Эксперты обсудили спортивный центр для футбольного клуба «Коломяги», авторы которого используют яркие цвета и сэндвич-панели.
Спортивный клуб в Коломягах
Санкт-Петербург, Муниципальный округ Коломяги, Солунская улица, участок 17 Проектировщик: Михаил Мамошин Заказчик: АНО «Футбольный клуб «Коломяги» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Михаил Мамошин продолжает серию работ, вдохновленных русским авангардом. Месяц назад Градсовет одобрил проект гостиницы с «супрематическими» фасадами, а сейчас рассматривал спортивный центр для футбольного клуба «Коломяги». Судя по тону, который задал главный архитектор, на этот раз мастерской не избежать переработки проекта.
Коломяги – довольно необычное место: оазис малоэтажной почти дачной застройки, со своей церковью на холме, прудом и графской усадьбой, окруженный плотной высотной застройкой Приморского района. На одной из границ этих двух миров, со стороны улицы Вербная, построен гипермаркет «Лента» и типовой ФОК Газпрома – рядом с ними на пустыре и планируется возвести небольшой спортивный кластер для ФК «Коломяги», основанного еще в 1904 году – этот клуб старше «Зенита», тренировочные базы которого располагаются тут же неподалеку, на территории Удельного парка. По сравнению с записью матча начала XX века атмосфера Коломяг изменилась не так уж и сильно.
Михаил Мамошин работает в этой части города не впервые. В начале 2000-х на Коломяжском проспекте по проекту мастерской возвели жилой комплекс на 1200 квартир, источником формообразования для которого послужил северный модерн – еще одно направление, увлекающее архитектора. Для Коломяг был выбран, как уже говорилось, авангард: «раннеленинградские мотивы», по мнению Михаила Мамошина, подходят для спальных районов. Такой тезис, к слову, поддерживает Михаил Сарри – по его проекту в этом же районе метро «Пионерская» строится жилой комплекс с суперграфикой на фасадах.
Комплекс для ФК «Коломяги» включает в себя два футбольных поля – большое игровое и тренировочное поменьше, здание Клуба и отдельное здание Центра детского спорта. Фасады планируется облицевать сендвич-панелями FunderMax, простые прямоугольные объемы дополняются «упрощенным супрематическим ордером», «мачтами», перголами, часами и гексогональной конструкцией мяча, помогающего определить функцию здания. Главная роль, конечно же, отводится цвету – мастерская провела масштабное исследование, подбирая палитру на основе работ художников-авангардистов, с помощью цвета обыгрываются даже такие технические элементы, как нащельники между панелями, размер которых соответствует «традиционному петербургскому русту».
Среди экспертов оказалось много играющих и сочувствующих, поэтому обсуждение развивалось драматично, как футбольный матч.
Рецензент Сергей Орешкин в целом положительно отозвался о проекте, который мог бы стать landmark-объектом для данной местности. Потом слово взял Владимир Григорьев, чтобы зачитать еще одно экспертное заключение – от «коллег, связанных с медициной и спортом». В нем предлагалось использовать исторические цвета клуба – желтый и бордовый, поскольку «радуга» делает здание похожим на торговый центр, переместить раздевалки со второго этажа на первый, учесть судейскую, помещения для отдыха тренеров и хранения инвентаря, а также разместить трибуны вдоль бровки поля, а не за воротами, предусмотреть места для запасных футболистов и медицинского персонала.
Дальнейшее обсуждение походило, как позже сам признался главный архитектор, на перепалку. Довольно долго Владимир Григорьев пытался выяснить, какое применено покрытие – искусственное или натуральное, какого в действительности размера игровое поле, хватит ли места для разбега при подаче с углового, почему тренировочное поле ориентировано на запад и восток – при таком расположении игроков будет слепить солнце. В разговор попытался включиться заказчик со спортивной фамилией – руководитель клуба Андрей Розенберг, но главный архитектор усомнился, что тот видел чертежи.
Комментарий Владимира Аврутина превратил искру в пожар: он заметил, что на чертежах не соблюдены отступы от АЗС и внутриквартальных проездов. Рецензент, которому по-хорошему стоило указать на ошибку еще до Градсовета, посетовал на отсутствие времени для изучения материалов, многие его поддержали, а Юрий Земцов вообще предложил создать экспертный совет, прохождение которого предшествовало бы градостроительному. Реакция Владимира Григорьева превратила архитекторов в провинившихся школьников, которые перекладывают друг на друга ответственность и без регламента КГА не могут договориться о встрече для обсуждения проекта.
Евгений Герасимов отметил, что проект, очевидно нарушающий существующие ПЗЗ, быть согласован не может, кроме того на участок пытаются «впихнуть невпихуемое», однако раз уж собрались смотреть, дал оценку и эстетическим качествам: «Я сначала по простоте душевной подумал, что это утилитарное здание, то ли склад, то ли овощебаза, которые переоборудуются в раздевалки и спортивные сооружения. Оказывается, делается абсолютно новое здание из цветных сэндвич-панелей и пафосно выдается за новое слово в архитектуре». Святослав Гайкович отметил, что проблемы относительно отступов от проездов несколько надуманы, а облик здания его вполне устроил: «цвета соответствуют духу спорта, формообразование, решетки и всякого рода каркасы выглядят хорошо».
Подводя итог Владимир Григорьев пояснил, почему вынес проект на обсуждение: независимо от района застройки стоит придерживаться утвержденной палитры, в которой уже есть 114 цветов, в том числе насыщенных, а кроме того неприемлемо использование сэндвич-панелей в жилых кварталах.
За оставшиеся 40 минут градсовет также обсудил 11 вывесок на фасадах торговых центров, ознакомиться со списком можно здесь.