Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Полина Явна, Роман Хорев, Анна Воробьева, Рашид Гильфанов, Ольга Козак, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Наталья Хлопенкова
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Алматы город с большой территорией, ее юго-западная часть занята предгорьями и застроена лишь отчасти – поселками, с основном коттеджными, для пригородного отдыха. Один из них так и называется Курортное, он расположен рядом с горнолыжным парком Сункар. От собственно городской застройки эти спортивно-курортные места отделяет проспект Аль-Фараби, который служит частью объездной дороги юго-восточной части Алматы: это достаточно напряженная трасса, три полосы в одну сторону, три в другую. Переходить такие магистрали как правило не очень комфортно. А на противоположной стороне проспекта, внутри центральной части города – Ботанический сад, в сущности, один из главных парков Алматы.
Ситуационный план. Зеленый пешеходный мост в Алматы
Для того, чтобы связать между собой две рекреационные зоны архитекторам АБ ATRIUM в прошедшем 2021 году был заказан проект пешеходного моста над трассой. Пока он остается «бумажным», но вероятность реализации не исключается.
Типология таких мостов, как правило, достаточно известна и привычна: это металлопластиковые сооружения, изредка оживляемые фантазией дизайнера, еще реже архитектора.
Мост ATRIUM-a совсем не таков, это вовсе не обычное техническое сооружение над трассой. Во-первых, он открытый, засажен деревьями и травой; во-вторых, он большой, протяженный, интегрирован в ландшафт – в сущности это два моста, переплетенных между собой: один почти прямой, другой очень извилистый и состоит из пандусов с наклоном 5°.
Скорее он даже не мост, а парковый аттракцион или даже мини-парк, его хочется сравнить и с общеизвестным Хай-Лайном, и со множеством парковых сооружений современности, подмосткам, которые позволяют гуляющим насладиться иным ракурсом зеленого пространства, чем обычно. В данном же случае можно будет идти, фактически, по «навесному» парку, любуясь и зеленью, и потоком машин.
В третьих, он попросту красив, это мост-скульптура. Достаточно очевидно, что проект продолжает идеи, заложенные в проект моста над парком «Зеленая река» в ЖК «Символ», которым архитекторы занимаются много лет с 2011 года. Столь же очевидно, что он находится в русле современных тенденций – здесь невозможно не вспомнить парк Little Island у пирса 55 Томаса Хезервика. Бетонные «деревья», несущие реальные деревья – уместная идея для современного города: и парадоксальная, и смелая, и реальная, поскольку гигантские «кашпо» позволяют отлично разместить достаточный объем земли для корневой системы любого, ну или почти любого, дерева. Автомобилистам, проезжающим по окружному проспекту, определенно будет чему удивиться, если проект реализуют.
Две главные точки входа на мост тоже решены как мини-парки. В Ботаническом саду, с «городской» – будем так ее называть – стороны, мост приходит к «Пруду с рыбами», на плоскую и достаточно обширную площадь-сквер. На противоположной, «горной», стороне, в «вилке» между улицами Ремизовка и Каппарова, расположен холм, его верхняя точка приблизительно на 130 метров выше, но с выемкой-седловиной по центру. Здесь, в выемке, архитекторы располагают амфитеатр и площадь с выходом в сторону горнолыжной трассы, а также с перемычкой перехода и смотровой площадкой в верхней части холма. А по внешней стороне склона пускают извилистую дорожку-пандус для тех, кто любит гулять пешком. Таким образом, подчеркивают авторы, все решения вписаны в ландшафт, используют его особенности, как следствие, не требуют существенных земляных работ – и потому экономичны.
Два пути: собственно бетонный мост и сопровождающий его на всем протяжении извилистый деревянный пандус, – наложены друг на друга как стебель и завитки растительного орнамента. Они дополнены вертикалями круглых лифтовых шахт, а различия двух путей подчеркнуты: «прямая» бетонная часть снабжена стеклянными бортиками, вьющаяся – целиком деревянная, переплетение двух структур можно будет и ощутить, и проследить с разных точек зрения.
В извилистом плане моста – особенно в центральной части над трассами, где завитки пандусов становятся уверенно-спиральными, – несложно разглядеть прообразы традиционного национального декора, этакого меандра; «национальные узоры также используются в параметрических паттернах колонн, подсвечиваемых в вечернее время», – уточняют авторы. Между тем подчеркнем, что традиционные мотивы не просто наложены или использованы как знак присутствия темы, – они трактованы исключительно современно, вписаны в некий текучий рисунок и мотивированы практически: завитки-волюты появляются только там, где они служат для подъема. Да и паттерн колонн – не просто основан на национальных орнаментах, он – параметрический.
И, наконец, главное – проект стал единственным российским проектом-победителем, причем по выбору жюри, в номинации «Непостроенной транспортной инфраструктуры» премии A+A Awards проекта Architizer. Событие заслуживает внимания не только потому, что в премии участвуют сотни проектов, в том числе мировых «звезд», в том числе Дэвида Аджайе, Томаса Хезервика, Кенго Кумы и других – но хотя бы потому, что российские проекты в этом году как-то не очень награждают, а многие, может быть, предвидя заведомое поражение, и не подаются на международные премии. Так вот, получается, для интерсного проекта все возможно. Сюжет рассмотрен подробнее нашими коллегами из «Проект Россия», см. здесь.