Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.08.2021

Градсовет Петербурга 25.08.2021

Алёна Кузнецова
Объект:
Проект застройки территории Балканской площади
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Балканская ул., р. Волковка, полоса отвода железной дороги Витебского направления
Гостиничный комплекс на Стартовой
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Стартовая улица, участок 18
Санаторно-курортный комплекс в Репино
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Приморское шоссе, д.441
Мастерская:
«Адамант-проект»
Архитектурная мастерская Мамошина
АБ «Студия 17»

На очередном заседании градостроительный совет обсудил башни в Купчино, супрематизм в Пулково и лечение в Репино.

Перестройка Балканской площади / повторно

Санкт-Петербург, ТК «Балканский»
Проектировщик: ООО «Адамант-проект»
Заказчик:ЗАО «Стройинвест»
Обсуждали: эскиз застройки территории

Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»

Первый вариант перестройки торгового центра рядом со станцией метро «Купчино» градсовет рассматривал месяц назад – тогда экспертов смутил ряд планировочных решений, не встретили понимания и аллюзии на горные пики, в результате большинство проголосовало за доработку эскиза застройки.
 
В новой концепции три офисных здания, расположенных вдоль Малой Балканской улицы, выросли до акцентных башен – по рекомендации главного архитектора города, который счел такой вариант градстроительно оправданым, соответственно, в будущем высотный регламент для этой территории планируют скорректировать. Также «Адамант-проект» открывает площадь перед метро «Купчино», где будет доминировать сферической формы объект – так архитекторы «задрапировали» существующие здания, которые нет возможности снести или перестроить.
Проект застройки территории Балканской площади © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»

Члены градсовета приветствовали появление высотных доминант в этом месте, концепция была встречена намного доброжелательнее, однако замечаний было по-прежнему много. 

Олег Харченко нашел башни слишком «острыми» и усомнился в том, что в них получится уместить нормативные помещения. Сергей Орешкин предложил уточнить положение доминант, чтобы они попадали в створы улиц Ярослава Гашека и Олеко Дундича. Феликс Буянов отметил, что «столичный масштаб здесь оправдан», а въезжающих из пригородов людей будет встречать «помолодевший динамичный Петербург». Чтобы эта встреча было более запоминающейся, Михаил Сарри предложил проработать торцы башен более тщательно.  
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021 © «Адамант-проект»
Проект застройки территории Балканской площади. Вариант 2, август 2021
© «Адамант-проект»

Владимир Линов удивился, что люди должны контактировать с природой на крыше башен, а не на уровне земли. Александр Карпов отметил, что аллея променада расположена с северной стороны, что не комфортно ни для людей, ни для растений, а также посоветовал «продуть» модель башен, чтобы понять, не снесут ли воздушные потоки озеленение кровли. Эксперт обратил также внимание, что концепция никак не реагирует на соседство реки Волковки, которая сейчас представляет собой «вонючую канаву», что, впрочем, не дает повода ее не замечать. Михаил Кондиайн посчитал нерациональным отдавать значительную часть территории под открытые парковки и предложил перенести их на первый этаж торгового центра.

Владимир Григорьев завершил обсуждение, отметив, что «авторы идут в правильном направлении». 
 
Итог: «за» проголосовали 17 членов градсовета, «против» – 1, еще один воздержался. Решено одобрить эскиз застройки территории.

Подробнее о проекте ->
Гостиница на Стартовой

Санкт-Петербург, Стартовая улица, участок 18
Проектировщик: Михаил Мамошин
Заказчик: ООО «Фомальгаут»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Гостиничный комплекс на Стартовой
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина

Основная причина, по которой проект выносился на обсуждение градостроительным советом – использование автором ярких открытых цветов, не соответствующих палитре Петербурга.

Для доклада Михаил Мамошин попросил больше времени и с большим энтузиазмом представил совету не только проект, но и сопровождавшее его исследование. Образ гостиницы, как выяснилось,  складывался под влиянием Лазаря Хидекеля – одного из учителей архитектора, художников-суперематистов, а также раннеленинградской архитектуры. Отдельную часть выступления Михаил Мамошин посвятил демонстрации работ своих современников – оказалось, что активный цвет так или иначе использовал едва ли не каждый архитектор в составе градсовета. 
Гостиничный комплекс на Стартовой
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина

Гостиница расположится почти на выезде из бывшего терминала «Пулково 2», который в будущем, вероятно, будут использовать для бизнес-авиации. Напротив располагается квартал с приметными зданиями, среди которых, например, построенные по проекту польского бюро D3A гостиница Crowne Plaza и три бизнес-центра, в отделке которых использованы цветные ламели.

В плане здание напоминает, по словам Михаила Мамошина, меандр: в трех блоках располагаются номера, еще один отдают под офисные помещения. Цветовая гамма на фасадах тщательно выверена, каждый из них представляет собой композицию, вдохновленную работами Казимира Малевича, Якова Чернихова, Ильи Чашника, Николая Суетина. Оформление получили в том числе кессонированные торцы, не оставлена без внимания и эксплуатируемая кровля, где геометрических рисунок проявляется за счет разных трав и мхов, котельную превратили в цветной архитектон. Также мастерская подготовила предложение по благоустройству: три площадки, где с помощью мощения выложены первофигуры разных цветов.
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой © Архитектурная мастерская Мамошина
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина

После эмоционального выступления члены градсовета высказывались осторожно и деликатно. Так, Сергей Бобылев отметил, что супрематизмом интересуются и в других городах, идеи сильно растиражированы, поэтому – не будет ли объект вызывать у прилетающих в город ассоциации с большим детским садом или школой? Кроме того, по мнению эксперта, здание не держит пространство и не создает ансамбль с соседними зданиями.
Гостиничный комплекс на Стартовой
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина

Владимир Линов призвал отказаться от цветового дизайн-кода, ограничивающего архитекторов. Он назвал композицию высокохудожественной, но нашел в ней изъян: поскольку это не картина, «цветовое решение не должно разрушать объемную композицию здания». Сергей Орешкин счел «концентрированную фасадную гамму» возможной в подобном контексте и поддержал «смелый поиск и возвращение к истокам», которыми европейские архитекторы почему-то пользуются чаще отечественных.

Михаил Сарри горячо защищал проект, который оказался близок ему «в плане прорисовки фасадов и супрематической темы, которая перешла на фасады путем длительных исследований автора». Он сравнил гостиницу с БЦ «Бенуа» Сергея Чобана: здесь на здание «надета цветная рубашка из многочисленных гуашей Лазаря Хидекеля», фасад превращается в «цитату» или открытую «книгу».
Гостиничный комплекс на Стартовой
Гостиничный комплекс на Стартовой
© Архитектурная мастерская Мамошина

Владимир Григорьев посоветовал членам градсовета не быть излишне мягкими и обосновал позицию относительно цветовой палитры: «необъяснимое очарование Санкт-Петербурга во многом заключено в его цветах, наша задача – сохранить это очарование». А также добавил, имея в виду Лазаря Хидекеля: «все мы одним миром мазаны, причем довольно ярко».

Итог: «за» проголосовали 12 членов градсовета, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.

Подробнее о проекте ->
Санаторий в Репино

Санкт-Петербург, поселок Репино, Приморское шоссе, участок 441
Проектировщик: Архитектурное бюро «СТУДИЯ-17»

Заказчик: RBI
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Санаторно-курортный комплекс в Репино
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»

Заказ на санаторий, да еще и в Репино, казалось, должен радовать не меньше, чем наследие супрематистов, однако доклад Святослава Гайковича был несколько меланхоличен. Архитектор рассказал, что шесть корпусов в серо-зеленой гамме образуют внутренний двор с богатым ландшафтом на геопластике. На первых этажах располагаются помещения для процедур, также есть ресторан на 100 человек. Поскольку участок соседствует с жилыми домами, организовать парадный подъезд к нему не получилось. Парковка располагается на подземном уровне.   
Санаторно-курортный комплекс в Репино. Вариант 1.
Санаторно-курортный комплекс в Репино. Вариант 1.
© АБ «Студия 17»

Многие не согласились с выбранным цветом и отсутствием взаимодействия с окружающей природой. После вопроса Александра Карпова выяснилось, что переговоры о выборе оператора санатория еще только ведутся. Эксперт предложил отложить обсуждение вопроса, поскольку «оказание сложных медицинских услуг нуждается в лицензировании, для которого нужны соответствующие помещения. Нынешние архитектурные решения могут войти в противоречия с требованиями будущего лицензирования». Сергей Бобылев также поддержал перенести рассмотрение вопроса, поскольку еще не сформирован земельный участок. 
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино © АБ «Студия 17»
Санаторно-курортный комплекс в Репино
© АБ «Студия 17»

Семен Михайловский отметил, что испытывает неловкость от проекта и относится к нему резко отрицательно: не понятна ни функция, ни даже время проектирования, «в Репино все могло быть совсем по-другому». Владимир Григорьев признался, что проект его очень смущает: зачем нужны лоджии в Репино, где круглый год хочется быть на воздухе? Чем будут заниматься на территории комплекса люди? Почему некоторые фасады не получают солнца? Также главный архитектор напомнил, что «губернатор большое внимание уделил проблеме исчезновения санаторно-курортных объектов». Реплика, прилетевшая из неотключенного микрофона, фактически подытожила обсуждение: «да жилье это, чего уж там».

Итог: «за» проголосовали 6 членов градсовета, «против» – 11, еще один воздержался. Решено предложить заказчику переработать архитектурно-градостроительный облик.

Подробнее о проекте ->