Архитектурная концепция ЖК на Московском шоссе в Самаре
Адрес:
Россия,Самара.Московское шоссе
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects
Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: Сергей Труханов
ГАП: Антон Стружкин
Архитекторы: Александра Дуковская, Вадим Козельский, Александр Фадеев, Андрей Ивлев, Елена Окландер.
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
В течение последнего десятилетия Самара стала известна, в числе прочего, активным высотным строительством – жилые комплексы, заметные своим масштабом, появляются здесь даже в центре города, вдоль Волги. Достаточно пройтись по городу, чтобы оценить чересполосицу мещанской застройки позапрошлого века и новых вкраплений на местах деревянных домиков и по соседству с ними.
Участок на Московской улице рядом со станцией метро «Московская» совсем не таков. Он – часть просторной территории бывшего Подшипникового завода ГПЗ-4, предназначенной для превращения в жилой район, то есть – пример постиндустриального редевелопмента, планов преобразования промзоны в городскую ткань. Бывший завод окружен микрорайонной застройкой семидесятых и расположен, говоря общо, на границе между историческим центром и советской частью Самары; в полутора километрах по прямой в сторону Волги находится еще один крупный завод – имени Масленникова, и его фабрика-кухня, недавно отреставрированная для филиала Третьяковской галереи.
Контуры территории бывшего Подшипникового завода образуют треугольник, поскольку Московское шоссе здесь делает поворот на 45° в сторону реки. Ко въезду со стороны Москвы и от аэропорта Курумоч обращен острый нос треугольника – по всем параметрам он кажется предназначенным для въездного акцента, доминанты, башни-пропилеи. Тем более что левая «половина» пропилей на развилке уже существует – это ТОЦ «Вертикаль» с 27-этажной башней, которая, на данный момент, считается второй по высоте в городе.
автомобильный «круг» перед территорией Подшипниковского завода, вид в сторону центра, слева ТОЦ «Вертикаль»
Судя по видам, которые открываются из «Вертикали», панорамы в окнах жильцов новых башен будут впечатляющими: Волга с островами, затонами и протоками, а также холмами национального парка «Самарская лука» на противоположном берегу, и Жигулевскими горами вдали.
Неудивительно, что высотное ограничение в этом месте – 125 м.
В 2020 году самарский девелопер провел конкурс на концепцию высотного многофункционального комплекса, который планируется построить в самом выигрышном месте – на треугольной «носовой» части территории бывшего завода, на участке площадью 1.04 га, . Высотность с самого начала была задана максимально возможная. Выиграло московское архитектурное бюро T+T architects Сергея Труханова. Сейчас архитекторы закончили работу над детализированной концепцией.
Сергей Труханов, Т+Т Architects
Заказчик поставил перед нами и на конкурсе, и при последующей доработке, задачу предложить интересные архитектурные решения. Спроектировать если не иконическое здание, то как минимум – заметное, современное, соответствующее бизнес-классу проекта.
Должен заметить, что заказчик поддержал нашу исходную идею с «поворотными» консолями, акцентом на пластику торцевых фасадов, несмотря на то, что ее реализация, конечно же, будет связана с определенными вызовами, хотя их и нельзя назвать критически сложными… В частности, в местах поворотов разместились особенно просторные квартиры; в другом случае их можно было бы «нарезать» мельче, но архитектурное решение оказалось более важным – такому подходу мы как авторы проекта, конечно, очень рады.
Несмотря на то, что теоретически авторы могли предложить две башни одной высоты, такой подход они отвергли как избыточный и в конечном счете, после доработки детальной концепции, жилой комплекс сформирован двумя разными корпусами. Они поставлены под углом друг к другу, раскрываясь в сторону Волги и сходясь к развязке перекрестка. Объемы вторят направлениям основных трасс, формирующих участок: 22-этажный 2-секционный дом Б слева, со стороны ТОЦ «Вертикаль», вытянут параллельно Московскому шоссе – и 34-этажная 125-метровая башня корпуса А справа, повернута вдоль улицы Луначарского.
Главные торцевые фасады решены в виде гигантской «дженги» и состоят из консолей, чередующих поворот: высотки как будто бы «складываются» у нас на глазах из нескольких параллелепипедов. Торец малого дома решен спокойнее – разделен по высоте на три равные части по 6 этажей в каждой, тогда как консольные объемы главной башни стремительно нарастают: 3–6–21, подчеркивая стройность силуэта высотного здания.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса
Немалую роль в объемном построении «главного фасада» комплекса играют упомянутые Сергеем Трухановым повороты консолей. Они не просто переламываются под углом – внешняя поверхность изгибается плавно, как «шея», при том что «головы» исследуют ракурсы перекрестка и «переглядываются» между собой. Это добавляет интриги, динамики и помогает раскрыть потенциал двух объемов в роли значимого акцента городского пространства. В то же время повороты работают и на разнообразие видов из квартир.
Дома также отличаются друг от друга цветом, материалом и нюансами проработки и немного даже стилевыми предпочтениями. Меньший корпус планируется облицевать светлыми полуматовыми керамическими панелями; торцевые консоли обведены рамками «телевизоров». Высокая башня, по многим параметрам более энергичная, тяготеет к черному цвету: темный стемалит, темный металл, на торцах только тонкие вертикальные разгранки.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса
Теплый оттенок светлой керамики напоминает известняк – корпусный материал «классической» архитектуры. Материальное начало усилено широкими обводами на углах, а на дальнем торце вертикали межоконных простенков приобретают желобки, похожие на каннелюры, нюансно перекликающиеся с популярным среди риелторов направлению ар-деко.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса
Черная башня, напротив, тяготеет к хайтеку из-за цвета, металла и даже графичных горизонтальных «отчеркиваний» на внутреннем фасаде. Все эти аллюзии даны, впрочем, намеком: дома сколь различны, столь и схожи, как и полагается башням-«родственникам» в составе одного комплекса. К примеру, на главных торцах преобладает стекло: в сочетании со стемалитом оно образует эффектные блестящие поверхности с тонкой рельефной сеткой.
Дома объединены перемычкой трехэтажного стилобата с ритейлом – магазинами, ресторанами, детским садом, игровой и другими общественными функциями – во всех трех ярусах. В плане стилобат образован двумя дугами – элегантный изгиб его внешнего фасада образует площадь со сквером на треугольном «носу» перед ней. Все это открытые для горожан общественные пространства.
Продолжением и развитием площади и променада вдоль витрин становится амфитеатр в высокой «арке» – двухэтажном прямоугольном проеме с легким перспективным сужением, прорезанном по оси симметрии стилобата. Арка – червонно-золотистая из-за красноватого металла облицовочных кассет. Ее верхний проем обращен на запад и, надо думать, красный металл будет улавливать и усиливать закатный свет, делая вечернее время в пространстве амфитеатра уютным и приятным благодаря возможности посидеть на ступенях в теплых лучах уходящего солнца.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса
По лестнице внутри арки жильцы смогут подняться в свой огражденный двор на кровле стилобата; здесь, вверху, пройдет граница городского и приватного пространства комплекса. Зелень двора при этом, фигурально выражаясь, «спускается» на ступени амфитеатра: там запланированы и кусты, и деревья.
Собственно двор на кровле стилобата, скрывающий под собой подземную парковку (2 яруса под землей, один «за спиной» ритейла в нулевом уровне), планируется озеленить, осветить и благоустроить достаточно обильно – заметим, что в портфолио Т+Т достаточно много проектов благоустройства крупных, в том числе и московских, ЖК, этот опыт наверняка будет использован.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса
Квартирография, как принято говорить в таких случаях, разнообразна соответственно бизнес-классу жилья. В высотном корпусе А больше трехкомнатных, встречаются четырехкомнатные – это не считая гостиных; к 22-этажному корпусу Б тяготеют двух- и однокомнатные; встречаются студии, но их не много.
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса. Корпус А. План 5-10 этажа
Интересно, что жилой комплекс на Московском шоссе в Самаре – один из первых «кейсов», в которых T+T Architects активно использовали VR-технологии в качестве инструмента проектирования и способа сокращения дистанции между архитектором и заказчиком. VR-модель позволила команде оценивать масштаб, работать над улучшением композиции, пропорций и даже эргономики. Заказчик же получил возможность смотреть на проект глазами архитекторов – причем не в качестве «гламурного» презентационного материала, а в составе рабочего процесса, – подчеркивает Сергей Труханов. Опыт оказался позитивным, позволил сэкономить нервы и время, архитекторы планируют продолжить работу с VR.
Примеры VR-роликов, сделанных в процессе работы над проектом:
В дальнейшем работу планируется продолжить совместно с самарским бюро «АПК Ритм», которое отвечает на стадии П и РД; однако T+T architects приглашены для авторского надзора на всех стадиях.
Итак, комплекс, образующий вместе с существующей ТОЦ «Вертикаль» высотные «ворота» въезда в центральную часть города, соответствует многим столичным тенденциям последних лет. Начиная от престижной высотности – а ведь известно, что в небоскребах квартиры покупают лучше и дороже – и заканчивая запланированными общественными пространствами. Несмотря на то, что район станции «Московской» и сейчас не обделен общественными функциями и ритейлом, вокруг есть и парки, и клиники, и кафе с магазинами – те дополнения, которые призвана дать городу стилобатная часть ЖК, представляются полезными. Комплекс не просто встраивается в существующую систему общественных пространств, но развивает ее, предлагая более обихоженный и «продвинутый» вариант «урбанистический сцены», рассчитанный и на интенсификацию жизни, создание некоего активного «узла», и попросту на любование городом, на новое качество переживания его пространства.