Россия,Липецкая область, Задонский район, парк «Кудыкина гора»
Мастерская:
Megabudka
Авторский коллектив:
Авторы проекта: Кирилл Губернаторов, Мария Вертинская
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора» – самый, пожалуй, узнаваемый проект бюро Megabudka. Он был построен в 2021 году и, несмотря на свою функциональность, стал полноправным арт-объектом пространства – думается, фотографировали его не меньше, чем Змея Горыныча и деревянную крепость. Стратегия развития парка, к которой архитекторы также причастны, судя по всему, работает: приток посетителей растет, поэтому в дополнение к существующим гостевым домикам в прошлом году построили небольшой гостиничный комплекс. Этим проектом тоже занималась Megabudka.
Место для гостиницы выбрали уютное и обособленное: на полуострове, образованном крутым изгибом речки Каменки, берега которой густо поросли деревьями. Архитекторы расположили на нем три одноэтажных корпуса на 8, 9 и 12 блокированных номеров. В навигации гостям помогает небольшое различие в цвете: рамы и дверные полотна в каждом корпусе имеют свой оттенок – травы, одуванчика или кипрея.
Отодвинутые к берегам, корпуса гостиницы образовали небольшую внутреннюю площадь, которую архитекторы называют «природным лобби». На него ориентированы галереи со входами в номера и окошками ванных комнат. Цоколь с этой стороны закрыт земляным валом, из-за чего создается ощущение, что здания стоят уже давно. Отсутствие заборов и личных палисадников позволяет гостям встречаться и при желании знакомиться.
Номера же обращены окнами и укромными лоджиями к берегу реки. С этой стороны цоколь наоборот оставили открытым, из-за чего объемы кажутся приподнятыми над ландшафтом. Главным декоративным элементом стали карнизы из деревянных реек, поддержанные балками перил и перголами на лоджиях. Как и со стороны двора, при боковом освещении они дают красивые графичные тени, навевающие что-то средиземноморское. Еще один «микс», довольно ироничный, – большие окна без импостов, затянутые кружевной занавесочкой.
Стены внутренних помещений, совершенно так же, как и фасады, покрыты штукатуркой-мазанкой, которая становится идеальным фоном для ярких акцентов: изразцовых плиток, луговых цветов, зеркала в раме-наличнике, расписной чайной пары. Все предметы «утвари» сделаны российскими дизайнерами и мастерскими: Aesthetic, Delo, Аданат, ChernyshBrothers, OMinimalism, Центрсвет. Необычное решение в комнатах – «лежанка» у окна, предназначенная для размещения детей, ради которых, собственно, в парк в основном и едут. Несмотря на минимализм, этот закуток живо напоминает о печи, лоскутном одеяле и банках с заготовками на зиму.
Любоваться пейзажем можно и за пределами номеров: территория вокруг гостиничных зданий общая, поэтому лучшие виды и укромные уголки остались в распоряжении всех гостей. Вдоль берега проложена тропа, а по центральной оси полуострова можно спуститься к благоустроенной зоне с площадками для отдыха, пляжем и настилом для йога-практики. Белоснежные стены позволяют комплексу гармонировать с окружением в любое время года: зимой он сливается со снежным покровом и привлекает теплым свечением окон.
В этом проекте Megabudka продолжила эксперименты с поиском идентичности русской архитектуры, но от деревянного зодчества перешла к белокаменному. Как и в случае с Центром гостеприимства, среди референсов оказались не только русские постройки: Ростовский кремль и торговые ряды уездных городов соседствуют с монастырями и деревенскими домиками сербской глубинки. Объемы технических блоков без сомнения напоминают печь, но и в не меньшей степени – ганзейский торговый домик. Похожие перекрещивания мы находили и в предыдущей работе бюро.
Тем не менее, ощущение от постройки как снаружи, так и внутри – именно русское. Толща стен с маленькими оконцами и глубокими нишами, «гульбище» деревянной галереи, живая «мазаная» поверхность, полуарки, утопленные в траву стены – это все родное и очень красивое. Образ получился настолько собирательным, что с одного ракурса здание напомнит о храме и кротости монастырской жизни, с другого – об усадебной конюшне, гостином дворе или дачной веранде.
Уберем за кадр лошадь и колонны – вспомнится белый модернизм, и даже более конкретно – библиотека Алвара Аалто. Он, конечно, не русский, но, кажется, черпал из того же источника, что и строители церкви Покрова на Нерли: делал архитектуру частью природы и соизмерял человека с чем-то большим, чем он есть. Вполне в духе русского космизма, который Megabudka считает одним из ключевых понятий для русского же дизайна.
Среди найденных архитекторами Megabudka ключевых для русской идентичности понятий есть и драматизм. С этой точки зрения можно различить еще один мотив. Нет ли в очертаниях технического блока силуэта обезглавленного в советское время и приспособленного под что-то приземленное храма? Нижняя часть здания – это просто фундамент или часть погребенного под культурным слоем этажа? Не намекает ли высота и карниз из деревянных реек на то, что когда-то был второй ярус? В общем, элегическое настроение, свойственное руинам, определенно можно уловить.
Благодаря присутствию Megabudka «Кудыкина гора» получает архитектурно осмысленное измерение, ради которого хочется это место посетить. Похоже, что коммерчески успешный туристический продукт начинает все чаще коррелировать с хорошим архитектурным проектом, что не может не радовать. О схожей концепции мы недавно рассказывали здесь.