Руководитель – Пестов Евгений Николаевич; архитектор – Попов Сергей Сергеевич; ГАП – Павлова Елена Геннадьевна
«Галерея» – так здание обозначено в проекте мастерской Пестова и Попова. Название не случайное: заказчику потребовалась современная фотостудия – параметры этого пространства и повлияли на структуру здания.
«Галерея» уже построена и уже отмечена на профессиональных конкурсах-смотрах. Правда, вывески с таким названием нет, н0 появилась деликатная вывеска ресторана на первом этаже справа, и, вероятно, в ближайшее время появится – областного министерства туризма: по словам министра Сергея Яковлева, чиновники займут 70% площадей здания. Наличие арендаторов не меняет главного – заказчики-владельцы «Галереи» имеют непосредственное отношение к фотографии, и двухсветная студия с антресолью – тоже.
Архитекторы считают, что им сильно повезло: заказчики имеют отношение не только к фотографии, но и к дизайну. Говорили на одном языке, совпали представления о том, каким может быть современный дом в историческом окружении.
Окружение – сложносочиненное: здание стоит на месте одноэтажной постройки, которая в XIX веке была одним из корпусов усадьбы коллежской советницы Соколовой. Эта одноэтажка соединялась с главным зданием усадьбы кирпичными воротами – хотели их сохранить, не получилось. Каким этот комплекс был еще в 2019 году, можно увидеть в сети: одноэтажку не жалко, главное здание усадьбы и теперь на месте, это – ОКН.
По красной линии в одну сторону – старое здание и еще новое, целый комплекс, на квартал, в другую сторону – здание-остров – «Айсберг» (ТМА Виктора Быкова, постройка включена еще Давидом Саркисяном в коллекцию Музея архитектуры имени Щусева, под №13 – как типичный пример того, что называется «нижегородской школой»). Напротив – огромный ТЦ «Лобачевский плаза», Рядом – сквер «Черный пруд», и такие ориентиры как первый нижегородский небоскреб 1927 года и новенький Corner Place.
Среда неоднородная, как собрание интерпретаций темы «исторический Нижний Новгород». Но приемы схожие: крупные формы дробятся на некрупные, масштаб закономерно меняется, но повсеместно – отсылки к прежнему, новые материалы стыкуются с традиционными. И на этот участок «усадьбы» в разное время проектировались разные дома, общим у них была явная стилизация под оштукатуренный историзм.
Архитекторы и заказчик основным для «Галереи» выбрали кирпич: старинных кирпичных домов в окрестностях – через один, в том числе, первого городового архитектора Кизеветтера, и, кроме того, на Ошаре когда-то работали кирпичные заводы. Правда, при дальнейших расчетах пришлось от кирпича отказаться – его имитирует – и вполне убедительно! – плитка.
Кирпич и металл – популярное сочетание, востребованное в разных городах и странах, символ надежности, стабильности, преемственности. Различия – в пропорциях и деталях. И здесь масштаб, членения фасадов «Галереи», проемы окон и входов, соразмерны исключительно самой Ошаре. С улицы, в ракурсе «в три четверти», здание воспринимается цельным кубиком – и этот кубик не вываливается из общей застройки.
Только уже потом прочитывается четвертый этаж и вся высота здания – на фоне модернистского «Юпитера», «Сбербанка» и ЦМТ.
Главный вид действительно ошарашивает: металлическая часть похожа на крышу с мансардой, но сверху блестит прозрачное ограждение – значит, кровля эксплуатируемая. И если два этажа «под кирпич» – на тактильном уровне – обвиваются горизонталями ребристых полосок, третий внезапно взлетает!
Движение зафиксировано окнами: никакой симметрии, проемы – в радостном смятении. По плану там – свободное пространство, около 5 метров высотой, с обходной антресолью – для съемок сверху. Но с улицы планы не разглядеть, и этот разбег окон – как сообщение о том, что на третьем этаже происходит какая-то очень интересная жизнь.
Рамочки-наличники из металла на втором этаже воспринимаются как типичные, узнаваемые как современный прием оформления окон, но здесь они рифмуются с каскадным обрамлением «под кирпич» окон первого этажа, и поворачиваются на 180 градусов на третьем. Это тоже – наличники, которые, казалось, могли бы стать и французским балконом, или маленьким эркером. Фантазии улетают и к нижегородскому кремлю (через квартал!) – с членением на плотную и визуально облегченную части стен.
И хотя «Галерея» не выглядит недоступной – пешеходу есть на что здесь заглядеться – ассоциации с донжоном вполне уместны. Одна из особенностей нового здания – круговой обзор. Его можно обходить вокруг. Наличие кругового проезда – одно из условий проекта, и это условие выполнено: и машинам удобно, и пешеходы свободно проходят со стороны улицы Варварской к Черному пруду. Эвакуационная лестница с «дворового» фасада, как показывает сетевая статистика, стала активной фото-локацией для самых разных уличных съемок.
Проход действительно открытый: никаких «дворовых» стоянок здесь нет – у «Галереи» – лифт в подземную парковку. Для Нижнего это пока еще редкость, и это здание – пример качественной современной архитектуры и приемов освоения технически сложных участков в историческом центре города. Еще один плюс заказчику – архитекторы проводили авторский надзор.
Выбор здания под кабинеты Министерства туризма следует считать удачей: экскурсии по современной нижегородской архитектуре, «нижегородской школе» – востребованы и популярны у горожан и гостей. Название улицы происходит от глагола, но постепенно архитектура и наполнение улицы меняет отрицательную коннотацию этого глагола на очень положительную.
План на отметке 0.000. Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород