Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Григорий Мустафин, главный архитектор Института Генплана: Мы начали в 2020 году, в июле 2022 внесли правки по результатам общественных слушаний, а в сентябре 2022 документ был утвержден. Параллельно в апреле 2022 года начали работать с мастер-планом первого пояса агломерации. Мы объединили и синхронизировали все намерения по развитию Южно-Сахалинска, в результате город получил комплексный пакет документации для всех нужд: ведения градостроительной деятельности, финансирования, презентации себя на федеральном уровне.
Генплану предшествовал этап разработки стратегии пространственного развития, для которого мы привлекали международные компании и проводили комплексные социологические исследования.
Максим Ефанов, главный архитектор Южно-Сахалинска: В стратегии пространственного мы опробовали несколько проектов: например, начали формировать земельные участки для производства сжиженного природного газа. Этот этап мы проходили в рамках программы Сколково по подготовке управленческих кадров для 100 крупнейших городов России: озвучивали свои идеи в презентациях и получали обратную связь. А в процессе согласования генплана поняли, что у нас есть дополнительные локальные задачи, и вносили дополнения. То есть это живой документ. Довольно крупное функциональное зонирование дает большую гибкость, а отрегулировать все позволяют ПЗЗ.
Григорий Мустафин: Если проследить, как реализовывались требования по разработке генпланов из 10 приказа, то увидим, что практики-разработчики генпланов постепенно переходят от полного классификатора функционального зонирования из 30 наименований ко все более крупным зонам, в которых заложены гибкие рычаги реагирования на меняющиеся внешние установки.
Поэтому Южно-Сахалинску так быстро понадобился новый генплан? Предыдущий был принят в 2012 году.
Максим Ефанов: Генплан разрабатывается на 20 лет, но за это время меняется все, вплоть до градостроительного законодательства. В предыдущем генплане вообще не было инвестиционных проектов, которые мы сейчас реализуем. А чтобы сформировать под них земельные участки, должен быть соответствующий вид разрешенного использования. И даже если был бы сформирован земельный участок, у нас нет инфраструктуры для него: инженерных сетей, автомобильных дорог. Просто перекрасить зоны – так оно не работает. Раз в три года генплан точно нужно корректировать. Как мы уже сказали, это живой документ.
Григорий Мустафин: Новый генплан подготовлен в соответствии с новыми требованиями законодательства, в том числе к оформлению. Существенно повлияло на него и социально-экономическое развитие Южно-Сахалинска. Какие-то вопросы мы актуализировали: например, предыдущий генплан захватывал участки Минобороны и лесного хозяйства, трассировка дороги была проложена через СНТ. Мы разбирали каждое пересечение интересов и предлагали альтернативы. Большой блок работы при создании генплана – это согласование намерений и уточнение приоритетов развития города.
Как проходит мониторинг реализации генплана?
Максим Ефанов: Мониторингом граддокументации занимается специальный отдел департамента архитектуры и градостроительства совместно с департаментом экономического развития. Утвердив проект генплана, мы следим, чтобы развитие двигалось в том векторе, который им был заложен. Это долгосрочная каждодневная работа: подобрать земельный участок, проанализировать свободные территории и выставить их на аукцион, помочь департаменту землепользования сформировать конкурсную документацию, определить параметры территории.
Какие решения генерального плана Южно-Сахалинска уже реализуются, какие на подходе? Как выбираются мероприятия, которые необходимо провести в первую очередь?
Максим Ефанов: В Южно-Сахалинске появилось наземное метро. Прошлый генплан предполагал вынос железной дороги за пределы центра города, сейчас подход к этому вопросу пересмотрели: железная дорога стала основой для развития наземного метро. Рельсовые автобусы используются как скоростной общественный транспорт, который не стоит в пробках и не боится снежных заносов и метелей.
Вся городская транспортная сеть теперь формируется на базе существующей железной дороги: уже открыто несколько транспортно-пересадочных узлов, совместно с РЖД мы поменяли график грузовых перевозок, чтобы не мешать движению общественного транспорта. Спрос на рельсобусы с момента запуска растет кратно с каждым годом. Ставка сыграла.
Григорий Мустафин: Мы, чтобы этот сюжет поддержать, заложили на перспективу развитие территории вокруг станций наземного метро, чтобы эту инфраструктуру капитализировать. К железной дороге «привязана» реновация промышленной зоны с созданием нового городского центра, развитие индустриальных технопарков, агропарков, новых жилых районов. Чередование жилых зон и экономических кластеров позволяет двигаться в сторону концепции 15-минутного города.
Максим Ефанов: Стоит также сказать, что до 2018 года в Южно-Сахалинске была только узкоколейная железная дорога, сейчас она «перепрошита», но не электрифицирована. Рельсобусы – современные, комфортные, но с дизельным двигателем. Совместно с ПАО «РусГидро» запущена программа перехода рельсового автобуса на водородное топливо, то же ждет и остальной транспорт, который сейчас за счет областной субсидии газифицирован. Мы стремимся к углеродной нейтральности.
Григорий Мустафин: Коллеги выбрали очень продуктивный подход: сначала вложились в транспорт, потом развивают саму территорию. Очень редко в наших городах так правильно выстроена градостроительная деятельность.
Что еще можно упомянуть?
Максим Ефанов: Готов мастер-план северной промзоны, в этом году планируем разыграть лоты КРТ. Строятся микрорайоны «УЮН» и «Горизонт», запроектирован микрорайон «Поле чудес», начался первый этап строительства технопарка, агропарка, взлетной полосы, западной объездной автомобильной дороги регионального значения, научно-образовательного центра, кампуса на 1500 студентов. Все это было заложено в стратегии пространственного развития и генеральном плане.
Генплан – это изменения, заданные «сверху» или «снизу»?
Максим Ефанов: Муниципалитет, конечно, понимает, где нужно развивать жилье, а где промышленность. Но есть нюансы, которые жители знают намного лучше. Например, мы подробно обсуждали с горожанами четыре варианта трассировки западной объездной и так называемой восточной объездной улицы: встречались, обсуждали плюсы и минусы, выносили решения на уровень руководства и корректировали в генплане так, как договорились с жителями. Тем самым сняли большой блок напряжения. Количество обращений о нарушении прав граждан в граддокументации значительно уменьшилось.
Григорий Мустафин: Это была инициатива заказчика и нас как подрядчика – законодательство предусматривает взаимодействие с жителями только на самых последних этапах во время публичных слушаний. Коллеги в техническом задании на разработку документации заложили для этого отдельный этап: проводились телефонные и интернет-опросы, работала платформа с картой, где можно было оставить идею, проводились семинары про транспорт, природный каркас. Мы буквально садились в кружках и рисовали схемы возможного развития города. Потом отдельно приезжали и показывали – вот, что мы зафиксировали, что идет в концепцию. И дальше итерации. Были проекты в нашей практике, где велась меньшая работа, – и это потом чувствовалось на публичных слушаниях. Так же мы отдельно встречались с бизнесом и инвесторами. Было бы корректно масштабировать этот опыт на другие города нашей страны.
Карта предложений по результатам работы с жителями Южно-Сахалинска
Институт Генплана разработал «Систему комплексных показателей оценки городской среды» – как она помогает в создании генплана?
Григорий Мустафин: В разработке любого документа территориального и стратегического планирования есть определенный алгоритм. Все начинается с работы по сбору данных, которая на самом деле никогда и не останавливается: даже к моменту утверждения генерального пана мы продолжаем получать различные данные от органов исполнительной власти, жителей, дополнительных источников.
Данные – это информация, но она не равна смыслам. Применяя сложные алгоритмы, мы верифицируем данные и превращаем их в основу для создания проектного решения: определяем проблемы, потенциалы, драйверы развития территории. То есть превращаем факты в ценностные суждения. Дальше мы не говорим: «вот итоговое корректное решение по развитию города». Вместо этого рассматриваем несколько сценариев: если ничего не делать, если делать акцент на агломерационное развитие или вкладывать все инвестиции в центр города. Для Южно-Сахалинска мы сделали пять таких сценариев.
Варианты предварительных сценариев развития Южно-Сахалинска
Дальше эту информацию мы используем для аппарата моделирования и применяем инструменты, которые помогли бы охарактеризовать сценарий с неожиданной стороны, показать подводные камни. В этом процессе стараемся выявить максимальное количество объективных плюсов и минусов. И уже после этого выбираем либо самый лучший сценарий, либо объединяем «хиты» из всех вариантов.
Аналитические модели как инструмент оценки вариантов развития
После выбора сценария следует нюансная работа и уточнение. Этот этап также сопровождается моделированием: мы проверяем, как изменения влияют на загрузку инфраструктуры, на обеспеченность жителей теми или иными ресурсами. Этот инструмент удобен и при согласованиях.
Алгоритм одинаков для работы со всеми городами?
Григорий Мустафин: Есть нюансы. Данные по-разному устроены, отличаются инструменты оценки: где-то они связаны с ландшафтными характеристиками, где-то – с историко-культурным наследием. Мы стараемся трансформировать шаблон таким образом, чтобы он был заточен на уникальность города. Например, в Севастополе важным фактором, влияющим на все решения, является рельеф: территория города располагается на террасах, балках, гривах, нужно учитывать вид на море – все это влияет на функциональное зонирование.
В случае Южно-Сахалинска, особенно в случае мастер-плана, много внимания уделено презентации работы – видеоролики, макеты, инфографика, обсуждение на Восточном экономическом форуме. Насколько важна эта часть работы?
Максим Ефанов:Подача, которую сделал Институт Генплана совместно с IND architects по первому поясу Южно-Сахалинской агломерации, выше всяких похвал. Именно в таком виде нужно подавать материалы, чтобы донести до руководителей и жителей цифры, карты и схемы, а также показать и обосновать, что твой проект успешен.
Григорий Мустафин: Следует помнить, что мастер-план Южно-Сахалинской агломерации и других дальневосточных городов готовился на другом уровне, по поручению президента. И это беспрецедентно: первый раз в истории мастерпланирования появилась настолько масштабная инициатива от федерального правительства. Уровень вовлеченности региональных правительств, федеральных органов исполнительной власти был очень высок. Когда мы разрабатывали мастер-план, то регулярно готовили материалы для закрытых презентаций, отдельно обсуждали их с Максимом Орешкиным, Юрием Трутневым. В какой-то момент жюри посмотрело разом 10 мастер-планов. Далее мастер-планы были рассмотрены Президентом и на текущий момент часть из них, включая Южно-Сахалинск, уже утверждены и получают поддержку.
Мы хотели показать регион с лучшей стороны. Сделали ролик на 15 минут из 170 слайдов, где отразили абсолютно все – инициативы, договоренности, стратегические проекты, драйверы развития экономики. А также более короткий ролик с инфографикой, 3D-визуализациями, в котором перевели цифры, понятные специалистам, на человеческий язык. Потом презентовали их на Восточном экономическом форуме.
В мае 2023 мастер-план был презентован президенту и одобрен. После этого были выпущены специальные указы по поддержке инфраструктурных проектов.
Давайте подытожим: какова формула рабочего генплана?
Григорий Мустафин: Первое – взаимодействие с жителями, начиная со стадии формирования первых концептуальных решений.
Второе – акцент на развитии инфраструктуры: вместо того, что строить жилой район в поле, нужно развивать скоростной транспорт и на него ориентировать приоритетные проекты с учетом стратегических целей.
Третье – чередовать жилые районы с экономическими кластерами. В Южно-Сахалинске это, например, агропарк, который влияет на повышение продовольственной безопасности острова, на внешние экономические рамки, на возможность экспорта в другие регионы.
Эти три тезиса означают высокое качество генплана любого города, независимо от географии.