Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Вариант павильона России от архитекторов Wowhaus относится ко второму конкурсу, бриф которого предполагал, что главной темой будет Время. Кто-то из участников отнесся к теме спокойно, кто-то сделал ее главным сюжетом либо экспозиции, либо даже собственно архитектуры павильона. А Wowhaus интерпретировал тему парадоксально, может быть, даже иронически, назвав свой проект «Самый временный павильон». Не Время и временной, а именно временный. Краткосрочный.
Тут возникает парадокс, связанный с интерпретаций не столько конкурсного брифа, сколько специфики всемирных выставок вообще. С одной стороны, EXPO длится несколько месяцев и рассчитана на то, что большая часть ее сооружений, если не все, впоследствии будет разобрана. Выставка большая, но временная по определению. С другой стороны, в последние десятилетия все актуальнее призыв сохранять и использовать постройки EXPO, и в нем сочетается экологический пафос с пафосом гордыни: решение о сохранении становится для павильонов наградой и признанием его качеств, в том числе архитектурных. Вот, к примеру, в Дубае сохранили очень многое, а из середины сделали офисный центр с коммерческим жильем, что, впрочем, привело к «девелоперской» образности всей центральной части выставки 2020 года.
Так, проект российского павильона по версии Wowhaus поднимает «на щит» немодную категорию временности. Хотя это как посмотреть немодную – в современной reuse на хорошем счету.
Строить павильон авторы предлагали из архитектурной ткани на металлическом каркасе. Из ПВХ-мембраны, ETFE-пленки и стеклопрофилита. Все это современные материалы, прочные и легкие, а еще они позволяют – опять же с легкостью – создавать гибкие, гнутые, «дутые» формы, футуристичные и нетипичные. Тут вспоминается упомянутый нами ранее павильон Люксембурга в Дубае 2020 от бюро Metaform, тот тоже был из архитектурной ткани с несколькими этажами внутри. Павильон Wowhaus следует тому же тренду – то есть он просто временный, сложно сказать, почему «самый».
Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUSПавильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS Форма павильона сложносоставная, напоминает укрупненную в сто раз колонию каких-то микрогрибов в «аквариуме» из металлической рамки, определяющей его контуры. Некоторые больше, некоторые меньше, у некоторых есть синие «шляпки» из, как сказано в описании, светоотражающего материала. Глядя на этот конгломерат, думаешь, что он мог бы быть любым: каждый объем мог вырасти или наклониться в любом направлении, свернуться калачиком или развернуть «манишку» венчающей части.
Между тем определенная логика в размещении объемов есть – нижний ярус цельный, а в верхнем, который, собственно, и диктует группировку объемов, залы постоянных и временных экспозиций разделены на купола побольше и поменьше.
Генеральный план. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS
Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон». Разрез© WOWHAUS
План 2 этажа. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUSПлан 1 этажа. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS Маршрут выстроен по сплошной линии одного пандуса: то закручивается по спирали, то раскручивается, поднимаясь с одного уровня на другой.
Взрыв-схема. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS
При входе, по словам описания, посетитель попадает в «точку гиперперехода». «Время трансформируется, растягивается и искажается, отражаясь в геометрии» внешнего и внутреннего пространства, – сказано в пояснении. И тут мы переходим от необязательной временности в область другого сюжета: все-таки авторы не ограничились самоиронией и форму павильона надо понимать как образ времени – в футуристическом ключе, основанном на парадоксах, визуальное отображение которых мы привыкли встречать в кинофантастике.
Ну то есть перед нами своего рода пузыри времени, в которые посетителю предлагалось бы войти через «портал гиперперехода» и дальше странствовать по парадоксам, где – тут я уже начинаю фантазировать, благо материал способствует – сужение и расширение пространств, или капли, фокусирующиеся из куполов, словом, удивительные свойства пространства визуализировали бы для зрителя парадоксы времени.
Входная зона с водоемом. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS
«Все остальные места очень уж не странные. Должно же быть хотя бы одно очень странное место» ©.
Фасады из архитектурной мембраны, также согласно брифу, планировалось сделать медийными, но не методом LED-подсветки, а за счет проекций – мэппинга. Предложены варианты двух видов: из картин периода авангарда и из орнаментов собора Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного.
Главный фасад с мэппингом. Павильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUSПавильон на EXPO в Осаке – «Самый временный павильон»© WOWHAUS Все же удивительно, как разные и разновременные павильоны EXPO перекликаются между собой: если мы посмотрим на главный фасад с орнаментальным мэппингом, то «Самый временный», с поправкой на припухлость форм и сменяемость рисунков, – может напомнить павильон России на всемирной выставке 2010 года от архитекторов TOTEMENT/PAPER. Помните, из башен с орнаментами? Он до сих пор доступен для обозрения в Шанхае.
Но здесь, в Японии, объемы похожи на фарфоровые чашки, они какие-то заметно японские несмотря на русскость орнаментов. Из-за наклона в ту и другую сторону кажется, что они раскачиваются: то ли чашки, то ли головки фарфоровых кукол, китайских, ну, в данном случае японских, «болванчиков». Словом, некая японская нота, которую, замечу от себя, стремились привнести в свои проекты почти все конкурсанты, ощущается и здесь.
Авторы раскладывают идеи «Самого временного» павильона на три составные части: футуризм 1920-х годов, Летающий город Крутикова, Аэрогорода Малевича; время как ничем не определяемая категория в физике (и тут мы узнаем, что Большой Взрыв произошел 13.7 млрд лет назад); дематериализация или «эмеризация» – надо будет взять понятие на заметку – как одна из тенденций современной архитектуры и строительства. Несложно заметить, что все три заявленные темы не соответствуют ни конкурсному брифу, ни подтемам EXPO. Это не хорошо и не плохо – каждый творит как может и хочет, важен результат – любопытно, собственно, что, как одинаковые вводные получает разные толкования у разных команд.
Словом, как угодно может время развиваться и к чему угодно привести. И как же хочется проколоть его в каком-нибудь нежном месте и оказаться в лучшем будущем.
|