Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.01.2008

Фасад-музей

Объект:
Офисное здание на ул. Наметкина
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
iCube Architectura
Авторский коллектив:
Художественный руководитель: Сергей Аветисов
Архитектура: Екатерина Любавская

Проект офисного здания на ул. Наметкина совмещает простой прямоугольный объем с любопытной идеей «коллекции» фрагментов различных офисных фасадов, собранных в архитектуре одного дома как в своеобразном «музее»

Объем здания очень прост – 23-этажный параллелепипед белого цвета. Один из фасадов опирается на поставленные под разными углами тонкие металлические «ножки», создающие подобие крытой галереи, способной приютить прохожих, идущих вдоль улицы. В современной московской архитектуре такие галереи постепенно становятся характерным приемом – увлеченные прелестями парижской улицы Риволи столичные жители их приветствуют, а для застройщиков это повод увеличить площади здания, «навесив» его над улицей.

В остальном фасады офисного здания объединяют две идеи. Большая часть поверхностей – белая. Ритм и частота расстановки проемов внутри горизонтальных рядов плавно изменяется, сгущаясь к углам и разрежаясь к середине. Авторы сравнивают этот мотив с тканью, где-то натянутой, а где-то пестрящей складками, а также с перфокартой – и в том, и в другом сравнении есть своя правда. Однако это лишь фон для основной затеи.

Главную же тему можно определить так: перед нами коллекция разнообразных фактур, употребляемых в наше время в офисных зданиях. Белая перфо-ткань основных плоскостей прорезана расположенными в хаотичном порядке крупными выступами и уступами, каждый из которых можно понять как фрагмент фасада другого офисного здания и пересаженный на здание iCube вследствие архитектурно-хирургической операции. Здесь можно найти стеклянные консоли-эркеры, как блестящие и гладкие, так и расчерченные на ромбы металлическим каркасом. Некоторые вставки из-за чередования прозрачных и темных стекол напоминают гигантские плазменные экраны – и соответственно вызывают «медийные» ассоциации. Также встречаются кирпичные врезки, напоминающие о многочисленных московских зданиях, которые сейчас все чаще обшивают пластиковыми панелями – как будто бы было кирпичное здание, его «одели», а несколько фрагментов оставили.

Фасадные вставки имеют практический смысл – кусочки «особенных» фасадов отмечают расположенные внутри общественные зоны – все они, таким образом, оказываются трехэтажной высоты. Все вместе немного похоже на археологический музей, где под стеклами разных форм и размеров выставлены фрагменты подлинных кладок, графитти и прочего. Но только тут – «музей» современных офисных фасадов, фрагментов разных архитектурных решений, обрамленных в спокойную белую рамку.

В итоге обычный фасад офисного здания превратился в проекте iCube в веселый постмодернистский коктейль из элементов рационализма, дигитальной архитектуры и авторской фантазии. Но некоторые кусочки привычного остекления здесь все же оставили, как напоминание или, скорее, как элемент игры.