Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2014

Шесть проектов для прибрежного развития

Алла Павликова, Настя Маврина
Объект:
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.

Публикуем все концепции, предложенные участниками одного из самых громких конкурсов года: на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. [upd: новые картинки бюро «Остоженка»]

Пресс-конференция в Манеже. Центральный стенд. Фотография © Алла Павликова, Архи.ру
Пресс-конференция в Манеже. Центральный стенд. Фотография © Алла Павликова, Архи.ру

Как мы уже сообщали, победителем международного конкурса на разработку градостроительной концепции территорий, прилегающих к Москве-реке стал консорциум под руководством бюро «Проект Меганом». В соответствии с условиями конкурса, победитель будет привлечен в качестве консультанта для дальнейшей разработки проекта.

Результаты конкурса вчера в рамках IV Московского урбанистического форума объявил лично мэр Москвы Сергей Собянин, собравший представителей всех шести команд-финалистов перед центральным стендом в Манеже; мэр сообщил, что самые интересные и важные предложения – а они, по словам градоначальника, присутствовали во всех представленных концепциях без исключения – будут использованы в дальнейшей работе по реализации грандиозного замысла.

Объявлению результатов конкурса предшествовало долгое заседание жюри, по словам одного из его членов Альфонсо Вегара, оно длилось больше десяти часов. Между тем, по словам Марата Хуснуллина, каждый член жюри отметил в своем личном голосовании проект команды «Меганома», победившего, таким образом, с большим отрывом. Хуснуллин также пообещал, что часть идей будет реализована уже в ближайшее время.

Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы
о конкурсе и о Москве-реке:
«Хочу сказать, что это крупнейший конкурс, поскольку проект охватывает более десяти тысяч гектаров земли, около 10% от всей территории старой Москвы. Для участия были приглашены лучшие в мире градостроительные команды, благодаря которым мы получили колоссальную базу идей, неоценимых для дальнейшего развития города. Москва-река должна стать новой центральной улицей города – как Нева в Петербурге. Очень важно здесь продумать не только общую градостроительную концепцию, но и архитектурный фасад этой улицы. Поэтому следующим этапом задумана целая серия конкурсов на все значимые объекты вдоль Москвы-реки».

Альфонсо Вегара,
Основатель и президент Fundacion Metropoli, член жюри
о решении жюри:
Альфонсо Вегара,
Основатель и президент Fundacion Metropoli, член жюри / МУФ, 2014
Альфонсо Вегара, Основатель и президент Fundacion Metropoli, член жюри / МУФ, 2014

«Наше заседание длилось более десяти часов, в ходе которых мы очень тщательно анализировали и обсуждали финальные презентации, обнаруживая в них массу важнейших для города идей – как на региональном уровне, так и на уровне отдельных территорий. Проект развития Москвы-реки – огромный по своему масштабу. При этом меня потрясло количество разнообразных предложений, сделанных участниками и на градостроительном, и на экономическом, и на экологическом уровне. Участники конкурса – настоящие герои. Они проделали невероятную работу за столь короткое время, учитывая, что Москва – это один из крупнейших городов в мире. Я считаю, что этот опыт очень важен для развития Москвы. Мне было интересно посмотреть все шесть проектов – в каждом есть практичные, правильные и реализуемые предложения, поэтому мысль использовать не один проект-победитель, но и решения других команд, которые будут привлекаться на разных этапах работы, мне очень понравилась».

Андрей Гнездилов,
главный архитектор ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», эксперт конкурса
о проекте-победителе:
Андрей Гнездилов (слева, справа Марина Хрусталёва) / МУФ, 2014
Андрей Гнездилов (слева, справа Марина Хрусталёва) / МУФ, 2014

«Проект-победитель выполнен невероятно сильной командой. Я очень хорошо знаком с Юрием Григоряном и знаю в нем такое счастливое свойство – умение точно формулировать свои мысли, не распыляясь по мелочам. Он сосредоточился на самых важных городских точках, предложив для них самые правильные решения. Концентрация усилий была наивысшая. Очень многие участники рассматривали разные аспекты, пытаясь решать отдельные проблемы реки. У «Меганома» получилось самое цельное, сфокусированное решение.

При этом не могу не отметить, как в такие фантастически короткие сроки проведения конкурса (два месяца – прим.ред.) участникам удалось добиться высочайших результатов. Признаться, я ожидал только поверхностного анализа, на деле же все участники провели очень серьезную исследовательскую работу и в итоге представили очень глубокие финальные предложения».
***

Реализация концепции будет проходить в три этапа: первый предполагает реализацию части идей по благоустройству прибрежных зон, его планируется завершить до 2017 года; второй охватывает более важные градостроительные задачи – до 2025; закончить все работы планируется в 2035 году. Представляем вашему вниманию проекты победителя соревнования и остальных пяти консорциумов-участников конкурса.

Проект Меганом
Москва. Порты будущего
Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
© Проект Меганом

Консорциум «Меганома» сосредоточил внимание на портах – порталах, объединяющих водные и пешеходные, велосипедные и прочие маршруты, образуя «акупунктуру интенсификации». Авторы также предложили идею экологических островов – фильтрующих поверхностный сток: «вода попадает в лагуну между волнорезами и очищается, обходя остров», и засадили берега Водоотводного канала, да и Кремлевской набережной, водными растениями, добавив много мягкой, озерной зелени к гранитным набережным. Растения также должны будут фильтровать воду. Строгино авторы превращают в спортивный парк с шестью зонами, в центре которого появляется уникальное в каждом случае «зеленое здание». Вместо территории Москвы-Сити архитекторы рассмотрели Мневники, расположив там «Парламентские сады» – десять садов и парков. В северной части полуострова зарезервировано место для «современного иконического» здания парламентского центра. Входы парки, и спортивные, и парламентские, предполагается свободный. В том же, что касается территории ЗИЛа, архитекторы переработали, усовершенствовав, свой прежний проект; напомним, «Меганом» одним из победителей конкурса 2012 года на реконструкцию полуострова, хотя затем на первый план вышел проект НИиПИ Генплана, и позднее, уже в 2014 году территория ЗИЛа была вновь объявлена объектом внимания – на сей раз, участников конкурса Москвы-реки. Помимо главной реки «Меганом» рассматривает Яузу и Сетунь.

См. интервью с Юрием Григоряном
Меганом выбрал площадь Сан-Марко образным прототипом своей концепции. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Меганом выбрал площадь Сан-Марко образным прототипом своей концепции. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом


Юрий Григорян,
Руководитель бюро «Проект Меганом»
о реке как о позвоночнике города:
Юрий Григорян, «Проект Меганом», победитель конкурса / МУФ, 2014
Юрий Григорян, «Проект Меганом», победитель конкурса / МУФ, 2014

«Наша концепция называется «Порт будущего». Для себя мы определи в качестве важнейшей задачи рассмотреть не только отдельно Москву-реку в пределах города, но детально исследовать всю систему рек с большими и малыми притоками и каналами как единую, живую экосистему. Вместе с Москвой-рекой они должны стать чистыми, доступными и активными.

Что касается города, то мы условно разделили его на две части: центр и периферию. Для центра мы предлагаем более мягкую, экологическую стратегию: публичные пространства вдоль реки и водоочищающие растения, перенесенные непосредственно в гранитные каналы. В периферийных районах Москвы река большей частью недоступна городу, поэтому хотелось открыть подступы к воде, создав необходимые общественные зоны – порты. Таким образом, Москва-река станет линейным центром, позвоночником города. Важно, чтобы это привело к равномерному доступу всех городских районов к воде. Порты делятся на крупные региональные – их запроектировано 11, и небольшие районные – их всего 26.

В проекте всем командам было предложено детально рассмотреть три основные зоны Москвы: Строгинскую пойму, комплекс «Москва-Сити» и территорию завода ЗиЛ. Мы понимали, что важнейшей для Москвы задачей является развитие Нижних Мневников, куда было решено перенести парламентский центр. Эту точку в своем проекте мы назвали «Сады парламента», поскольку там важно создать именно парк с парламентским центром, а не наоборот. Проект «Планета ЗиЛ» был разработан нами в рамках другого конкурса. Тогда именно там планировалось разместить парламентский центр. Теперь ситуация поменялась, но ЗиЛ и дальше будет развиваться как город в городе – по масштабу это полноценный город с жильем, магазинами и рабочими местами. Что касается Сити, то для этой территории мы разработали один из крупных портов – гибрид порта с включенными в него ресторанами, торговыми точками, общественными местами и так недостающими там парковочными пространствами. Вкупе с добавлением ярких цветовых решений этот порт мог бы оживить достаточно сдержанный комплекс Сити.

Одним из важных предложений нашего проекта стала идея определить дату нового праздника – дня реки. У нас есть день города, а дня реки нет. Такой общегородской праздник, предполагающий массовые прогулки по реке, на мой взгляд, позволил бы напомнить горожанам, что в городе есть река».
Парламентские сады в Мневниках. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Парламентские сады в Мневниках. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Сити. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Сити. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Строгино. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Строгино. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
***

Turenscape + Архполис
Turenscape International Limited / российские партнеры Архполис и ДСК-1
Возрождение реки

Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited

Turenscape выявили пять проблем: экологию, транспорт, социальный баланс, необходимость культурного возрождения и экономической активности. Они рассматривают реку как ключевой элемент структуры города, призывая между тем к так называемому анти-планированию: приоритету экологии над всякой модернизацией и учету безопасности среды в любых преобразованиях. Новая прибрежная транспортная сеть, ориентированная на человека, предполагает ограничение скорости движения, катание на лыжах и коньках.

В природу Строгинской поймы авторы вмешиваются минимально. 
Краснопресненскую набережную превращают в пешеходную зону, направляя транспорт на Улицу 1905 года и Мантулинскую. Вдоль реки авторы предлагают создать парковые террасы, амфитеатр с настилом и другие зоны отдыха. Территорию ЗИЛа Turenscape превращают из промышленной в зеленую зону, «Социальную фабрику». Кроме рекреации здесь возникают научно-технологический и художественный институты, а также башня с жилой, коммерческой, гостиничной, рекреационной и общественной зонами.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Turenscape International Limited
***

Burgos&Garrido + Citymakers
Burgos&garrido arquitectos / российский партнер – Citymakers
Линейный текучий центр на Москве-реке: от архипелага к мозаике
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos

Не деля территорию вдоль Москвы-реки на зоны, авторы предлагают смешать несколько функциональных сценариев в одном участке-слое, каждый со знаковым зданием, притягивающим жителей других районов Москвы. «Слоистая» система позволит заниматься реорганизацией территории постепенно, а каждая зона будет сразу обеспечена всеми необходимыми сервисами.

Авторы предлагают создание новых ТПУ, объединение наземных перевозок, метро и сети парковок. Развитие водного транспорта – за счет строительства новых причалов, служащих также рекреационными пространствами. К природному ландшафту Строгинской проймы добавляются только пешеходные и велосипедные дорожки, а также небольшие объекты обслуживания. Отреставрированные здания комплекса ЗИЛ насыщают деловыми и социальными функциями, продолжая промышленную эстетику места в новых фасадах и общественных пространствах.
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Burgos&Garrido Arquitectos
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
***

Maxwan + Atrium
Maxwan architects + urbanists / российский партнер бюро «Атриум»
Открыть Москву-реку заново
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium

Maxwan выстраивает идеологию проекта на четырех ключевых пунктах: развитие сети пешеходно-велосипедных дорожек и пассажирского транспорта; создание доминант, отражающих «дух места»; преобразование проблемных территорий; восстановление природного берега некоторых зон Москвы-реки и создание зеленых коридоров. Авторы предлагают улучшить водные перевозки, создать ТПУ рядом с рекой, обеспечив связь между разными видами транспорта.

Природная среда Строгинской проймы сохраняется с улучшением велоструктуры и пешеходной сети. Новые жилые дома размещаются по краям природной территории. В Сити озеленяют набережную и создают заметные центры и пространства, развивают пешеходную и велосипедную сеть. На ЗИЛе Maxwan предложили создать два бульварных кольца и зеленые клинья, берущие свое начало от набережной Москвы-реки, уходя вглубь. Новую жилые и общественные здания предложено подчинить свойственной ЗИЛу промышленной стилистике.
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
Концепция развития территорий у Москвы-реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки
© Maxwan + Atrium
***

АБ Остоженка
Москва-река в каждом районе города
ММДЦ Москва-Сити, вид с правого берега. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
ММДЦ Москва-Сити, вид с правого берега. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка

«Остоженка» представляет реку как «ожерелье смысловых отрезков», связывающее разные по смыслу территории. Авторы размещают вдоль реки «пешеходные капилляры», и рассматривая как своего рода продольный мост, соединяющий разные места города. Предлагают запустить несколько новых видов барж, курсирующих по реке от Хорошево-Мневников до Нагатино: баржу-пляж, ресторан, скейт-парк или бассейн.

Осознавая, что актуализация пешеходного, велосипедного и прочих положительных видов движения в зоне реки требует изменения всей структуры московского транспорта в целом, «Остоженка» предлагает ряд мер: переход на систему хорд, строительство дублеров Волгоградского и Кутузовского проспектов, развитие транспортной проницаемости промзон и прочих закрытых территорий, развитие пассажирского транспорта, подвесные канатные дороги и мини-метро.

Щукинский полуостров в Строгинской пойме остается природным: болота, ивняки, высокотравные луга, пикники, прогулки, купание, эко-тропы, причалы, лодки. Левый берег Сити, напротив, становится высокоурбанизированной набережной. Предложено два новых моста: на Прененскую набережную и 1-й Красногвардейский проезд. На высоком правом берегу реки, то есть со стороны существующего Кутузовского проспекта, в концепции возникает благоустроенная пешеходная набережная с террасами и эффектным видом на Сити и урбанизированный левый берег. ЗИЛ развивается на основании старых планировочных осей заводского времени; в центре нейтральная зона парка. Авторы считают важной очистку воды в затоне и превращение его в «гавань», хотя мечту о возвращении Москвы-реки в ее прежнее русло признают нереальной из-за существующей Замоскворецкой линии метро и связанной с ней транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в концепции «Остоженки» появляется расширяющая рамки конкурсного ТЗ тема бассейна Москвы-реки: архитекторы обращают внимание на 140 притоков Москвы-реки, и предлагают варианты развития трех из них, взяв для примера, в частности реку Фильку, которая сейчас течет в трубе под линией метро; реку открывают и устраивают парк. «По сути город приобретает сто рек вместо одной», – говорят авторы.
Мастер-план для реки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Мастер-план для реки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Сводная схема транспорта. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Сводная схема транспорта. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по Строгинской пойме. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по Строгинской пойме. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по ЗИЛу. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по ЗИЛу. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Развитие территории ЗИЛа. Фотомонтаж. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Развитие территории ЗИЛа. Фотомонтаж. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Эспланада Москворецкого моста как продолжение Красной площади. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Эспланада Москворецкого моста как продолжение Красной площади. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Фильки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Фильки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Городня: южный аналог Москворецкого парка. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Городня: южный аналог Москворецкого парка. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
***

SWA + Рождественка
SWA Group / российский партнер бюро «Рождественка»
Полицентричное развитие, основанное на ресурсах реки
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group

Программно важными SWA считают уплотнение дорожной сети и создание сети скоростного транспорта, остановки которого должны стать местом притяжения местных жителей и помочь сплочению населения. Предполагается использовать пространство под мостами и путепроводами, организовав там общественные зоны для проведения досуга.

В Строгинской пройме развивают спорт и развлечения (предусмотрен даже театр). Филевскую линию метро авторы предлагают накрыть и создать над ней «зелёный бульвар», который поможет продлить единую пешеходную сеть набережных Москва-реки.

Проект также предусматривает реконструкцию Филевской линии метро: авторы предлагают накрыть эту линию и создать над ней «зелёный бульвар», продлевающий пешеходную сеть набережных Москвы-реки. На территории Большого Сити предполагается строительство большого количества различного типа жилья, нижние этажи которого будет отданы под коммерческую недвижимость. Много внимания в проекте ЗИЛу. Авторы предлагают обводнить территорию, создав острова с жилыми и общественными кварталами – вода становится основным градообразующим фактором. Здания промышленных складов становятся многофункциональными пространствами для работы и жилья. Высотный склад предложено перепрофилировать в театр, сделав его не только высотной, но и смысловой доминантой участка.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
Концепция развития территорий у Москвы-реки © SWA Group
***