Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.12.2015

Стальное кружево на Стрелке

Татьяна Виноградова

Об истории Главного здания Всероссийской выставки 1896 года, конструкции которого обнаружены на Стрелке в Нижнем Новгороде.

Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы о градостроительном значении Стрелки и зарубежном опыте использования подобных памятников архитектуры.

Принято считать, что все памятники архитектуры в Нижнем Новгороде давно известны. Оказалось, что не все. Недавно на Стрелке обнаружены уникальные металлические конструкции, представляющие особую ценность. Это чудом сохранившиеся части павильонов, входивших в состав Главного здания 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В 2016 будем отмечать ее юбилей – 120-летие. Создавались же эти конструкции на пятнадцать лет раньше, и предназначались тоже для Главного здания, но предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоявшейся в Москве в 1882. Произведены они были на Санкт-Петербургском металлическом заводе.

Александр Иванович Резанов – русский архитектор, академик архитектуры (1850), профессор
Императорской Академии художеств с 1852 года и ее ректор по архитектуре в 1871–1887 годах.
Первый председатель Петербургского общества архитекторов (1870-1887).
Александр Иванович Резанов – русский архитектор, академик архитектуры (1850), профессор Императорской Академии художеств с 1852 года и ее ректор по архитектуре в 1871–1887 годах. Первый председатель Петербургского общества архитекторов (1870-1887).

Над проектом Главного здания трудились известные в России архитекторы и инженеры. Так, общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора А.И. Резанова. Сподвижник К. А. Тона, он строил храм Христа Спасителя в Москве. Неразрывно связан и с нижегородской землей – по проекту А.И. Резанова возведен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Металлический несущий каркас Главного здания разрабатывали конструкторы Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский Интересно, что и тот, и другой стали российскими министрами: Паукер – министром путей сообщения, а Вышнеградский – министром финансов. Окончательный проект Главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский, они же руководили строительством этого сооружения. И вновь открывается связь с нижегородской землей – в творческом списке А.С. Каминского значится освященный в 1903 храм преподобного Серафима Саровского в Сарове.
Интерьер павильона главного здания выставки 1896 года (фото М. П. Дмитриева) 
«Виды Всероссийской  художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде»
http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html
Интерьер павильона главного здания выставки 1896 года (фото М. П. Дмитриева) «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html

Чтобы увидеть сохранившиеся на Стрелке уникальные конструкции, надо попасть в порт. Там вдоль Волги стоят два огромных пакгауза. Снаружи в них нет ничего привлекательного – типичные складские сооружения. Но войдя внутрь, испытаешь одновременно изумление и восторг. Это надо видеть. Стальной скелет пакгауза, его несущий каркас образуют ряды колонн. И это не привычные для нас мощные швеллеры и двутавры. Колонны сквозные, ажурные. Собранные из уголков и металлических полос, соединенных заклепками, они напоминают стволы пальм, огромные листья которых как-то незаметно для глаза превращаются в такие же ажурные арки и фермы покрытия. Создается впечатление удивительной легкости и гармонии. Как это ни кажется странным, пересечения составляющих элементов каркаса напоминают кружево – кружево, сплетенное из стальных стержней. Такое нам не приходилось видеть. Уникальные конструкции на Стрелке вобрали в себя забытую или, правильнее сказать, неведомую нам инженерную культуру, сложившуюся в середине XIX века. И что важно, они доносят до нас информацию о методах создания большепролетных металлических сооружений.
Фасад главного подъезда Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, 1882 год  (фото «Шерер, Набгольц и Ко»). Фото: http://pastvu.com/p/8866
Фасад главного подъезда Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, 1882 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко»). Фото: http://pastvu.com/p/8866



Большие пролеты были необходимы для выставочных павильонов. Лучшие инженеры решали эту непростую задачу. Новые конструкции были востребованы и быстро внедрялись. XIX век был веком выставок. Национальные и всемирные, отраслевые и тематические, кустарные и художественные они организовывались в разных странах, следуя одна за другой. Россия была «вмонтирована» в этот процесс, демонстрируя свои достижения на зарубежных выставках и организовывая собственные. Первая всероссийская выставка была проведена в 1829 в Петербурге. Последующие проходили попеременно в двух столицах – в Петербурге и в Москве, лишь три выставки работали в Варшаве.

15-я Всероссийская выставка, а именно для нее создавалось Главное здание, о котором идет речь, отражала достижения России времени правления Александра II. Проходила она в Москве на Ходынском поле. Главное здание, выполненное из металла и стекла, было ее основной достопримечательностью и служило своеобразной визитной карточкой. Оно стояло в центре поля, доминируя над всем выставочным комплексом. Состояло из восьми одинаковых трехнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими переходами. Это, огромное и по сегодняшним меркам, сооружение с выставочной площадью 35 тыс. кв.м. (7 675 кв. саж.) вбирало в себя 2/3 всех экспонатов. В плане оно имело форму громадного кольца, похожего на колесо со спицами, внешний диаметр которого был равен 298 м, а внутренний – 170,4 м. В центре кольца стоял музыкальный павильон, где был размещен оркестр. Внутри кольца был разбит сад.

Рациональная архитектура Главного здания была прогрессивной для своего времени. В основе композиции лежала функциональная идея, близкая к реализованной на Всемирной выставке в Париже в 1867. Это был первый опыт использования приемов функционализма в практике отечественной выставочной архитектуры. Несмотря на новое конструктивное решение, положенное в основу проекта, в оформлении фасадов проявлялись устойчивые архитектурные традиции. Мелкий лепной раскрашенный орнамент, выполненный по эскизам художника А.К. Малова, вступал в противоречие с присущим новой архитектуре стремительным полуовалом большого стеклянного витража.

После закрытия Московской выставки, а она работала лишь летом 1882 года, Главное здание осталось стоять на Ходынском поле. Время от времени его использовали для разных выставок. Наиболее крупным событием была открывшаяся в 1891 Французская торгово-промышленная выставка, ставшая первым иностранным смотром в России.

Десять лет прошло после Всероссийской выставки в Москве. Вновь пришло время оглянуться на путь, пройденный страной, и «явить миру крупные успехи русского творчества и труда», достигнутые при новом императоре. Александр III, желая продемонстрировать рост и мощь российской промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также показать достижения науки и культуры, местом проведения выставки по совету министра финансов С.Ю. Витте избрал Нижний Новгород – «в воздаяние памяти о славных днях службы нижегородцев России и с учетом торгового значения города». «Красе Поволжья, городу, славному своим историческим прошлым, вновь суждено привлечь внимание всей Руси. В нем не собираются на ратные подвиги воинские дружины и не развеваются воздвигнутые гражданским мужеством хоругви ополчений, как в былые времена: ныне под зубчатыми стенами его кремля совершается тихое и мирное торжество промышленности», – такими словами начинался один из путеводителей по Нижегородской выставке.

13 августа 1893 года для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству «Высочайшей воли» императора Александра III об открытии летом 1896 года в Нижнем Всероссийской выставки в город прибыл министр финансов России Сергей Юльевич Витте. Он назвал себя посланником царя. Этот день – 13 августа – можно считать стартом подготовительных работ. Под председательством самого Витте была создана Особая комиссия. Он же ее и возглавил. Правительство взяло на себя все расходы по организации выставки: по предварительной смете они составили 4 321 200 рублей, по тем временам это были большие деньги.

С этого времени Нижний Новгород стал едва ли не самым главным городом России, центром всеобщего притяжения. И строить здесь начали так, как положено в столицах – величественно и добротно. Именно к выставке нижегородцы получили на Большой Покровке великолепный городской театр и здание Окружного суда, на берегу Волги была построена новая Биржа. Готовясь к выставке, город утверждался, устремляя ввысь купола, шатры и шпили своих построек. В 1896 даже древняя Дмитровская башня «подросла»: по проекту петербургского архитектора Н.В. Султанова ее надстроили, добавив шатер со световым фонарем. Благодаря проведенной реконструкции внутри башни получился большой трехсветный зал с балконами; где разместился Художественно-исторический музей.

К открытию выставки появился в Нижнем Новгороде и трамвай, первый в России. Против плашкоутного моста через Оку в 1896 была построена электрическая станция нижегородского трамвая. Список приобретений города дополнился и двумя элеваторами-подъемниками: Похвалинским и Кремлевским.

Для размещения будущей выставки был выбран пустырь в Канавине, сегодня на его месте парк 1-го Мая с окрестными жилыми кварталами. Нижегородская выставка по своей площади (более 80 гектаров) превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве.

Для проектирования и строительства выставочных павильонов были приглашены лучшие российские инженеры, архитекторы и художники. Заметим, по положению о Выставке, никаких зарубежных специалистов – только свои, отечественные. Можно сказать, что вся русская архитектура конца позапрошлого века со своими стилями и направлениями получила здесь свое отражение. Всего на выставке было построено 55 так называемых «казенных» павильонов и 117 частных. Все они были возведены за фантастический и по сегодняшним меркам срок – менее, чем за два строительных сезона.

Павильоны выставки возводились «с нуля», за исключением одного – Главного здания. Оно было единственным не новым, «работало» до этого на предыдущей 15-ой Всероссийской выставке. Для экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать. Закладка Всероссийской выставки в Нижнем состоялась 16 мая 1894 года. В мае того же года в Москве начали разбирать Главное здание. Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод, тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения. Разборка в Москве шла под наблюдением архитектора академика Ф.О. Богдановича, а сборку в Нижнем вел архитектор Ф. О. Станек, кстати, он собирал Главное здание дважды, в Москве и в Нижнем. «Разборка здания в Москве, его укладка, перевозка, разгрузка на месте, новая сборка – все это потребовало работы, о размерах которой можно судить по объему здания. При тщательной переборке здания, простоявшего в Москве более десяти лет, пришлось откинуть до 2% металлического материала. Потребовался также довольно значительный расход на возведение в Нижнем Новгороде нового фундамента и на замену старых связей в кровле новыми; но все же удалось сэкономить на этом здании, благодаря готовому материалу, до 300 тыс. руб», – это цитата из одного из выставочных изданий.
Архитектор Ф. О. Станек
Архитектор Ф. О. Станек

Архитектурный стиль здания, включая оформление его фасадов, было решено оставить в прежнем, московском, виде, т.е. таким, каким создали его архитекторы А.И. Резанов, А.С. Каминский и А.Г. Вебер. Несущий каркас был почти полностью сохранен, лишь главный вход в здание, а это павильон со стороны главного входа на выставку, приподняли почти на три метра (на 10 футов), благодаря чему он стал более привлекательным в художественном отношении. Его фасад был обновлен архитектором профессором А.Н. Померанцевым (на выставке в Нижнем по его проекту были построены павильоны Царский и Средней Азии, а также здание Художественного отдела).

В Нижнем Новгороде полностью сохранили и первоначальную функцию Главного здания. В его восьми радиально расположенных павильонах разместились экспонаты следующих отделов: Горного, Изделий из волокнистых веществ, Художественно-промышленного, Изделий фабричного, заводского и ремесленного производств. Внутри кольца, как и в Москве, был сад, в центре – Музыкальный павильон. Все торжества на выставке, ее открытие и закрытие, проводились в этом саду. Здесь бывал российский император с императрицей, выступал С.Ю. Витте и другие высокие персоны, здесь служили торжественные молебны. В этом саду собиралась публика на музыкальные концерты.
Центральное здание Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко»)
«Виды Всероссийской  художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде»
http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html
Центральное здание Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко») «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html

Приведем описание Главного здания, сделанное очевидцем. «Судить о нем во всей его целостности нет возможности зрителю, находящемуся снаружи его; этому препятствует убегающая от глаза по всей бесконечной круговой линии фигура здания. Вид сверху издали также не полон вследствие ракурса круговой фигуры. Где бы зритель ни остановился, обходя здание, он видит перед собою только один из восьми павильонных фасадов и уходящие по окружности прилегающие стены. Общее впечатление получается во всей полноте лишь при обзоре постройки с внутреннего круглого двора. Тут глаз последовательно переходит с одного павильона на другой по всему просторному кругу сада. Все восемь павильонов Главного здания совершенно одинаковы по величине, фигуре и декорациям. Фасады их изящно-пестры, покрыты целым узором орнаментов. Весь двор – почти сплошной газонный ковер, усеянный цветочными клумбами. Около Музыкального павильона, превосходно устроенного в акустическом отношении, простирается громадное газонно-цветочное плато; сам павильон несколько приподнят и опоясан рядами скамеек, на которых заседает публика…»
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма

Конструкции, обнаруженные сегодня на Стрелке, «помнят» все это. Как они оказались в порту на Стрелке? Это вопрос, на который попытаемся ответить. Напомним, что Всероссийская выставка в Нижнем была сезонной. После своего закрытия она исчезла как мираж. Сегодня о ней напоминает, пожалуй, лишь пруд в парке 1 Мая. Все павильоны с металлическим каркасом были сборно-разборными. После закрытия выставки они были проданы и разъехались по разным уголкам России. Пока мы не знаем точно, но есть основания предположить, что павильоны Главного здания купил Д.В. Сироткин. Они были перевезены на территорию Сибирских пристаней. Два из них там сохранились.
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин

Эти павильоны тихо стоят на закрытой для посетителей территории порта. Внимания не привлекают, интереса не вызывают. Склады и склады. Их можно снести, освободив пространство для воплощения фантазии архитекторов. И никто бы не дрогнул от такого решения, не организуй архитектурный критик Марина Игнатушко осмотр этих пакгаузов группой архитекторов. Можно представить себе всеобщий восторг при виде уникальных конструкций. Все были едины в оценке: «это стальное кружево!». Кто-то стал высказывать идеи, как сохранить несущие каркасы пакгаузов, вдохнув в них «новую жизнь». Все сошлись на мысли – конструкции надо «открыть», используя для этого свето-прозрачные ограждения.
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Денис Макаренко
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Денис Макаренко

Уже на следующий день в интернете появились прекрасные фотографии, сделанные архитектором Надеждой Щемой. А затем сенсация: архитектор Денис Плеханов сделал открытие. Он не просто высказал предположение, что в порту на Стрелке сохранились конструкции павильонов Главного здания Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, а профессионально доказал это и установил их подлинность. Открытие архитектора, ставшее заметным событием российского масштаба, послужило основанием для этой статьи. Символично, что конструкции на Стрелке «открылись» к юбилею Нижегородской выставки – ее 120-летию. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года была последней в дореволюционной истории России и получила официальный титул «Великая».

Автор – профессор ННГАСУ, кафедра ЮНЕСКО.
Предложение Проектного бюро «ДА» по реконструкции павильонов на Стрелке под универсальное общественное пространство
Предложение Проектного бюро «ДА» по реконструкции павильонов на Стрелке под универсальное общественное пространство