Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
По словам куратора проекта Сабины Чагиной, стена на пути от метро «Курская» и «Чкаловская» в сторону арт-кластеров Винзавода и Арт Плея – первый пример легального граффити в Москве. Причем его надо отличать от муралов – к примеру, расписанных брандмауэров, каковых в Москве достаточно много и быть нелегальными в силу своего масштаба они не могут.
Граффити же отличается не только меньшим масштабом, но и сосредоточенностью на слове: «Идея выставки родилась из классического граффити, в котором художники называются райтерами, то есть они «пишут слова». Это система знаков, существующая в основном для коммуникации внутри сообщества». Художники, впрочем, давно вышли как за пределы только словесных высказываний, перейдя к фигуративным изображениям, так и из «закоулков» «в город», насытив его, в свою очередь, не только изображениями, но словами и высказываниями. [кураторский манифест доступен здесь].
Сабина Чагина, куратор направления Винзавода Urban + Art, Софья Троценко, Сергей Кузнецов. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Отсюда происходит название выставки – «Архитектура слова». Впрочем, так именуется экспозиция, открытая сегодня. В сентябре 2022 ее планируют заменить другой.
Весь продолжающийся проект в целом называется НЕТСТЕН, и это имя-палиндром заимствовано у работы художника Ивана Симонова, выполненной для другого граффити-проекта – «Стена», много лет развиваемого Винзаводом внутри его собственной территории. «Стену» организаторы называют прообразом нового, городского, проекта.
Выставку открывали глава Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко, глава Москомархитектуры Юлиана Княжевская и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов – а следовательно, открытие расписанной бетонной стены прошло на высшем городском уровне с точки зрения руководства архитектурой.
Сабина Чагина, Софья Троценко, Сергей Кузнецов, председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Софья Троценко, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Юлиана Княжевская. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод, Сергей Кузнецов, Юлиана Княжевская. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Легальное граффити, таким образом, «шагнуло в город», получив, не без определенных усилий, разрешение собственника бетонной стены – компании РЖД, на роспись. Инициаторы – ЦСИ Винзавод и Арт Плей, рассматривают граффити-проект как шаг к развитию городского креативного пространства Арт Квартал. Это название не раз фигурировало как в контексте развития и легализации уличного искусства в районе яузских арт-кластеров, так и в свете планов креативной уплотнительной застройки по берегам реки в этой центральной части города. Но вернемся к первому легальному граффити.
Инициатива поддержана Москомархитектурой как часть празднования 30-летнего юбилея ведомства, отмеченного также выставкой «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы (она должна была завершиться в марте, но продлена до 15 мая). Поддержка МКА с легкостью объясняет первое слово в названии выставки – архитектура. Как подчеркнул на открытии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, архитектура ведь она не обязательно про большие здания, но и про такого рода общественные проекты тоже.
Вид на пешеходный променад на Курской с юга на север, в сторону вокзала и строящегося ЖК Chkalov. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Бетонная стена ограждает железнодорожные пути Курского вокзала от благоустроенной и востребованной пешеходной тропы, которая ведет от метро Курская и Чкаловская в сторону Винзавода и Арт Плея. Здесь есть новые деревья, мощение, лестница спуска к скверу. Забор РЖД по левую руку идущего от метро выглядел достаточно уныло – все нелегальные надписи на нем по-хозяйски закрашены серой краской, – в отличие от временного строительного забора напротив – щедро, но хаотично расписанного граффитистами. У журналистов, присутствовавших на открытии, даже возник вопрос – на начнут ли мастера «забора напротив» портить легальные произведения. Ответом кураторов было – мы конечно не знаем, что будет, но как правило произведения коллег художники не трогают.
Забор напротив. Нелегальные граффити. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Итак, на участие в проекте «Архитектура слова» был проведен конкурс. Реализовано пять композиций победителей: Slak_Aesthetics – «Масштаб», Дима Retro – «Словами не описать», Кирилл Кто – «Без названия», Petro_Aesthetics – Future и «По пути хаоса» Ивана Найнти.
Ядро выставки составляют работы Димы Retro и Кирилла Кто. Причем первая построена на декларативном отказе от слов и – может быть, поэтому – она самая архитектоничная. Монохромными аксонометрическими построениями, как и тремя характерными арками она отсылает к метафизической живописи Джорджо де Кирико. Работа Кирилла Кто – самая словесная, он привел цитату из Николая Васильевича Гоголя, того классика русской литературы, который, кажется, больше других увлекался вопросами архитектуры.
Slak_Aesthetics – «Масштаб» (в процессе доработки), Дима Retro – «Словами не описать». «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Кирилл Кто – «Без названия». «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Сергей Кузнецов перед работами Димы Retro и Кирилла Кто. Открытие проекта «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: Архи.ру
Иван Найнти – «По пути хаоса». «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: предоставлена ЦСИ Винзавод
Petro_Aesthetics – Future (в процессе доработки). «Архитектура слова» на Курской. 08.04.2022
Фотография: предоставлена ЦСИ Винзавод
С появлением выставки путь к Винзаводу, определенно, стал веселее. Интересна и практика легализации граффити, и тонкости отличения их от более крупных муралов. Здесь возникает несколько тем. Будучи легализованы, граффити получают более заметное место размещения и больше времени на реализацию. Можно установить подмостки и спокойно рисовать, доделывая свои работы даже в момент открытия в присутствии первых лиц руководства городской архитектурой. Как следствие, произведения заметно растут в размерах – делают некий шажок в направлении муралов. Это довольно очевидно при сравнении стихийных надписей, нанесенных быстро, на бегу, но живо и густо, с одной стороны – и регулярных произведений с другой. Соседство проявляет напряжение, внутренне присущее современному искусству граффити: будучи разрешено, оно приобретает большее влияние на городское пространство, приближаясь к монументальному искусству, но теряет в произвольности. Это было неплохо заметно и на выставке, прошедшей недавно в галерее «Беляево»: там прямо сопоставляли граффити и советские монументальные рельефы и мозаики.
Кажется, что сейчас на Курской – возможно, не совсем намеренно, – нам организовали экспозицию на эту тему: не только о том, как живопись оживляет благоустройство, придавая уже обжитому городскому пространству толику уникальности и позитива, но и о том, какие градации формального/неформального может позволить себе современный стрит-арт. Хорошо и интересно, что это там теперь – как на ладони. Да и еще пара муралов маячит в перспективе, не говоря уже о гигантской росписи, призванной оживить ТРЦ «Атриум» при взгляде на него с Садового кольца. Будем надеяться, расписной строительной забор «напротив» теперь не снесут ради гламурного вида, что он простоит хотя бы до сентября.