Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
В этом году проект NEXT курирует бюро p.m. (personal message), которое два года назад стало его финалистом. Пабло Джонаттан Пухно Бермео и его команда поставили перед собой амбициозную задачу сделать проект одним из самых значимых событий года, поэтому предприняли ряд важных изменений. Такую планку в свое время задали, надо полагать, GAFA, которые первыми решились переформатировать NEXT.
Самое главное новшество – отбор заявок на участие в премии с помощью всероссийского открытого конкурса. Из 50 заявок жюри, возглавляет которое главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в конце 2023 года выбрало десять финалистов. Ими стали: бюро ABOVE,Проектный центр «ЯРУС»,TOU! Architects,NOMADO Architects,HADAA Architects,Архбюро «КБ 11»,APRELarchitects,ABG,Bureau_ARD и NX architects. Пять из них московские, еще пять – из Ярославля, Воронежа, Якутска, Уфы и Краснодара. Цель всех изменений – сделать проект максимально прозрачным, а критерии отбора – понятными каждому.
В течение нескольких месяцев проводили установочные встречи, митапы и мастер-классы, чтобы создать настоящее коммьюнити, где участники поддерживают друг друга, делятся знаниями и опытом, и помочь молодым бюро в представлении себя на выставке. Но не только. На встрече, которую принял Центр «Зотов», команды представили свои эскизы и получили обратную связь. На митапе, который прошел при поддержке АКИ в Ситуационном центре правительства Москвы, разговаривали обо всем: про построение мотивированной команды и любви архитекторов к своему делу, эффективных бизнес-процессах и выстраивании отношений с заказчиком.
В честь юбилея у NEXT появился призовой фонд: благодаря компании «Архитайл» победитель этого года получит 500 000 рублей. Также спецпроект поддержали: группа компаний ДИАТ, группа компаний MARKS GROUP, бюро светодизайна RAUM и производитель инструментов для светодизайна aledo. Техническим партнером стал Центр «Зотов».
Мы попросили Пабло поделиться с нами мыслями о том, как грамотно проектировать экспозицию и участвовать в выставках так, чтобы о тебе заговорили.
Пабло Джонаттан Пухно Бермео. Подготовка к NEXT 2024.
С какими трудностями при подготовке пришлось столкнуться?
Выделенное для финалистов NEXT пространство на выставке было четко регламентировано и ограничено. Была продиктована и общая концепция: необходимость распределить финалистов по обе стороны от центральной проходной оси. Для нас было важно грамотно разместить все десять совершенно разных и ярких участников так, чтобы каждому нашлось правильное место. Оптимальным решением стал баланс объемов – крупные экспонаты чередуются с меньшими, а мы сохраняем «воздух» общей экспозиции и позволяем гостям свободно перемещаться.
Ширмы создают некоторую «кулисность». Вместо того чтобы сразу раскрыть потенциал пространства, мы то приоткрываем, то прячем элементы экспозиции. Так образуется эффект «замочной скважины», который создает у посетителя интерес и желание пройтись по всем стендам выставки. Особое внимание мы уделили свету.
Архитекторы часто говорят, придя на выставку: там нет архитектуры. Как вы решаете этот вопрос?
Как куратор я считаю, что в случае, когда у тебя есть возможность заявить о себе на выставке такого масштаба, думать в классическом направлении вряд ли стоит, потому что сам смысл участия – в возможности показать собственный, уникальный способ мышления. Именно поэтому большинство бюро выбирают язык арт-объекта. К тому же, мы настолько перенасыщаемся архитектурой в работе, что хочется выразить себя иначе – свободнее и шире.
Например, девушки из бюро NOMADO из Якутии, узнав, что тема этого года «Польза», сказали, что у них, в условиях Крайнего Севера, нельзя принимать бесполезных решений. Поэтому АРХ Москва для них – способ отвлечься от насущных задач и сделать что-то максимально бесполезное, но очень красивое.
Можно ли получить пользу от участия в выставке?
Это всегда русская рулетка. Предлагаю просто получать удовольствие. В общепринятом понимании результат – это финансовый успех, узнаваемость, новые знакомства, возможность развития для бюро. Вероятно, участники ожидают этого. Я считаю, что результатом можно считать реализованную возможность заявить о себе. Так, например, мыслили мы – бюро p.m. – когда сами принимали участие в NEXT 2022. Учитесь на своих ошибках и ничего не бойтесь!
Приоткройте завесу, чего ждать посетителям на площадке NEXT?
Бюро «Ярус» решило поступить эмоционально и экологично: разместить на стенде березу. Бюро ABG размышляют о пользе пространства иронично: квартира площадью 1 квадратный метр – это много или мало? ABOVE в своих размышлениях о важнейших для человека местах через «дом», «храм» и «театр» пришли к «пещере» или «утробе», как самодостаточной красоте.
APRELarchitects задумались о том, что важно не только извлекать пользу, но и заботиться о сохранении ресурса здания для будущих поколений. Их объект будет меняться каждый день выставки.
Краснодарское бюро ARD решило сделать инсталляцию, которую сможет использовать каждый посетитель выставки – «Столчели», или «стол-качели».
TOU! Architests из Воронежа ищут баланс в хаосе, а КБ-11 из Уфы приглашают в гости в Башкортостан, предлагая убрать границы, разделяющие человека и водные пространства.
***
Защита проектов состоится 23 мая в 13:00 в лектории «Город». Для посещения выставки зарегистрируйтесь на сайте. Следить за новостями NEXT можно в телеграм-канале.