Главный архитектор: Виктор Кваша
Дизайн проекта: Виктор Кваша, Константин Таранов
Главный конструктор: Виктор Кваша
Конструктивные решения: Роман Грибанов, Евгений Конышев
Пять скейт-парков от команды XSA Ramps, которые отличает не только технологичность, но и эстетика: чертежи Алваро Аалто, фильмы Андрея Тарковского, укрощение дерева и кит для трюков.
Скейт-площадки можно записать в агенты тактического урбанизма и мягкой силы: заброшенное, сложное к приспособлению или малопривлекательное место за считанные дни способно превратиться в площадку, которая живет почти 24 часа в сутки, стоит там появиться рампам, пулам и разгонкам. Современные проектировщики предлагают нечто большее, чем набор фигур для выполнения трюков: «споты» приобретают эстетические качества и превращаются в полноценные общественные пространства или архитектурные объекты. Предлагаем убедиться в этом на примере работа команды XSA Ramps.
Деревянную чашу в ангаре бывшего завода измерительных приборов команда XSA создавала для себя – истосковавшись за долгую ковидную зиму по движению. Чашу придумали, вдохновившись наследием Алвара Аалто – и такой первоисточник кажется неожиданным только на первый взгляд.
Сначала основатель XSA Константин Таранов нашел в архивах выборгской библиотеки чертежи виллы Mairea 1939 года, в которой должен был появиться бассейн в форме почки – он-то и послужил прототипом. Далее выяснилось, что такая форма бассейнов широко распространилась в США. В засуху 1975 году калифорнийские серферы тоже тосковали – и нашли способ поймать волну в пустовавших бассейнах на заднем дворе, приделав к доске колеса. История закольцевалась и дала команде достаточный запал, чтобы не остановиться перед необходимостью изобретать технологии на ходу – аналогичных объектов в России просто не существует.
Все деревянные элементы изготовили на станках с ЧПУ по чертежам, сделанным в программах для 3D-моделирования. Каркас как главный эстетический элемент оставили открытым – чашу держат 12 тонких металлических столбов диаметром всего 72 мм, открывая взору конструкции. Поверхность для катания состоит из трех слоев фанеры, дополнительно ее усиливает система контрфорсов. В день открытия пул выдержал вес 200 человек. В края бассейна, где выполняются трюки на скольжение, интегрирован бортик, отлитый из бетона, – это стало еще одной новацией команды.
Боул построили всего за два месяца. Сейчас он используется для закрытых тренировок, но в ближайшее время пространство дополнит лекторий. Проект получил гран-при WOODINARCH 2022 и стал победителем по версии народного голосования в номинации «Общественные сооружения» на АрхиWOOD 2021 года.
Мы считаем, что эра скейтбординга переживает трансформацию, где на стыке эпох происходит разделение на две дороги. Первая – уличное искусство, творческий взгляд, и вторая – высшие достижения, олимпийская дисциплина. Осознавая это, мы строили этот уникальный объект способным совместить в себе эти противоречия. Мы рассчитываем, что в этом пространстве дух свободы и самовыражения будет развиваться наравне со спортивной составляющей.
Отметим, что потребность в современном безопасном деревянном скейт-парке возникла в Самаре давно, – начиная с 2018 года к нам поступило около 15 запросов от спортсменов и инициативных граждан города. Выехав на место, мы увидели пустой третий этаж местного торгового комплекса. В голове у нашего проектировщика Виктора Кваши возник футуристичный боул, напоминающий интерьер космических станций из фильмов “Космическая Одиссея 2001 года” Стенли Кубрика и “Солярис” Андрея Тарковского.
Заказчик поставил перед нами задачу: создать современный безопасный скейт-парк, в котором удобно могли бы заниматься представители всех направлений уличного спорта. Но помимо этого мы сами решили поднять планку – создать объект, который бы запоминался с первого раза, который смог бы задать новый эстетический стандарт для скейт-парков. Мы хотели, чтобы у человека, который впервые придет на площадку, перехватывало дух от плавности линий, игры света, объема и деревянной фактуры. Чтобы он увидел красоту конструкций, форм – это наше внутреннее понимание гармонии, которые мы вкладывали в этот объект.
Скейт-парк состоит из двух активных зон для катания:
это боул – классическая фигура из мира скейтбординга с нашими футуристическими идеями – плавными линиями, и архитектурными решениями в виде полусферы, а также сердца этого парка – «вулкана», уходящего под крышу торгового комплекса. На “вулкане” хотелось заострить внимание: он тот стержень, на который «нанизан» весь парк, он центр, формирующий целостность всего объекта, – именно такой смысл мы вкладывали в него.
Литая стрит-плаза – вторая часть, она создана с учетом потребностей новичков и всех желающих оттачивать уличную технику на роликовой доске. Наличие съемных перил позволяет преображать спот в считанные минуты, а в сочетании с волрайдами и пирамидами такое компактное стрит-пространство даст простор для любых фантазий.
Создавая такие уникальные объекты, мы рассчитываем, что в этом пространстве дух свободы и самовыражения будет развиваться наравне со спортивной составляющей.
Этот пул стал пиковым этапом для компании. В нем воплотились все задумки, весь опыт, наработанный за 15 лет. Команда подчинила себе дерево, вернее, подружилась с этой фактурой, мы поняли, как придавать ей нужное направление и форму.
Когда был нарисован пул, мы схватились за голову – просто не понимали, как эскиз воплотить в жизнь. Но с каждым этапом стройки наш опыт подсказывал верные решения. Этот пул заставил нас раздвинуть рамки обычного восприятия формы и подхода к ней. Каркас – новаторство. Покрытие, закругление, сведение – все это изобреталось по ходу. Мы не говорим, что постигли суть деревянного зодчества, но в строительстве деревянных скейт-парков мы достигли небывалой высоты. Мы понимаем, что еще будем строить деревянные парки, и они будут непохожи на этот. Сложнее – может быть, интереснее – несомненно!
Небольшой парк в конце Цветного бульвара располагается в центре жилой застройки. Главная его ценность – вековые деревья, но из-за отсутствия четкой программы пространство использовалось в основном как транзит, а старая скейт-площадка соседствовала с детской, что было небезопасно и приводило к конфликтам.
Команда XSA пустила между деревьями, не повредив ни одного из них, бетонную «реку»: фигуры для выполнения трюков стали ассоциироваться с волнами, порогами и валунами. Большое количество зон и объектов позволило разграничить потоки новичков и более опытных спортсменов, подсветка позволяет тренироваться в темное время суток и делать эффектные снимки. Скульптурная площадка преобразила не только ландшафт парка, но и его характер: зрелищные тренировки, которые проходят здесь практически постоянно, привлекают зрителей, наполняя место жизнью и движением.
Плаза для скейтбординга разделила вместе с площадкой для баскетбола угол сквера «Дружба» – раньше его главной достопримечательностью была скульптура слона и несколько фонтанов. Проектировщики постарались создать впечатление, что скейт-площадка была здесь всегда – для этого бетону подбирали красно-розовый колер и методом штамповки имитировали кирпичную кладку – эта неожиданная для скейтбординга фактура акцентирует фигуры и связывает объект с окружением. Плавные линии, вертикальные и радиусные формы боулов создавались с помощью ручной затирки и торкретированного бетона, который под высоким давлением сжатого воздуха напыляли на армированный металл – все это должно повысить прочность и срок службы площадки.
Плаза появилась в зеленом районе, в двух шагах от моря и практически во дворике Музея истории Адлерского района. Такое расположение подсказало сделать объект, привлекательный не только для любителей роликов и скейт-борда, но и всех проходящих мимо. Фигуры с плавными формами выполнены из бетона песчаного цвета, напоминая барханы. Визуально их соединяют графичные черные линии на «гребнях» и металлические перила. В той же стилистике выполнены бетонные лавочки, а свет позволяет парку функционировать в любое время суток. «Якорный» объект парка располагается в углу – это бэнк в виде кита, выныривающего из воды.