Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.03.2023

Восточные пределы

Алёна Кузнецова
Объект:
Концепция комплексного освоения территории «Восточной дуги»
Адрес:
Россия, Казань.
Генплан Казани (до 2040 года)
Адрес:
Россия, Казань.
Мастерская:
Институт Генплана Москвы
Авторский коллектив:
Концептуальные архитектурно-планировочные решения:
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Г. Крестмейн, М.С. Викулин;
Н.А. Чернышова, О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина
Социально-экономическое развитие:
Д.Ю. Некрасов, А.И. Корябкина, К.Ю. Челышева
Инженерное обеспечение:
 А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина, А.А. Буров, Н.В. Шадикян, Н.С. Сладкова, И.В. Владимирова, О.Н. Пивоварова, С.Е. Колединский, А.С. Мишкин, М.А. Котков, И.М. Магомедова, М.А. Рагимова, А.Р. Юдинцов, П.А. Шалыго, Н.В. Савченко, А.Б. Алексеев, С.С. Шкерис
Социальное обеспечение:
Ю.Г. Страшнова,Т.Г. Цивилёва, В.А. Пангина, Д.А. Аксенов, Н.Б. Бабкина
Анализ исторических территорий:
Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Н.И. Сафина
Транспортные решения:
И.А. Бахирев, Т.В. Сигаева, С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Ф.В. Костылев, Д.Н. Власов, О.В. Панкина, О.В. Васильев, А.М. Ивкина, Г.А. Новиков, А.П. Родионова, М.А. Мигалева, Т.И. Мельникова, Т.И. Добрыгина, А.Л. Дергачев, В.В. Давыдов, В.В. Давыдов, Л.Я. Гришков, М.А. Дмитриева, И.А. Ершова, А.А. Карасев, Г. А. Макурина, М.Г. Транцева, Е.В. Чернашкина, В.А. Шумилина, Ю.В. Бочкарева, Е.А. Иванова, С.В. Овчинников, Ю.А. Фролова, Л.Ф. Прокофьева, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев, Н.В. Бурутина, А.П. Етрухин, Н.О. Зимовская, М.А. Подлегаев, Е.А. Хохлова, Е.Е. Семеновых,М.В. Савочкина, С.А. Каряева, А.А. Мингазов, А.В. Мехнецов, О.В. Стручков, В.Ю. Громченко
Экология и ландшафтное проектирование:
Е.В. Лебедева, Львовская, О.И. Соломина, Н.К. Кирюшина, С.И. Сахарова, И.А. Харченко, Т.С. Арефьева, О.Ю. Кузнецова, А.И. Пузакова, М.А. Таратута, О.В. Герасимова, А.М. Токарева, И.А. Гончаренко, Е.С. Радчикова, А.А. Минин, А.В. Воскова, В.А. Щёкотова, М.Е. Семина, А.К. Ромахина, М.А. Григорьева, Н.А. Голованова, М.А. Дроздова

«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.

В 2020 году Институт генплана Москвы разработал генплан Казани до 2040. Столица республики выбрала путь полицентричного развития: наряду с уплотнением компактного города также стоит задача освоения периферийных районов, где все еще много свободной земли, не обремененной ограничениями. До недавнего времени этот процесс шел если не стихийно, то достаточно вольно: так, на западной окраине города, со стороны Зеленодольска, растут плотные жилые комплексы высотой в 17 и 25 этажей, часто с «отстающими» дорогами и минимальной социальной нагрузкой в виде типовых школ и детских садов. «Салават Купере», «Залесный Сити» – родные «братья» спальных районов многомиллионного Петербурга, при том что нынешнее население Казани, напомним, – 1,3 миллиона человека.



С восточной стороны тоже есть неосвоенные гектары бывших сельскохозяйственных угодий, так называемая «восточная дуга». Она вошла в состав города после утверждения генплана 2007 года, после чего Казань в этой части приобрела структуру «слоеного пирога»: плотная историческая застройка постепенно растворяется в советской, которую сменяет пояс современных кварталов, за ним – «пышная» прослойка ИЖС и, наконец, «восточная дуга», которой суждено стать «корочкой» новейшей архитектуры. 

Положение в структуре города
Положение в структуре города
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Сейчас «дуга» – это незастроенные просторы с оврагами, лесами, ручьями и редкими промышленными объектами. Генплан не закрепляет за этой территорией конкретные параметры и объемы застройки. При этом 10 000 га «восточной дуги» оказались сосредоточены в руках одного лица, группы компаний ASG invest. Это дает шанс не повторить путь западной части города и создавать жилую среду, достойную столицы Татарстана, который в последние годы не перестает удивлять архитектурными проектами и событиями.   
 
Потенциал «Восточной дуги»
Потенциал «Восточной дуги»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Институт генплана Москвы не первый, кто работал с «восточной дугой». Но его ресурсы и опыт позволили учесть наработки предшественников и сформулировать комплексное предложение, основанное на принципах современной урбанистики и подкрепленное аналитическими расчетами.
 
Максим Викулин, начальник архитектурно-планировочной мастерской
Концепция комплексного освоения «Восточной дуги» является одним из крупнейших региональных проектов Института с точки зрения как масштаба территории, так и детализации проектных решений. Этот проект является частью непрерывного цикла системной и последовательной работы Института с Казанью с 2014 года – от подготовки генерального плана, ПЗЗ и МНГП до разработки документации по планировке территории. Такая практика комплексного взаимодействия с территорией «от общего к частному» позволяет Институту наращивать свои компетенции в регионе и выступать в качестве одного из ключевых градостроительных экспертов, оценивающих и определяющих направления пространственного развития города.

Территория сложившейся застройки в соответствии с генпланом
Территория сложившейся застройки в соответствии с генпланом
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предпосылки развития территории «Восточной дуги»
Предпосылки развития территории «Восточной дуги»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Одна из ключевых статей, определяющих развитие будущего микрорайона – транспорт. Основу каркаса сформируют существующие и новые общегородские  магистрали. Одна из основных – Мамадышский тракт, который соединяет территорию с центром города и трассой М-7. Поскольку сейчас это магистраль непрерывного движения, Институт генплана Москвы предлагает модернизировать развязки и примыкания, организовать дополнительные остановки общественного транспорта. Вторая – строящийся Вознесенский тракт – новая вылетная магистраль, которая придаст большой импульс развитию всей восточной части города. Третье ключевое решение – это новая хордовая магистраль, которая будет пересекать территорию «дуги» с севера на юг и обеспечивать единую связь между формирующимися жилыми районами и общественными центрами.  

Этапы застройки строго соотносятся с развитием улично-дорожной сети: каждую стадию Институт проверял с помощью компьютерного моделирования. Обеспечивать доступность будущего района в перспективе будут также линии метрополитена и трамвая, заложенные в генплане. 
Планируемое развитие улично-дорожной сети
Планируемое развитие улично-дорожной сети
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Территория проектирования делится на девять участков разной площади, для которых Институт разработал концепции и впоследствие – проекты планировки территории. Каждый будущий микрорайон самодостаточен, поскольку насыщается социальной инфраструктурой, торговыми и бизнес-центрами, спортивными и культурными объектами, бульварами и парками, а также объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В каждом микрорайоне появится деловое ядро, зоны отдыха и досуга. Плотность застройки при этом будет несколько ниже, чем в «срединном поясе» Казани, сформированном в советский период, или сопоставимой с ними на отдельных узловых территориях, и будет примерно в полтора раза ниже, чем в постсоветских районах.
Этап разработки ППТ
Этап разработки ППТ
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Территории будут дополнять друг друга и создадут полицентричную систему: в одном районе может располагаться крупный спортивный объект, в другом – культурный. Поскольку в этой части города есть инвестиционный интерес к логистическим объектам и филиалам производств, планируется строительство нескольких индустриальных парков. Кроме того, по другую сторону трассы М-7, которая служит границей «дуги» и города, уже действуют Кощаковский кирпичный завод, иные производственные объекты и логистические центры. Таким образом, жилью будут сопутствовать рабочие места, что снизит трудовую миграцию в центр города и нагрузки на дороги.
 
Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов
Одна из ключевых идей нашей концепции – создание «ожерелья» мини-городов, которые обладают не только функциональной насыщенностью и специализацией, но и пространственно-средовой полноценностью. В каждом мини-городе есть свое главное место и достаточное разнообразие публичных пространств: площади, скверы, бульвары, торговые улицы. Этот подход близок к тому, который мы пытались реализовать в поселении Вороновское.

Концепция «Восточной дуги»
Концепция «Восточной дуги»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

Еще одно отличие «Восточной дуги» – большой процент озеленения. Существующие леса и отдельные участки ценных природных ландшафтов планируют сохранять и превращать в парки и скверы. В этом будет отличие новых районов от остальной Казани, которую нельзя назвать очень зеленой. В «восточной дуге» есть все предпосылки для создания единого зеленого каркаса с разнообразными рекреационными зонами, ландшафтами и экологическими маршрутами. Есть и сложности – например, рядом с будущим микрорайоном «Южный парк» сейчас располагается свалка твердых бытовых отходов. Но в перспективе эта проблема видится решаемой, поскольку  город и республика понимают необходимость переноса данного объекта и рекультивации действующего полигона и постепенно прорабатывают различные варианты соответствующих решений для нормализации экологической ситуации в восточном секторе города как одном из ключевых для перспективного развития. Учитывая, что в прошлом году Татарстан был признан самым экологичным регионом России в соответствии с индексом «устойчивого развития», в позитивный исход можно поверить.  
Визуализация, ППТ «Самосырово».  © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация, ППТ «Самосырово».
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация, ППТ «Самосырово».  © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация, ППТ «Самосырово».
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Архитектурно-планировочная организация, ППТ «Самосырово».  © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Архитектурно-планировочная организация, ППТ «Самосырово».
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию природно-рекреационного комплекса. ППТ «Самосырово» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию природно-рекреационного комплекса. ППТ «Самосырово»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию социальной инфраструктуры. ППТ «Самосырово» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию социальной инфраструктуры. ППТ «Самосырово»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию транспортной инфраструктуры. ППТ «Самосырово» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию транспортной инфраструктуры. ППТ «Самосырово»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест

За всестороннюю аналитику и комплексный подход «Восточная дуга» была признана лучшей градостроительной концепцией на форуме «Казаныш-2022». Планируется, что реализация проекта начнется в 2023 и займет около 30-40 лет. В первую очередь будут освоены территории, прилегающие к Мамадышскому и Вознеенскому тракту – «Тихая гавань» и «Самосырово». Освоение территорий «Восточной дуги» позволит вводить от 150-300 000 м2 жилья ежегодно.
Визуализация. ППТ «Тихая Гавань». © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация. ППТ «Тихая Гавань».
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация. ППТ «Тихая Гавань». © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Визуализация. ППТ «Тихая Гавань».
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Архитектурно-планировочная организация. ППТ «Тихая гавань» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Архитектурно-планировочная организация. ППТ «Тихая гавань»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию природно-рекреационного комплекса. ППТ «Тихая гавань» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию природно-рекреационного комплекса. ППТ «Тихая гавань»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию социальной инфраструктуры. ППТ «Тихая гавань» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию социальной инфраструктуры. ППТ «Тихая гавань»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию транспортной инфраструктуры. ППТ «Тихая гавань» © Институт генплана Москвы, ASG инвест
Предложения по развитию транспортной инфраструктуры. ППТ «Тихая гавань»
© Институт генплана Москвы, ASG инвест