Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.12.2021

Бумажный кирпичный

Катя Липгарт

Итоги второго Кирпичного конкурса, который журнал «Проект Балтия» проводит совместно с компанией «АРХИТАЙЛ», демонстрируют разнообразные возможности материала: победители показали крематорий в центре Петербурга, крепостные общественные пространства, дом для «штопки» улиц и кирпич для Дюймовочки.

Журнал «Проект Балтия» подвел итоги второго Кирпичного конкурса, организованного совместно с компанией «АРХИТАЙЛ».
Конкурс проходит в «бумажном» формате, участвовать могу архитекторы и дизайнеры до 30 лет, а его основная миссия – продемонстрировать потенциал кирпича в гуманизации городских пространств.

Больше всего заявок, в том числе победных, поступило из Санкт-Петербурга. Как отмечает главный редактор журнала «Проект Балтия» и куратор конкурса Владимир Фролов, результаты по сравнению с прошлым годом более серьезные, а кроме того отражают ностальгию по свободному коллективному появлению в публичной среде, которая приводит к кристаллизации такого жанра архитектуры как «общественное пространство». Подробнее обо всех номинантах можно узнать здесь, мы предлагаем познакомиться с работами победителей. 

Гран при
«Лимб»
Елизавета Дворщенко, Борис Гусев, Санкт-Петербург


Победители конкурса предложили соорудить в самом центре Петербурга, на восстанавливаемом Ватном острове, крематорий. Территория Петроградской стороны между Тучковым и Биржевым мостами меняла концепцию развития неоднократно. В 2010-х здесь планировали возвести жилой комплекс «Набережная Европы», затем судебный квартал, а в 2018 году обратились к идее «петербургского Зарядья» – парка «Тучков буян». До сих пор ни один из проектов не дошел до логического завершения, а территория находится в подвешенном состоянии, словно неприкаянная душа, отправленная в лимб – место пребывания душ, не попавших в рай, не являющееся при этом ни адом, ни чистилищем.
«Лимб». Мост
«Лимб». Мост
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев

С точки зрения Владимира Фролова, предложение «относится к критическому жанру архитектуры, к которому принадлежат работы итальянских архитекторов Superstudio или Archizoom 1960–1970-х». По мнению члена жюри Рубена Аракеляна, проект представляет собой философский, тонкий, поэтичный пространственный жест, сочетающий черты всех номинаций. «В проекте ощущается реакция архитекторов на драматичность последних двух лет, и такой ответ кажется очень убедительным для жюри», – резюмировал Владимир Фролов.
«Лимб». Вход в крематорий © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Вход в крематорий
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Как стена растет со временем © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Как стена растет со временем
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Интерьеры © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Интерьеры
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Генплан © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Генплан
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Главный фасад © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Главный фасад
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб» © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб»
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Разрез © Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
«Лимб». Разрез
© Елизавета Дворщенко, Борис Гусев
Общественное пространство
«Приливочная»
Алексей Агарков, Вероника Давиташвили и Анастасия Савельева, Москва


Архитекторы предложили освоить безлюдный Кольский полуостров с помощью  системы точек притяжения – кирпичных общественных пространств, напоминающих крепости, построенные на скалистых берегах. Путники, стекающиеся к «приливочным» словно паломники, смогут остановиться в домах с печками и переждать отлив. Предполагается, что общественные пространства запустят процесс образования агломераций на пустующих участках полуострова. 

Авторы поясняют, что в основу проекта положена идея подчинения рукотворного природному: «Кирпич заполняет собой естественные ниши и образует разноуровневые бассейны, доступ в которые регулируется приливными силами. Во время отлива они – замкнутые объемы, в которых можно рыбачить или наслаждаться окружающим пейзажем, а когда вода поднимается на четыре с половиной метра, в них можно плавать на лодке». «Это архитектура, которая работает с циклами природы, это настоящая синергия», – подчеркнула Ната Татунашвили.
Общественное пространство
«Приливочная» © Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Общественное пространство «Приливочная»
© Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Общественное пространство
«Приливочная» © Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Общественное пространство «Приливочная»
© Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Общественное пространство
«Приливочная» © Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Общественное пространство «Приливочная»
© Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева
Городской дом
«Солдатский переулок, 8а»
Петер Элверум, Санкт-Петербург


Концепция автора предлагает решение для упорядочивания урбанистического хаоса. Архитектор видит городскую ткань исторического Петербурга непрерывной, стремящейся к ансамблевости. Обнаружив случайный пробел, разрывающий ткань Солдатского переулка, разрушающий единство ее мотива, он разработал проект городского дома, сочетающий черты романтизма и аскетизма.

По мнению членов жюри, данная работа представляет собой каноничный пример городского дома. «В этом проекте нет ни одного места без удивительной идеи, и притом он довольно скромный, в нем есть благородство спокойствия, ремесленно точного отношения к своему делу. Именно такие дома составляют хороший город», – заключила Ната Татунашвили.
Городской дом
«Солдатский переулок, 8а» © Петер Элверум
Городской дом «Солдатский переулок, 8а»
© Петер Элверум
Городской дом
«Солдатский переулок, 8а» © Петер Элверум
Городской дом «Солдатский переулок, 8а»
© Петер Элверум
Загородный дом
«Подклет»
Борис Немцев и Илья Сухаревский, Санкт-Петербург


Следуя популярным идеям шеринга и партиципации, архитекторы разработали проект загородного жилого дома, «жители которого самостоятельно реализуют верхние этажи». Задумка авторов, по их мнению, «решает проблему совместного проживания семьи в двух поколениях и задействует по максимуму имеющиеся ресурсы для расширения дома». Как отметил член жюри Евгений Задорожний, «проект основан на принципе “половина хорошего дома”, который был разработан бюро Elemental. Архитекторы создают основу будущих домов, а жители берут на себя их завершение». Несмотря на возможные отсылки к проектам Алехандро Аравены, члены жюри сошлись во мнении, что проект обладает уникальностью и предполагает, что верхние уровни будут выполнены согласно оригинальным авторским решениям. В целом же идея тяжелого кирпичного подклета и легкого верха, созданного в другом материале, актуализирует традицию русской деревенской архитектуры.
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом
«Подклет» © Борис Немцев и Илья Сухаревский
Загородный дом «Подклет»
© Борис Немцев и Илья Сухаревский
Интерьер
«Церемониальный комплекс»
Олеся Дроздова и Дарья Пятницкая, Санкт-Петербург


И снова авторы обращаются к теме захоронения, но на этот раз предлагают сооружение в античном стиле. Архитекторы применяют вневременные архетипы – симметрию, арки, своды, колонны, а также базиликальную структуру плана, уходящую корнями в римскую архитектуру. Особенное место в проекте занимает естественный свет, проходящий сквозь окулусы, которые испещряют своды церемониального центра. Световые фонари, по замыслу авторов, благотворно влияют на эмоциональное состояние посетителей сооружения. В алтарной зоне входной группы расположен крест, в христианской традиции символизирующий добровольное принятие страданий земной жизни.
Интерьер
«Церемониальный комплекс» © Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер «Церемониальный комплекс»
© Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер
«Церемониальный комплекс» © Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер «Церемониальный комплекс»
© Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер
«Церемониальный комплекс» © Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер «Церемониальный комплекс»
© Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер
«Церемониальный комплекс» © Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Интерьер «Церемониальный комплекс»
© Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая
Специальный приз
«Живи в кирпиче»
Михаил Червонный и Анастасия Старова, Санкт-Петербург


Работа покорила консилиум судей качеством графики и, конечно, самой идеей: загородный дом, состоящий из одного-единственного кирпича, выщербленного внутри, авторы предназначили для Дюймовочки.
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче» © Михаил Червонный, Анастасия Старова
«Живи в кирпиче»
© Михаил Червонный, Анастасия Старова