Лиза Бриллиантова, Александр Мешин, Александра Молодцова, Кантемир Езиев
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Жилой комплекс Warmstone на прошлой неделе получил премию петербургского Архитектона как лучший проект жилой функции. Любопытно, что подавляющее большинство номинантов было представлено средне- и малоэтажной застройкой. В случае Warmstone высотность в три этажа обусловлена расположением.
Участок находится в Зеленогорске, который, несмотря на свою удаленность от Санкт-Петербурга, административно входит в его состав и относится к Курортному району – вместе с Комарово, Репино, Сестрорецком и другими муниципальными образованиями. Строительство новых объектов допускается здесь при соблюдении ряда обязательств. Например, необходимо сохранить принцип застройки рассредоточенными зданиями, максимальная площадь пятна одного жилого здания ограничена. Также охраняются сложившиеся панорамы и виды, трассировки исторических улиц, аллейные посадки и озеленение.
Второе обстоятельство, повлиявшее на концепцию, тоже связано с контекстом. Когда-то Зеленогорск входил в состав Финляндии и назывался Терийоки. Здесь проявлена обратная сторона гранитно-имперского Петербурга: валуны не превращены в постаменты, подстриженным аллеям противопоставлены скрюченные сосны, «Медному всаднику» –«Калевала».
Лиза Бриллиантова, MAYAK Architects
Протагонист проекта – Человек, стремящийся облагородить дикую природу. Внутренняя драматургия проекта – одухотворение необтесанных валунов с песчаных берегов финского залива, покрытых мхом и патиной времени. Валуны можно очистить, согреть теплом рук и высечь из грубой формы то, что обретет ценность – стены любимого дома, внутри которого будет создан очаг, который станет смысловым фундаментом дома. Образ россыпи камней пронизывает проект красной нитью и является своего рода соединительной тканью для всех запроектированных элементов.
Архитекторы «разбрасывают» по участку 17 домов в словно бы случайном и оттого живописном порядке. Подобный прием, кстати, используют и GAFA в соседнем Рощино. Между пятиугольными в плане домами формируется сеть запутанных улочек, которые авторы называют «короткими, но емкими интерлюдиями между значимыми объемами зданий».
Такая близкая к вернакулярной планировка позволяет создавать множество маршрутов. Улочки ведут к центру, где сформировано главное общественное пространство – «поляна» с детскими площадками и зонами отдыха. Парковочные места расположены по периметру квартала, один из его углов замыкает четырехэтажное коммерческое здание.
Осознанный отказ от стандартной конфигурации зданий в пользу импульсивных и многогранных абрисов помог не только с идеологической точки зрения, потому что стал отсылкой к работе с природными формами, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и с инсоляцией квартир.
Все 17 домов имеет одинаковую планировку, но создают разнообразную среду: благодаря пятиугольной форме, свободной расстановке, градиенту кирпичной облицовки, крупной пластике фасадов. Панорамные окна без импостов, кубы лоджий и прозрачные невесомые балконы одновременно играют на образ массивных валунов и раскрывают виды на окружение.
В каждом доме располагается по семь квартир площадью от 40 до 73 м2. В большинстве их них любоваться соснами можно даже из ванной. У квартир первого этажа есть небольшое патио, у верхнего – выход на террасу, расположенную на кровле.