулярные комплексы из ярусных храмов и домов
лам.
Суровый крепостной характер носили
первые христианские монастыри, появившиеся в IV -
VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они
были окружены мощными стенами и включали храмы
(трехнефные базилики),
помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI - IX вв.
сформировался архитектурный тип
западноевропейского католического
монастырского комплекса (сохранился план
монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.),
имевшего регулярную планировку, где
доминировала церковь,
к которой примыкал дворик-клуатр с галереями,
окруженный другими монастырскими помещениями и
постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни
в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей
варьировалась различными монашескими орденами.
С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр
и залы включены в единый объем (Верхний замок в
Мальборке, Польша, кон. XIII - XIV вв.). В эпоху готики
типы монастырских сооружений повлияли на
светское зодчество (приюты, госпитали, рынки).
Православные монастыри Византии, балканских
стран, Руси, Армении имели более свободную и
разнообразную планировку, складывавшуюся иногда
в течение веков (монастырь Хора в
Константинополе, V - XV вв., монастырские комплексы
на Афоне, X - XI вв., в Метеоре XIV - XVIII вв. в Греции).
Комплекс окружали стены с башнями;
вдоль стен располагались кельи, в центре – собор,
трапезная, колокольня,
колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье
известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа,
Герард). Живописные архитектурные ансамбли
представляют собой русские монастыри. При их
основании и расширении учитывалось расположение
(при слиянии рек, у озера, на острове), природное
окружение, характер рельефа, что органично
связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные
функции монастырей определили мощь
крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра,
Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные
вокруг городов или в их черте русские монастыри
образовывали оборонительную линию и являлись
узлами городской планировки (Донской монастырь,
Новодевичий монастырь). Архитектурные формы
русских монастырей до сер. XVI в. были строгими,
лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным
узорочьем.
В период Возрождения и барокко
монастыри потеряли крепостное значение. Вместо
них появились парадные ансамбли
монастырей-дворцов, построенных компактно, по
единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в
Спб). В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не
играют значительной роли в застройке города.
Мукарны, мукарнасы, сталактиты – в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах и т.д. Напоминают сталактиты в пещерах.
Мутулы (от лат. mutulus) – плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
return_links(); ?>