НПО «Архстрой»: Дехтяр А. Б., Серова А. А., Маркова А. С.
В процессе исследования мастер-плана Благовещенской слободы в Нижнем выяснилось, что рядом с комплексом, у его подножия на берегу реки, спроектирована еще одна группа объектов. Они дополняют ЖК функционально, а как срифмованы по ритму, цвету и смыслу – любо-дорого смотреть.
О мастер-плане улицы Черниговской, который сделали архитекторы «Остоженки», пригласив к последующей работе нижегородских, так же как и московских, коллег, мы рассказывали пару дней назад – проект большой и сложный, целая история на 10 лет плюс. В процессе разговоров о ЖК GloraX Premium, кое-что удалось узнать и о соседних проектах.
Вот например: участок у подножия башен и моста. Там располагается ангар, сооружение промышленное и советское: бетонные опоры, кирпичные стены, металлическая безопорная кровля. Большой, 66 х 24 м. На вид – скорее склад, причем до недавнего времени от мельницы Бехтерева туда вела наклонная перемычка, похожая на пандус для спуска товара.
Культурный центр на Черниговской. Ситуационный план
Ближе к мосту – двухэтажный панельный домик поменьше, похожий на здание администрации и охраны. И, наконец, два бетонных объема у реки: зерновой причал и швартовая башня. И еще руины бетонного бункера. Очень сталкерское место – было и пока что остается.
Но жизнь, как известно, идет вперед, и вместо остатков заводских зданий запланирован культурный центр, – его автор, Александр Дехтяр, предложил поставить в ряд два здания близкого масштаба: одно наследует ангару, другое размещается ближе к мосту. А между бетонными быками он перебрасывает мостик смотровой площадки с окнами в полу, которые позволят видеть воду не только вокруг, а и под ногами тоже.
Определенно, приречная инсталляция хороша, тем более что там задумана беседка с камином, и от второго корпуса туда ведет наклонный пешеходный мостик – аттракцион для склона набережной. Тут можно вспомнить и старую заводскую перемычку, но, не только ее, намного больше мостик перекликается с самим Метромостом.
Вон там – моооост, длиной километр, а тут у нас – мостик.
И все здесь так: быки смотровой площадки составляют пару-скульптуру, которая неожиданно напоминает «Большую глину» перед ГЭС-2. Кажется, что она изображает две башни с навесным переходом за ней. Случайность? Шутка? Если так, то удачная. Объект совершенно на башни не похож, он – не они, но он, как мим на парижской площади, их изображает.
Напомню, что форма смотровой площадки – не результат авторской прихоти, здесь планируется использовать имеющиеся объемы, один больше, другой меньше. но Александр Дехтяр, похоже, разглядел в них рифму будущим домам-соседям – как скульпторы находят сходство с чем-то в древесных корнях, морском или речном плавнике. Может быть поэтому бетонные объемы из угловатых стали обтекаемыми: обтесались? Прямо скажу, пара быков – моя любимая часть проекта, довольно внезапная и неожиданная. Хотя над формой купола вокруг камина на смотровой площадке я бы еще поработала.
Объемы двух протяженных корпусов на бровке берега тоже образуют пару. Они не одинаковы, но подобны друг другу, зато цвет разный: один кортеновый, автор называет его террактово-кортеновым, другой белый – или, согласно описанию, из «тусклой стали». Прямо как напоминание о спорах между доминантой красного или белого – актуальных, как мы помним, для этого места.
Оба корпуса перекликаются с окружением. Кортеновый выстраивает диалог с пилонадой жилых башен и образует с ним структурно осмысленную городскую улицу с некоторой «жестчинкой», восходящей к памяти о заводском прошлом.
Белый обращен к другой части контекста – воде: его речной фасад, помещенный в широкую раму, составлен из гармошки треугольных выступов, где южная сторона каждой призмы ровная, прямая, а северная – S-образная и совершенно точно металлическая. Сложно не увидеть здесь метафору речных волн.
Однако «бутерброд» с металлом в широкой белой раме находит отклик и в форме Метромоста поблизости.
Между собой два корпуса объединяет не только одинаковая высота и пропорции, но и интегрированный в них цвет светлого дерева: на обоих протяженных фасадах кортенового корпуса это широкая лучковая арка за пилонадой, зато тыльный фасад белого корпуса, обращенного к улице, почти целиком составлен из ламелей цвета дерева, да еще и с широкими срезами для огранки формы. Причем ребро срезов – той же лучковой формы, что и у соседа. То есть опять-таки рифма.
Фасад со стороны моста усложнен уступом и в целом «белый» корпус выглядит как приветливый пропилей, встречающий тех, кто въезжает на набережную со стороны моста.
Почему-то кажется, что этот деревесный оттенок должен напомнить о песчаном береге и ребрышках-дюнах в воде.
С набережной два здания взаимодействуют тоже как срифмованная пара: у кортенового корпуса – терраса с подпорной стенкой, существенно выступающая вперед,
Сам Александр Дехтяр подчеркивает, что одной из его основных задач было срифмовать проект с соседним районом: «соблюсти нейтралитет по отношению к исторической застройке и в то же время найти правильную интонацию» по отношению к ЖК. Отсюда – «исключение стилистического заигрывания» с историческими фасадами, и, напротив, диалог с вертикалями нового комплекса. То и другое вполне очевидно: здания реагируют на тот контекст, который считают «своим»: речной и современный.
Отдельная тема – «пятый фасад», то есть кровли, которые будут видны как из башен, так и с моста. Здесь тоже образуется пара, но несколько иная, между рекой и берегом: на смотровой площадке мы видим крупные «капли», а на кровлях обоих зданий – диагональный паттерн теплого оттенка, отчетливо «кирпичный» в честь завода. Вентвыходы, эта боль современного архитектора, в нем спрятаны так, что, действительно, почти что и не различимы.