Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.04.2024

Рыба метель

Юлия Тарабарина
Объект:
Павильон России на EXPO 2025 в Осаке
Адрес:
Япония, Осака. о. Юмесима
Мастерская:
PARSEC architects
Авторский коллектив:
Ильдар Гиниятов, Александра Глотова, Мария Салех

Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.

Архитекторы Parsec ассоциируют форму своего павильона с метелью, а формообразование, прежде всего скульптурный вход с «антами» из гибких светлых стенок возводят к скульптурам минималистов 1970-х годов. 

Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects

Это неудивительно, поскольку лидер бюро Даши Намдаков – прежде всего скульптор, и архитектура Parsec в основном скульптурная, построенная на гибких поверхностях, взять хотя бы павильон метро «Потапово» Сокольнической линии. В данном случае интересно, что к «скульптурному» направлению, в архитектуре известному как неомодернизм и starchitecture, примыкает именно скульптор, есть в этом какая-то историческая правда. 

Направление заслуженно ценится на EXPO, в Дубае можно вспомнить павильон ОАЭ Сантьяго Калатравы с его крыльями, его же павильон Катара. Григорий Ревзин говорил, что «в Европе так уже не носят». Впрочем, какая разница, носят или нет. Но больше всего предложенное решение Parsec перекликается с павильоном ОАЭ Нормана Фостера на миланской EXPO 2015 года. Там тоже гибкие стенки формировали путь посетителя к ядру центрального зала. 

Мне же павильон Parsec напомнил рыбу. 

Причем скорее даже полуабстрактную подвеску в виде рыбы, сделанную в русле поисков веры кем-то из художников МОСХа в позднесоветское время; что неплохо коррелирует с отсылкой к скульптуре семидесятых. 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects

В проекте Parsec посетителя не провожает, а встречает зал временных экспозиций – своего рода коридор, символизирующий жизненный путь человека. Стенки, и цельные, и разделенные, дискретные, выгораживают справа три узких прохода, не извилистых, но волнистых, а слева – путь прямой и несколько более широкий. Как тут не вспомнить христианское: пусть широкий и узкий; в некоторых монастырях, к слову сказать, широкий путь через ворота нарочно закрывают, чтобы паломник, он же посетитель, вошел праведным узким путем. 

Впрочем, в данном случае выбор зависит не от нежелания протискиваться в калитку, а от интереса к выставке – на «узком пути» тут определено можно было бы увидеть больше. 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Функциональная схема
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Функциональная схема
© PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Входная группа © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Входная группа
© PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Формообразование © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Формообразование
© PARSEC architects

Затем мы приходим в главный зал, который на плане похож на воздушный пузырь рыбы. В нем, согласно программе, должно быть Дерево Времени. У Parsec оно получилось абстрактным и медийным, никакого буквализма, световая скульптура-вихрь. Можно себе представить, что здесь находится этакий метафорический «ядерный реактор», генерирующий все пластические взвихрения павильона. 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025 © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Центральный зал © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Центральный зал
© PARSEC architects

Любопытное предложение, никак не связанное с конкурсным брифом – большой зал отдыха в конце павильона. Авторы называют его залом Снов Менделеева – напомню, во сне ученый увидел свою таблицу (а еще в Москве есть одноименный бар), – говорят о важности сна для перехода от краткосрочной памяти в долгосрочную, в общем, предлагают отдохнуть. 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025 © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Зона медитации © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Зона медитации
© PARSEC architects

В проекте ТПО «Резерв» таким местом для отдыха было объединяющее интерьер пространство амфитеатров, а в проекте АБ ASADOV – терраса на кровле. Но интересно, что тут нам говорят не только об отдыхе, а даже о сне. И впрямь, на EXPO так и хочется свернуться где-нибудь калачиком и поспать. 

Наконец, завершает экспозицию для, предположу – выспавшихся людей, – пандус подъема на террасу вверху. С нее, согласно авторскому предложению, можно было бы съехать по горке. Тут вспоминается павильон Люксембурга Metaform в Дубае 2020, только там горка была витая и закрытая, а тут – пологая, открытая. Так и хочется сказать, как русская душа. Еще больше впечатляет авторский комментарий: «...неожиданный акцент позволит гостям, направляющимся к следующим павильонам, разрядиться и настроиться на так редко ассоциирующуюся с Россией волну веселья, легкости и удовольствия». 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025 © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Подъем / спуск © PARSEC architects
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025. Подъем / спуск
© PARSEC architects

Проект привлекателен гибкими линиями, уважением к человеческой усталости и несколько медитативным отношением к пространству. Хотя, положа руку на сердце, по показанным изображениям сложно судить, как воспринимался бы, к примеру, узкий коридор входа. И в дальнем торце «хвост» (или рот?) «рыбы» уже не так эффектен, как на входе, больше говорит о деконструкции, чем о скульптуре. 
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
Концепция павильон России на ЭКСПО 2025
© PARSEC architects