Руководитель авторского коллектива: А. Гнездилов, ГАП: М. Дехтяр, ГИП: О. Чубарова. Архитекторы: М. Мосешвили, Е. Казурова-Скороход, А. Казуров, Н. Гурьянов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
В случае с Выксой моноспециализация города – не минус, а наоборот, плюс. Группа ОМК, которая владеет и управляет бывшим заводом Баташевых, и ее фонд «ОМК-Участие» много лет проводят фестиваль современного искусства, обустраивают дворы и автобусные остановки по проектам ведущих архитекторов, реставрируют конструкции Шухова, строят рядом с дворцом Баташевых «Шухов парк» и музей Металла, он же Центр промышленного прогресса.
А рядом с собственно заводской территорией, на ее границе с городом, в феврале 2024 года компания начала строительство корпоративного университета по проекту архитектурного бюро «Остоженка».
Андрей Гнездилов, АБ «Остоженка»
Нам повезло разработать такой значимый для Выксы объект. В этом доме будет комфортного всем, кто вовлечен в учебный процесс.
Мощное прошлое Выксы неразрывно связано с будущим, его связывают люди, и люди должны это будущее изобрести. Это дом, в котором люди будут учиться, мечтать и реализовывать свои мечты.
ОМК и сейчас развивает образование в городе: как школьное, так и профтехническое, сотрудничает с МИСИСом по подготовке кадров и обучает сотрудников на производстве по 210 (sic!) профессиям.
Корпоративный университет – продолжение и развитие ветви производственного обучения. Его строят напротив заводской проходной на улице Братьев Баташевых, в месте, где город смыкается с заводом. Университет должен стать продолжением завода и обучать по 600 учебным программам, от механики электропривода до экономики производства. В день его смогут посещать порядка 500 человек, а конференц-зал рассчитан на 600 мест.
Анатолий Седых, председатель совета директоров ОМК
Корпоративный университет не только повысит качество образования, но и преобразит облик города.
Проект подготовлен с большим уважением к индустриальному наследию Выксы и отсылает нас к «шуховской сетке», которая известна во всем мире. Университет – лишь часть нашей социальной программы по преображению Выксы. Всего же в ближайшие пять лет в развитие города мы вложим свыше 30 млрд рублей, а это значит, что люди, которые будут здесь учиться, жить и работать, продолжат укреплять ту базу, на которой держится Выкса уже более 260 лет, промышленность нашей страны и российская экономика в целом.
Двухэтажное здание площадью порядка 9000 м2 состоит из трех корпусов: учебного, административного и общественного, собранных в два почти симметричных Г-образных блока и соединенных прозрачным двусветным атриумом с просторной винтовой лестницей.
Функциональная схема. Корпоративный университет ОМК в Выксе
Поскольку корпуса поставлены под углом, то в плане получается контур, похожий на стилизованную фигуру с кокетливо отставленной в сторону «ногой» – если еще немного пофантазировать, то 10-этажное здание заводоуправления чуть в стороне, но рядом, – это будет «голова», что, безусловно, не совсем точно. Но, с другой стороны, сразу заметим, что университет перенимает от заводоуправления логику построения плана: объемы, составляющие каждую из его «половин», поставлены под прямым углом друг к другу, один вдоль улицы, другой уходит в глубину участка.
Но интереснее – откуда взялся интригующий легкий поворот двух половин здания по отношению друг к другу. Он отнюдь не произволен.
Архитекторы так любят планировочные оси. И правильно делают, поскольку это связывает город и визуально, и по смыслу. К примеру усадьба Баташевых была ориентирована на ось ее парка, теперь это выксунский ЦПКиО, и эта ось, смотрящая на северо-северо-восток, стала основой для ортогональной планировки кварталов большей части города. Усадьба и город «смотрят в одну сторону», и для Выксы это более чем верно, поскольку у них общая цель.
Вторая ось – Навашинское шоссе, ведущее из Выксы в Муром и к Оке, по которой исторически перевозили производимый здесь металл. Вдоль него в советское время росла территория завода, так что это направление – не менее ключевое.
Два главных городских направления пересекаются под углом 40°, образуя диагональную сетку ромбов. Очень, очень похожую на сетки инженера Владимира Шухова, несколько примеров которых хранится в Выксе.
Схема формирования объемно-пластической композиции: сетки города. Корпоративный университет ОМК в Выксе
То есть Выкса, город, связанный в числе прочего с памятью об инженере Шухове, оказывается в планировочном отношении «прошит» рисунком сродни шуховской конструкции. Это сильно, и это переводит контекстуальные зацепки на новый уровень, более глубокий, чем просто воспоминания о сетках.
Впрочем, планировочная идея не исчерпывается красивой семантичностью. Обозначенный поворот, во-первых, подчеркивает связь зданий университета и заводоуправления как двух главных акцентов местности, а во-вторых, образует перед входом пологую треугольную площадь, что делает городскую среду в этом, ключевом для Выксы, месте ощутимо более осмысленной и организованной. Рисунок диагональной сетки в мощении подхватывает, визуализирует и «закрепляет» тему сеток, найденных архитекторами в городе.
«Ось Навашинского шоссе» в проекте превращается в сквер перед заводоуправлением, который продолжает площадь перед входом в университет на другой стороне улицы и образует с ним цельное общественное пространство – авторы называют его линейной площадью.
На территории университета за корпусами предполагается небольшой парк, в который можно будет пройти через атриум. Образуется еще одна ось, поперечная, она же ось симметрии площади, делящая ромбы диагональной сетки пополам.
Схема построения композиции. Корпоративный университет ОМК в Выксе
В общей сложности планируется благоустроить 2 гектара.
Архитектуру будущего университета можно определить как легкую и сдержанно-технологичную. Двухъярусная перемычка атриума – прозрачная с двух сторон, что должно сделать вход проницаемым, а вид с площади в парк и из парка на площадь почти беспрепятственным, раскрытым визуально в унисон раскрытому, расширяющемуся в глубину, расположению корпусов.
Фасады планируется покрыть серебристым матовым алюминием – материалом, созвучным металлургии как таковой, и кроме того способным не отражая окружение улавливать рефлексы, маскируясь размытием по Гауссу.
Такая поверхность способна долгое время оставаться чистой и новой, символизируя инновационные свойства металла и металлургического производства, что созвучно целям и пафосу корпоративного университета.
Хочется заметить, что, когда Центр промышленного прогресса, спроектированный Никитой Явейном, в двух километрах отсюда, около усадьбы Баташевых, будет построен, то корпоративный университет образует с ним любопытный смысловой пандан, контрастную пару на двух концах города: один заржавленный, состаренный, другой – новый и благородно блестящий.
Решение всех объемов подчинено единой теме, но они различаются между собой. «Нога» административного корпуса, уходящего в парк, чуть темнее, учебный – светлее, а общественный, объединяющий конференц-зал и фойе, покрыт диагональной сеткой. Это – самая явная и легко считываемая отсылка с Шухову, прямая цитата. И в то же время сетка как будто «поднимается» на фасад из мощения площади.
Рассматривая проект, можно представить себе, что в его структуре мы имеем дело с несколькими уровнями воплощения сетки: умозрительный уровень «зашит» в планировке города; «плоскостно-декоративный» стал основой для мощения площади и ее визуальной организации – и если мы вспомним, какое значение имеет и какое впечатление производит диагональная сетка мощения на площади Капитолия, благоустроенной Микеланджело, то станет понятно, что это – не мелочь.
А сетка диагоналей перед фасадом конференц-зала – самое «реальное» воплощение все той же темы. Кроме того в ней можно увидеть еще один сюжет: все другие металлические фасады декорированы вертикальными ламелями, не очень далеко вынесенными, но тем не менее организующими объемы своими равномерными линиями. Так вот, глядя на здание, особенно со стороны площади, можно подумать, что на общественном корпусе эти полоски решили «поиграть» и изменили свое направление и скрестились. Что-то в этом приеме есть легкое, парковое; он считывается не только как аллюзия на промышленную архитектуру того же Шухова, – он еще похож на садовую перголу, увеличенную в несколько раз, и тем не менее легкую.
Если мы вспомним, что на территории университета будет парк, в том числе из существующих деревьев, а еще что Выкса до сих пор состоит из двухэтажных домов с садами и палисадниками, с коврами и кладовками во дворах и с цветущими в мае вишнями, – то эта ассоциация с перголой покажется вовсе не произвольной, а очень даже тонкой и точной. Здание стоит на границе между малоэтажным садовым городом и огромным заводом – и архитекторы, по-видимому, поймали в нем и объединили обе темы, одну брутальную, другую «лайтовую», светлую и легкую.
Ну чем не волшебство.
Над интерьерами университета ОМК работали Frontarchitecture, и в них, как кажется, подхвачены основные темы здания. Интерьеры – простые, лаконичные, заметную долю серьезности им добавляет серый бетонный цвет, черные рамки и потолки, а дерево и естественный свет, проникающий в коридоры через стеклянные стены, отвечает за «свежесть». Замечу, что здание – отнюдь не целиком стеклянное, в стенах учебного и административного корпусов мы видим, в основном, окна, а не сплошные витражи. Но, в частности, благодаря стеклянным стенам коридоров, во всяком случае, на рендерах, интерьеры – умеренно освещенные, не слишком яркие, но наполнены естественным светом. Они спокойные и рациональные.
Два самых ярких решения интерьеров принадлежат атриуму и конференц-залу. Это винтовая лестница двухсветной части и световые стены зала, в том числе – за сценой. Ее можно будет открыть и зарыть. Свет за сценой – одна из популярнейших идей нашего времени, в концертном зале «Зарядье» ее не реализовали, в зале Пакгаузов на нижегородской Стрелке – осуществили; посмотрим, что будет здесь. Но, поскольку амфитеатр предназначен не для филармонической музыки, а для производственно-учебных конференций, то шанс реализации светового пояса с трех сторон с тонким бегунцом-зигзагом за полосой стекла, надо думать, велик.