НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
В феврале, на фоне опасений, что Институт теории и истории архитектуры и градостроительства будет закрыт или трансформирован в нечто совсем на себя не похожее, мы проводили опрос докторов наук и руководителей музеев – о том, чем ценен НИИТИАГ и зачем он нужен. Тогда казалось, что институт либо сразу закроют, либо он выстоит. Получилось ни так, ни этак: ученые в течение полугода ведут мирную позиционную войну, переписываясь с Минстроем и головной организацией – ЦНИИПом, не соглашаясь на переезд и закрытие лицевого счета в казначействе и бухгалтерии. Пишут, в том числе, и открытые письма. Подают в суд.
Работа
Но самое главное – не перестают работать, причем в каких-то ударных темпах. Публикуют статей в 3 раза больше, чем даже полагается по плану, многие из них – в журналах и сборниках с высоким индексом, зарегистрированных в системе Scopus, Web of Science и других. Организуют конференции – недавно прошла ежегодная международная конференция «Вопросы всеобщей истории архитектуры», в сентябре совместно с французским и итальянским партнерами должны провести международный форум, посвященный творчеству архитектора Бориса Иофана, затем – всем известные и тоже ежегодные конференции по современной архитектуре мира, «Архитектурное наследство», а также международную конференцию по фортификации и другие мероприятия – список здесь. По результатам научной работы НИИТИАГ отчитывается перед РААСН (Академией архитектуры и строительных наук), отчет за 2020 год в Академии назвали блестящим и планировали наградить Институт золотой медалью – сам глава РААСН Дмитрий Швидковский лично мне в феврале об этом говорил, когда мы собирали подборку комментариев о НИИТИАГе.
Казалось бы, беречь и лелеять такой институт, а он 18 августа получил очередное предписание о переезде – на этот раз в связи с пожароопасностью здания, причем экстренное, в режиме эвакуации. Любопытно, почему раньше пожарные, регулярно обследовавшие здание, не возмущались вообще ничем, и вот, пожалуйста – эвакуация. Раньше в официальных письмах говорилось об аварийности и неработоспособности здания, что, по словам директора НИИТИАГ Армена Казаряна, неправда, – зданию на Душинской улице, конечно, не помешал бы хороший ремонт, но оно – крепкое «сталинское», с трещинами разве что в штукатурке и несколько подизношенными инженерными коммуникациями. Оно не опасно и не разрушается. Кроме того, денег на ремонт не выделено – следовательно, сложно сказать, что именно планируется делать со зданием, но, видимо, никак не ремонт с целью возвращения затем ученых обратно.
Здание НИИТИАГ на Душинской улице, 9
Фотография: 13.08.2021. Предоставлена НИИТИАГ
Переезд и подчинение
До 2014 года НИИТИАГ относился к ведомству Академии архитектуры РААСН. Тогда Академию подчинили Минстрою, а Институт теории и истории – ЦНИИПу, созданному вместо одного из бывших академических институтов, в состав которого на правах филиалов вошли все другие НИИ архитектурной академии, и который также стал подчиняться вместо Академии архитектуры Министерству строительства и ЖКХ. К 2021 году от бывших академических институтов в составе ЦНИИПа осталось три, среди них – НИИ теории и истории архитектуры, самый крупный и активный, с развитой бухгалтерией, масштабным планом научной работы и отдельным зданием. Сейчас его перемещают в здание ЦНИИП и полностью подчиняют головной организации, которую ученые из НИИТИАГ считают непрофильной, и вот почему – ЦНИИП это Институт Проектирования, он работал над генпланами советских городов, затем, после перехода в Минстрой, был существенно реорганизован, но, главное, он имеет совсем другую, практическую, а не фундаментальную специализацию. Иными словами, фундаментальные исследования истории и теории архитектуры ему не интересны, а вот сопровождение строительства – да. Такой институции НИИТИАГ подчиняется седьмой год; теперь ему предписано передать головному институту все остатки автономии: баланс, бюджет и переехать в его здание из собственного, став, фактически, уже не институтом-филиалом, а небольшим таким отделом по истории при институте, занятом проблемами строительства. При этом в штате головной организации не более 10 научных сотрудников и за ней числятся многомиллионные долги.
Большинство сотрудников НИИТИАГ в случае переселения в ЦНИИП планирует уволиться – кто в таком случае будет выполнять план научных работ за 2021 год, неизвестно, – рассказывает директор Института теории и истории Армен Казарян.
План
С планом на 2021 год, однако, тоже не все просто. Если в начале года НИИТАГ сдал перевыполненный научный отчет, то затем руководство ЦНИИП, вопреки сформированному в РААСН плану, пробило через министерство сокращение количества тем, почти целиком за счет своего филиала НИИТИАГ, и затем послал на экспертизу РАН вместо 41 научной темы этого филиала всего 19. А значит, на остальные 21 тему не будет финансирования, – что, по словам директора Института, прямо нарушает положение о формировании ежегодного плана фундаментальных научных работ. Между тем министр строительства не подписал научный план до сих пор. Зарплаты сотрудников уменьшились, под угрозой закрытия оказалось сразу два важных научных отдела.
Гранты
Далее. Как известно, фундаментальная наука живет не только на ежегодное бюджетное финансирование, но и на гранты государственных научных фондов. Сотрудники НИИТИАГа получили несколько грантов РФФИ и один от РНФ. Деньги от РФФИ ЦНИИП попросту не стал переводить на счет НИИТИАГ, а когда руководители грантов пожаловались на эту ситуацию в фонд, он перевел гранты в институты, подчиняющиеся другим министерствам. Гранты предполагали международное участие, и их потеря оказалась очень болезненной для репутации института. По словам директора, на очереди грант РНФ по изучению архитектуры балканских стран – деньги чудом осели именно на счете НИИТИАГа, однако по новому распоряжению ЦНИИП он лишен права владения счетом. Что будет с этим грантом, совершенно не ясно.
За последние месяцы из НИИТИАГ уволилось несколько докторов наук и членкоров РААСН; остальные пока держатся – в институте все еще около 140 сотрудников – но в случае переезда и окончательной потери финансовой независимости, повторимся, также планируют уволиться.
Бюджет
О финансовой независимости: неделю назад, 12 августа, директор ЦНИИП Дмитрий Михеев выпустил новое Положение о НИИТИАГ, – по которому Институт теряет отдельный баланс и счет в казначействе. Это означает полную потерю автономии. Коллектив возразил – новое Положение противоречит Уставу самого ЦНИИПа и его внутренним приказам, а также Закону о некоммерческих организациях; кроме того, формат бухгалтерской отчетности по закону о бухучете следует изменять только в начале года. Но ответа не последовало.
Закон
«Дирекция решительно настроена отстаивать интересы коллектива и требует решения всех вопросов в правовом поле», – говорит директор НИИТИАГ Армен Казарян. По словам Казаряна, руководство Института теории и истории архитектуры не один раз сообщало директору ЦНИИП о нарушениях федеральных законов в ходе применяемой к Институту «оптимизации». Причем, надо думать, возражения Института имеют юридический вес – иначе его давно бы реорганизовали или вообще закрыли.
НИИТИАГ же скорее планомерно «выдавливают»: последовательно в течение трех лет сокращают финансирование, как государственное, связанное с планом научной работы, так и фондов; лишают самостоятельного баланса, то есть права распоряжаться имуществом и деньгами – следовательно, деньги Института теории и истории имеют все шансы «утонуть» в бюджете головной организации, что, судя по всему, уже происходит: ЦНИИП пересчитал государственную субсидию в сторону уменьшения финансов НИИТИАГ. Отчеты Института теории и истории архитектуры (те, самые, блестящие, с перевыполнением плана) также в конечном счете «тонут» в отчетах Института проектирования – как будто их и не было. Предписывают освободить здание.
Все эти предписания – о сдаче баланса и переезде – Институт получает уже с зимы, отвечает на них письмами с указаниями на несоответствие федеральным законам и уставу головной организации. За невыполнение предписаний директор НИИТИАГ Армен Казарян получил от директора ЦНИИП Дмитрия Михеева 2 выговора, которые инспекция труда признала незаконными, и теперь по этому делу ожидается суд. Научный коллектив института пишет письма, в том числе президенту и правительству РФ. Последнее письмо было отправлено 17 августа, оно подписано докторами наук и членами-корреспондентами РААСН. Планируют подать жалобу в прокуратуру.
В недавнем письме президенту РФ сотрудники НИИТИАГ предлагают передать Институт из Минстроя в ведение Минобрнауки, и сообщают, что РАН эту идею поддерживает.
Действительно, фундаментальными – а не прикладными – исследованиями лучше заниматься под началом министерства науки, а не строительства и ЖКХ. Тем более что Минстрой считает тематику, которую разрабатывает НИИТИАГ, неактуальной для текущих вопросов строительной отрасли. Институт теории и истории работает по госпрограмме развития фундаментальных научных исследований, рассчитанной до 2030 года – ЦНИИПу же нужны прикладные исследования, а не фундаментальные.
***
Судьба, предлагаемая Институту теории и истории архитектуры, похожа на сокращение с превращением в один из отделов Института Проектирования. Почему мы называем это уничтожением? Потому что с сокращением финансирования, исчезновением грантов, уходом сотрудников и изменением плана (который, напомню, в этом году главой Минстроя не подписан) – неизвестно, чем будет заниматься такой институт и что будет собой представлять. Наследником ЦНИИТИА и НИИТИАГа он будет совершенно формально. В целом в происходящем видится еще один этап подчинения архитектуры как самостоятельного явления со своим «мозгом»: теорией и историей, – строительству.
Пространственное развитие
Кроме того известно, что в конце 2021 года планируется крупная реорганизация НИИ Минстроя – всех, связанных со строительством и проектированием. В мае 2021 Марат Хуснуллин заявил о планах создания единого института пространственного планирования – Минстроем «совместно с Минэкономразвития России и Росреестром», цель которого – «взаимоувязка стратегий, комплексных программ развития инфраструктуры с документами территориального планирования». В июле принятопостановление правительства о том, как правительство будет принимать решение о КРТ – комплексном развитии конкретной территории. В августе появился проект приказа, согласно которому ЦНИИП назначается ответственным за подготовку материалов для КРТ. Отсюда предположение, что вскоре ЦНИИП станет основой для нового Института пространственного развития.
Ну то есть эти ваши историки и теоретики – которые не уволятся, – вероятно, будут заниматься подготовкой правил КРТ. Что им совершенно не свойственно. Вообще не их специализация, это, простите меня, как микроскопом гвозди забивать.
Так, может быть, просто «отпустить» институт, специализация которого Минстрою не нужна и не интересна – лучше, чем уничтожать?
Можно было бы предположить – думаю, кто-то так и сделает, – что мы имеем дело с примером «зачистки» «старого советского института», никому не нужного и прогнившего насквозь, с превращением его в нечто эффективное и полезное стройкомплексу. Но дело-то в том, что, во-первых, Институт теории и истории (см. выше) много работает, проводит конференции, готовит журналы и сборники. Во-вторых, в нем много молодых сотрудников и, что более важно, – зрелых, то есть уже опытных и работоспособных, причем по всей стране, а не только в Москве, за последнее десятилетие НИИТИАГ стал, в сущности, всероссийским центром фундаментальной науки в своей области, чему теперь немало способствует формат зум-конференций. В-третьих, если мы не хотим вновь заниматься «перерисовыванием» и переписыванием из иностранных журналов, а взаимодействовать с всемирной повесткой на равных, нужна какая-то преемственность, которая, в частности, поддерживается работой таких институций, как НИИТИАГ.
И наконец, как мы себе представляем теорию и историю, полезные стройкомплексу? Да, честно говоря, никак. Рискну предположить, стройкомплексу даже легче станет, если истории и теории не будет вовсе, или как минимум ее будет не слышно – размножением и даже доработкой типовых, или, скажем так, стандартизированных проектов можно спокойно заниматься без теоретиков. Даже полученная в итоге среда может быть в той или иной мере комфортной – если, к примеру, приказать всем благоустраивать-таки скверы и делать в первых этажах магазины и кафе на уровне стандарта, или, скажем, приказать девелоперам и стройкомплексу делать фасады, набирая их из «петрушки» уже известных решений – дело, в общем-то нехитрое.
Но будет ли у такого рода комфортной среды архитектура, то есть, пафосно говоря, душа и форма, собственное развитие и индивидуальность, проблематика, в конце концов – большой вопрос. Как эта среда будет соотноситься с исторической и с памятниками наследия? Как она связана с историей и теорией? Да вот как-то внутренне связана: со всеми этими книжками, сборниками, конференциями. С возможностью высказаться и послушать, продвигать свои теории и анализировать чужие. В противном случае мы рискуем прийти к новому варианту типового строительства, скажем так, более пестрому на вид и с технической точки зрения более качественному, но в конечном счете унылому. Мы такого пространственного развития хотим стране?
Дорогие архитекторы, за учеными уже пришли, скоро придут за вами. А, впрочем, вы уже там.
***
Материал основан на информации, содержащейся в письмах, составленных коллективом НИТИИАГ в течение последних 6 месяцев и адресованных руководителям и комитетам Государственной Думы и Совета Федерации и президенту РФ. Все письма имеются в распоряжении редакции.