Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
TOBE предложили решетку – каркас со стороной 1 метр. Узкий треугольник участка она занимает, формируя несколько объемных ступеней, они увеличиваются, внутри проступает изображение ворот Орта-Капы, или «Средних ворот» крепости Дербента. Они расположены ближе к центру города, тоже обращены на юг и служили южным въездом в крепость.
Крепость построена в VI веке, к этому времени восходит основание кладки ворот, одна из их реконструкций относится к 1043 году. Словом, ворота достаточно древние, достопримечательность. А существующий южный знак, к слову сказать, тоже напоминает о крепости, но очень общо, в целом, в виде этакой башенки.
Изображение достопримечательности авторы предложили разместить на перфорированных металлических пластинах, слоями, чередуя их с полупрозрачными изображениями, интерпретирующими другие темы дагестанской идентичности, например, напоминающими о плетении ковров.
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Так должен был сформироваться многочастный, полупрозрачный рисунок – некий призрак ворот, которые, между тем, можно увидеть в центре города. Стройки каркаса, согласно замыслу, должны были напоминать опоры виноградников; авторы предлагали подсвечивать объект на 6000 k – холодным белым.
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Конкурсный проект на южный въездной знак города Дербента, 2023© TOBE architects
Объект радикально отличается от общепринятых въездных знаков, которые, как правило, представляют собой надписи, скульптуры или стелы, то есть вещи массивные и объемные. Его легкость, прозрачность и многослойность кажется очень актуальной, если рассматривать ее с точки зрения современной сценографии. Сложнее с современным городом: если с аргументом авторов об устойчивости металлического каркаса и пластин перфорированного металла легко можно согласиться, то можно предположить, что жюри конкурса его отвергло потому, что такой объект, завораживающе эффектный, будет, вероятно, сложно мыть.
TOBE architects Андрея Кораблева не впервые заметно проявляют себя в конкурсной практике. Не так давно они вышли в финал конкурса на концепцию развития бывшей территории Суворовского училища в Ульяновске, а также заняли 2 место в конкурсе на Парк победы в Мурманске.
|