SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Школа №220 располагается в центремикрорайона «Евроберег», мастер-план которого в 2016 году разработало голландское бюро KCAP по заказу девелопера, компании Брусника. Поскольку в 2018 году город подготовил типовой проект школы, отвечающий еще советским стандартам, Брусника выступила с инициативой и профинансировала новую работу: за архитектурную концепцию и фасады отвечало роттердамское бюро SVESMI, интерьерами и планировочным решением занималась проектная мастерская Брусники, а ландшафт разрабатывало нидерландское Buro Novascape.
В результате удалось решить сверхзадачу: школа соответствует современной архитектуре «Евроберега», а выработанные решения оказались настолько эффективны, что заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин предложил сделать проект образцом для других городов России. Рассказываем о ключевых деталях.
Поскольку конечная цель проекта – не новые компьютерные классы, а новые способы мышления и познания, первым этапом работы стало формулирование технического задания на создание современной образовательной среды. Авторы готовили его совместно с центром разработки образовательных систем «Умная школа».
Учитывая, что школа государственная, было необходимо опираться на Федеральные государственные образовательные стандарты. Эксперты однако утверждают, что ФГОС не так страшны, как принято о них думать, поскольку позволяют индивидуализировать учебные планы, варьировать размеры групп и сроки освоения дисциплин. В этом смысле многое зависит от команды педагогов и управленцев, но и пространство способно подталкивать к новым практикам. Поэтому авторы отказались от жесткой иерархии и деления на тематические классы, стремясь к открытости, синергии и адаптивности.
Дмитрий Агарков, руководитель отдела маркетинга продукта в Бруснике, архитектор проекта школы в «Евробереге»
Современное школьное образование давно не сводится к усвоению одинаковой для всех суммы знаний, а образовательный процесс не ограничивается фронтальными методами обучения. Им на смену пришли групповые и индивидуальные формы работы, проекты и исследования, дискуссии, смешанное аналого-цифровое обучение. Сама образовательная программа трансформировалась из общей в набор индивидуальных учебных планов, которые должны быть реализованы для всех учеников школы одновременно в едином пространстве. Важная особенность современной школы – ее инклюзивность, готовность к совместному обучению всех детей, независимо от их социального статуса, способностей и особенностей здоровья. В процессе разработки проекта мы посетили многие школы, в том числе муниципальные, где были реализованы разные форматы проведения уроков, и обратная связь по их эффективности только положительная. Поэтому мы видим будущее образовательной архитектуры именно в адаптивности пространств к образовательным задачам.
Команда проекта сразу отказалась от привычного Н- или П-образного плана, характерного для советских типовых школ. Один из главных недостатков таких решений – большой двор, который почти не используется.
Планировка типовой школы и новой школы в микрорайоне «Евроберег».
Взамен архитекторы предложили замкнутый прямоугольный контур. Двор эволюционировал в многофункциональный атриум, к которому примкнул блок малого спортивного зала, санузлов и технических помещений, в результате чего большая часть внешнего контура освободилась для классов. Вертикальные связи между этажами расположились в угловых лестницах. Все это позволило закольцевать коридоры, избежать тупиков, сохранить ясную навигацию и при этом предложить разнообразные маршруты вместо движения по прямой и вверх-вниз.
Еще один результат – площадь школьных пространств в пересчете на одного ученика по сравнению с типовыми проектами становится больше, а объем конструкций – меньше. Учеников, напомним, планируется 825.
Школа располагается на открытом участке, на пересечении двух важных улиц, просматривается из многих точек «Евроберега». Поэтому все фасады, облицованные терракотовым клинкером, равнозначны и отличаются лишь входными группами и ритмическим рисунком больших окон: в классах установлены окна размером 2,5х4,5 метра, а в столовой и музыкальном классе – 14х3,2 и 10,6х3,2 метра. В темное время суток школа становится «маяком», излучая свет.
Александр Свердлов, архитектор SVESMI
Нас всегда интересовала архитектура так называемого Амстердамского объединения, которое прославилось живописной кирпичной кладкой и смелым формообразованием. Архитекторы этого направления вдохновлялись экзотическими мотивами, поэтикой кораблей и фортов и всегда говорили об архитектуре, как о приключении. Вот с такими же настроениями мы проектировали школу для обучения и одновременно как пространство игр, общения, каких-то непредсказуемых событий. Очень надеемся, что благодаря придуманному нами новому образу места школьная жизнь будет казаться ученикам менее однообразной.
Внутри «складок» угловых акцентов располагаются лестницы. Эти сильные вертикали одинаковы, но каждая следующая поворачивается на 90°, образуя при взгляде сверху «завихрение», а с уровня глаз человека делая каждый фасад чуть другим. Массивная стена приобретает податливость листа бумаги, способного в руках человека превратиться в журавля или кораблик.
Плавность угловых акцентов эхом звучит в скругленных пилонах ниши главного входа, а также в арке зенитного фонаря. Благодаря тому, что инженерные коммуникации спрятаны в лотки и помещения на первом и последнем этажах, кровля играет роль пятого фасада. Складки лестничных стен выступают над ней, «указывая» на зенитный фонарь из гнутых деревянных балок и витражей.
Классы-аудитории разного размера располагаются по внешнему контуру трех фасадов и одновременно вокруг внутреннего ядра атриума. На четвертую северную сторону выходят столовая и спортивный зал. От коридоров классы отделяют стеклянные перегородки, которые приоткрывают образовательный процесс и позволяют естественному свету пропитывать все здание насквозь.
Специализированные классы заменили кластеры – медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. При этом все аудитории кросс-функциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Их габариты и конфигурация позволяют подстраиваться под разные методики образовательного процесса: мобильную мебель можно быстро переставить и подготовить класс для обычного урока, работы группах, дискуссии или неформальных занятий. Порядка десяти лабораторий и мастерских предназначены для творческих занятий и групп продленного дня.
Школьная жизнь пульсирует в атриуме с амфитеатром. Большую часть времени он служит внутренней площадью, где можно встречаться, читать, играть и проводить перемены. Также он берет на себя функции актового зала, удобного для торжественных заседаний, кинопоказов, концертов и спектаклей. Зенитный фонарь на деревоклееном каркасе насыщает естественным светом атриум и галереи коридоров, из которых просматривается почти вся школа.
На уровне первого яруса атриум связан с музыкальным залом и столовой на 400 человек. Из этих помещений есть выход на террасы, где ученики и преподаватели могут проводить неформальные занятия, пикники и просто наслаждаться свежим воздухом.
Медиакластер совмещает библиотеку, лабораторию, пресс-центр, коворкинг и книгохранилище. Учительская задумана как административный openspace из шести зон: открытого пространства для работы и отдыха педагогов, канцелярии, секретариата, переговорных, мини-кухни и рабочего места директора. Прозрачные перегородки добавляют работе преподавателей открытости. Спортивных залов два: малый примыкает к атриуму, большой выходит на северный фасад.
В отделке всех помещений используются дерево и бетон. Стекла покрыты специальным напылением, которое летом защищает помещения от перегревания, а зимой сохраняет тепло. Навигация и расположение помещений удобны детям с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.
Для благоустройства Брусника пригласила бюро Novascape, которое сумело продолжить образовательный процесс за пределами стен и адаптировать территорию к разным функция. На зеленых склонах с деревянными настилами и павильонами можно отдыхать или делать домашнее задание. Спортивная площадка для игры в мяч одновременно выступает амфитеатром и лабораторией под открытым небом. Воркаут и зона активной игры с горками, балансирами, батутами и лазалками поможет переключиться с умственной нагрузки на физическую. Зимой можно заливать каток и прокладывать лыжню.
Алексей Хриченков, руководитель подразделения развития продукта и технологий проектирования в Бруснике, менеджер проекта ландшафта школы
В этом проекте мы решили не экспериментировать с растениями, подобрали неприхотливые, устойчивые к климатическим особенностям Сибири. По периметру площадки появится 107 сосен и беспуховых тополей высотой 8-12 метров, внутри – липа мелкоцветная, яблоня ягодная, береза мелколистная и черемуха. Последние будут цвести и давать тень уже с первого года. Зеленую «массу» сформируют кустарники, многолетние растения, подобранные по календарю цветения, и травы. Кустарники станут буферами, разделяющими зоны активных игр и спокойного отдыха. За сезон здесь высадят около 17 000 растений.
Зимой территория тоже не будет напоминать черно-белое кино. Хвойные деревья сделают ландшафт привлекательным даже в холодное время года. С наступлением теплых дней ученики смогут выращивать зелень и овощи в школьном огороде, обедать на открытой террасе и изучать ботанику на живых примерах во дворе.
Проект школы, как уже говорилось, включен в практику повторного применения в министерстве строительства РФ, то есть его можно тиражировать на федеральном и региональном уровнях. Архитекторы считают, что стандартизировать следует только ключевые принципы и подходы, но каждая школа в отдельности должна претендовать на самобытность.