Григориос Гавалидис, Андрей Сорокин, Татьяна Морозкина, Светлана Ильичева
Комплекс апартаментов в Рощино от бюро GAFA по своему устройству напоминает глэмпинг: жильцы наслаждаются нетронутой природой карельского перешейка, при этом располагают городскими удобствами и возможностями для общественной жизни.
Поселок Рощино, который до 1948 года носил финское название Райвола, не так известен как Комарово или Репино и располагается дальше от залива, но до него едет электричка того же направления, те же сосны и ледниковые валуны окружают дачи – изысканные и очень ветхие дореволюционные, скромные советские или разношерстные современные.
Участок, с которым работало бюро GAFA – территория бывшего пионерского лагеря «Ленинец», заброшенного, как и многие ему подобные. По обе стороны от него располагаются гостиничные комплексы с коттеджами, выходные в которых нужно планировать заранее – горожане стремятся в Рощино за целебным воздухом, тишиной и долгими прогулками по Линдуловской роще с 300-летними корабельными лиственницами. На территории лагеря за несколько лет отсутствия человека природа забрала свое: подлесок разросся, мох живописно покрыл крыши домиков и бетонные клумбы, тропинки почти перестали читаться. Еще до того, как стать лагерем, участок относился к дачному имению «Танино», основанному в 1910 году статским советником Михаилом Хрущовым.
Заказчик определил программу – апарт-комплекс, «второе жилье», куда горожанин приезжает на выходные набраться сил. Подобная концепция уже успешно сработала в Сестрорецке – в комплексе «Светлый мир ВНУТРИ», где другой застройщик также пытался создать дачно-санаторную обстановку, но в более крупных масштабах. Но если в Сестрорецке архитекторы ориентировались на залив и дюны, то GAFA пытались сохранить и раскрыть другой ресурс – сосновый лес.
Поскольку деревья стали главной ценностью проекта, GAFA исходили из того, чтобы сохранить их как можно больше. В основу мастер-плана легла планировка детского лагеря – новые здания появляются на пятнах домиков, но архитекторы располагают их в более свободно, разворачивая друг к другу под небольшим углом и формируя пунктирные цепочки.
Ближе к улице располагается общественное ядро, доступное всем приезжающим – корпус санатория и площадь перед ним, а также паркинг со спортивными площадками на крыше. Бывшая центральная аллея лагеря превращается в извилистую дорожку, которая ветвится тропинками, формируя продолжительный пешеходный маршрут.
Корпуса апартаментов оказываются разбросаны по территории как валуны, между которыми плещется зеленое море соснового леса. Обилие деревьев и органическая посадка домов создает обособленность и дает жильцам чувство жизни в лесу. Чтобы еще больше усилить это ощущение, архитекторы придумали консольные лоджии: одна стенка в них глухая и закрывает вид на соседей или улицу, а две другие сделаны полностью прозрачными, позволяя созерцать окружение. Тот случай, когда наблюдение за птицами можно совместить с чашкой кофе.
По масштабу дома приближены к урбан-виллам – их высота не превышает шести этажей, причем шестой – это квартиры с террасами и, соответственно, отступом от конька. За счет консолей лоджий, балконов и «западов» фасады получили уместную для контекста выраженную пластику, которую дополняют фактурные материалы – пестрый кирпич, уложенный вертикально и горизонтально, а также дерево и латунь.
Все дома сгруппированы в пары, которые соединяет «перемычка» шириной в одно окно – в ней располагаются лестнично-лифтовые узлы. Во входных группах, окруженных палисадниками, располагаются колясочные и велосипедные парковки. Типологию апартаментов дополняет двухэтажная вилла, расположенная примерно в центре участка.
GAFA известны серьезной проработкой ландшафтной части своих проектов, но в Рощино бюро стремилось сохранить ощущения нетронутого леса, добавляя в пространства между домами лишь папоротники и вереск, характерные для среды влажного теневого леса. В существующий ландшафт аккуратно интегрированы площадки для отдыха с лежаками, уличными столами и гриль-домиками. Кое-где архитекторы предпочли вообще не нарушать сложившуюся экосистему и создали второй уровень благоустройства: «парящий» променад и игровую площадку в виде домика на дереве.
В благоустройство комплекса включена и такая необычная типология, как чайный домик – по-восточному созерцательное пространство, которое акцентирует внимание посетителей на красоте окружения и создает место для общения и знакомства с соседями. Внутри есть печь и деревянный комьюнити-стол, а во дворике – сад для медитации с композицией из природных камней.
Привилегия жизни в лесу дополнена возможностью заниматься спортом, плавать в бассейне, ужинать в ресторане. «Спутник» апартаментов – общественное ядро с двумя большими объектами, за границами которых начинается тихая частная жизнь.
Первый объект – санаторий, в плане напоминающий полумесяц. Его внешняя широкая дуга раскрывает из окон виды на лес, а внутренний периметр формирует уютную полузакрытую площадь.
Плаза – это ворота в общественную жизнь комплекса, а также главный вход в санаторий. Вокруг деревьев расположатся столики ресторана, а также зоны отдыха и ожидания. В качестве мощения используется деревянная брусчатка, напоминающая лемех. Площадь освещается приглушенным светом из окон прилегающих общественных помещений, который дополнят сферы, расположенные в низких кустарниках под соснами.
Наземный многоэтажный паркинг, казалось, должен неизбежно привнести диссонанс в концепцию проекта, но GAFA находят выход. Большой объем архитекторы пытаются «растворить», располагая его близко к деревьям и оплетая фасады девичьим виноградом – если проект состоится, это будет, пожалуй, первый пример вертикального озеленения такого масштаба для Санкт-Петербурга и области. Крышу паркинга используют в качестве спортивного хаба – на ней умещается многофункциональная площадка, теннисный корт и воркаут. Амфитеатр с видом на кроны деревьев служит зрительской трибуной и зоной отдыха, а также шумозащитным барьером.