В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Улица Палиха – тихая и по своему характеру очень московская: это ощущение, видимо, возникает благодаря трамваям и невысокой застройке кварталов с достаточной зеленью дворов. Единой красной линии у улицы нет – она то и дело прерывается пустотами, то сквером, то парковкой. Так что новый комплекс ЖК премиум-класса Maison Rouge, реализованный архитекторами ADM для девелоперской компании MR Group, хорошо заметен с Палихи, хотя и расположен с отступом от красной линии, – его компактный стеклянно-кирпичный объем уверенно вырисовывается на фоне соседних домов.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
Ближайший фон составляет здание, спроектированное и реализованное теми же авторами, Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, – облицованный светлым камнем корпус Nouveau ЖК «
Реномэ». Надо сказать, что ADM architects работают с городским кварталом между Палихой, Сущевской и Новослободской достаточно давно, почти 10 лет, начали они в 2011 году с реконструкции корпусов ткацкой фабрики XIX века для БЦ «
Атмосфера», затем появился «Реномэ». Maison Rouge – самая свежая из новых построек здесь, его проект появился в 2017 году. «Это совершенно отдельный проект, – подчеркивает Андрей Романов. – У него другой заказчик и другое архитектурное решение».
Дом действительно выглядит в составе своего окружения наиболее современным: простая кристалличность объема, оживленная асимметричным «градиентом» фасадных вертикалей, большие окна «в пол», дорогой немецкий кирпич-клинкер, разнотоновый и небольшого формата, с вкраплениями рельефной кладки – все это не оставляет сомнений в актуальности архитектурного решения.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
В отличие от соседнего дома «Реномэ», окна Maison Rouge не объединены в пары по вертикали, и пластическая игра здесь разворачивается в совсем иной плоскости. Стабильность формы обеспечивают тонкие горизонтали межэтажных поясов: все они подчеркнуты фактурной, хорошо реагирующей на контрастную светотень кладкой «углом», – решение, контрастно противоположное гладким фризам между ярусами в «Реноме». Пояса одинаковой тощины расчерчивают этажи с ясной регулярностью; большей толщиной отмечены лишь самый верхний пояс и самый нижний, соответствующий полу второго этажа.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
Цокольной тяги внизу, в уровне земли практически нет, точнее она минимальна и лишь корректирует колебания между высотой пола помещений внутри и плавно понижающимся и повышающимся мощением снаружи: стекло первого этажа вырастает практически прямо «из земли», – прием позволяет выстроить визуальную связь внутреннего пространства лобби с внешним миром и представить объем дома как легкий, каркасно-невесомый.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
За пластику и динамику отвечают вертикали. Если смотреть анфас на каждую из стен, видно, что слева направо ширина простенков увеличивается, появляется односторонний откос, который становится все более пологим, и стекло окна, сужаясь, тоже поворачивается под углом – по каждому фасаду проходит своего рода крупная рельефная волна, не нарушающая, впрочем, границ внешней плоскости стены. В плане дом – прямоугольник очень мягких пропорций, стремящихся к квадрату, поэтому фасады почти одинаковые, на торцах пять простенков, на протяженных частях шесть. Одинаково и направление граненой «волны», она обходит дом по периметру, образуя некое закольцованное «кружение», впрочем, очевидное только на плане.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
План 4-8 этажа. ЖК «Maison Rouge»
© ADM
Углы дома, которые могли бы быть решены тоже одинаково, получили диагональное различие – два из них «закреплены» вертикальной тягой, два других совершенно стеклянные. Если еще раз посмотреть на план (и взять за скобки небольшие технические детали), то можно заметить, что он сложен из двух одинаковых прямоугольных треугольников, повернутых друг к другу под углом 180° и «состыкованных» по гипотенузам, причем острые углы составляют половинки стеклянных углов дома, а план этажа состоит из двух подобных друг другу больших квартир и двух квартир поменьше. Эта геометрическая игра в фигуры подобия придает решению некоторую дополнительную внутреннюю логику.
Северо-восточный открытый угол обращен к улице Палихе и служит своего рода фасадным акцентом, – приемом, притягивающим взгляд прохожего и проезжающего.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
При взгляде на фасады с позиции пешехода «волна» работает скорее на разнообразие восприятия в разных ракурсах: где-то заметнее блеск стекол, где-то кирпичные плоскости. Если смотреть снизу вверх, грани проецируются на выступы межэтажных перекрытий зигзагом и заставляют наблюдателя, как минимум, заинтересоваться внутренней логикой последовательно изменяющегося рисунка.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
А суть фасадной пластики в данном случае, надо думать, состоит в том, чтобы найти баланс между невесомой стеклянной и основательной кирпичной «материей», и выстроить на его основе некую гармонию.
Кирпичные откосы, столь важные для пластики фасадов, получают «отклик» в решении входа. Он развернут на юг и к центру квартала, что позволило максимально осветить тихую площадку перед дверью солнечным светом, отраженным стеклом витража. Сам вход представляет собой треугольную нишу на всю ширину фасада: слева протяженный скос с рельефной кирпичной кладкой, справа – в основном стекло. Кирпичный откос отражается в стекле и с определенного ракурса реальность и отражение складываются в острый иллюзорный «нос».
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК «Maison Rouge». Ситуационный план
© ADM
План 1 этажа. ЖК «Maison Rouge»
© ADM
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
Главный вход. ЖК «Maison Rouge»
Фотография: Архи.ру
С противоположной, северной, стороны расположен въезд на рампу, ведущую в подземную парковку; он прикрыт решеткой из кирпичей, расставленных в шахматном порядке.
Сам по себе кирпич – дорогой немецкий клинкер на подсистеме – отдельная тема, поскольку в данном случае он используется как основный материал и отвечает за название (Maison Rouge значит Красный дом), а также за фактуру, образность и за элемент некоей «гламурной» дороговизны фасада, поблескивающего на солнце металлизированными вкраплениями в унисон блеску стекла. Цвет кирпича первоначально был запланирован как винно-красный, в реализованном варианте приобрел несколько более приглушенный терракотовый оттенок, но благодаря разнотоновости и вкраплениям при разном освещении кажется то коричневым, то розовым.
ЖК «Maison Rouge»
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
ЖК Maison Rouge / примеры кирпичной кладки
Фотография: Архи.ру
ЖК Maison Rouge / примеры кирпичной кладки
Фотография: Архи.ру
ЖК Maison Rouge / примеры кирпичной кладки
Фотография: Архи.ру
ЖК Maison Rouge / примеры кирпичной кладки
Фотография: Архи.ру
Кирпич также подчеркивает контекстуальность дома – вся старая московская застройка вокруг хотя и отштукатуренная, но в основе кирпичная. В то же время, если смотреть на Maison Rouge от корпуса Héritage ЖК «Реномэ», можно заметить переклички между этими двумя кирпичными объемами: они фланкируют объем из светлого камня, образуя срежиссированную композицию, к тому же – объединенную общим авторством.
Впрочем, от соседнего ЖК «Реномэ» Maison Rouge отделен как забором, так и небольшим, около метра, перепадом высот. Единого внутриквартального пространства между ними не образуется, хотя пройти квартал насквозь теперь возможно (заметим, что охрана ЖК «Реномэ» на днях пресекла попытку одного из авторов этого рассказа пройти территорию насквозь от Палихи к Новослободской; а вот участок Maison Rouge открыт городу и воспринимается как приятный и дружелюбный: безопасность обеспечивается другими, более современными средствами).
Новый дом состоит из апартаментов, что не предполагает развитого двора, и территория вокруг совсем небольшая. Но к ее границам примыкает несколько городских участков, которые предполагали благоустройство по программам департамента благоустройства. Архитекторы предложили эскизы, департамент их реализовал, и авторы в целом довольны результатом – а дом в итоге обзавелся, помимо собственного, небольшого (0,14 га), участка приятным окружением из деревьев, кустов и скамеек. Территория дома со стороны Палихи не отгорожена и с взаимной пользой, методом win-win, вливается в городское пространство. С другой стороны, мощение красным клинкером вокруг Maison Rouge относится к его собственному благоустройству и, с одной стороны, отмечает границы участка, а с другой – образно поддерживает главную тему: кирпичный дом окружен кирпичной мостовой, обходя вокруг, клинкер мы ощущаем также под ногами, и город становится подобен церковному полу XVII века, выстланному «в елочку».
Впрочем все исторические и контекстуальные ассоциации более чем условны и основаны на самом факте работы с кирпичной фактурой. Но даже сам клинкер и тип кладки не оставляет сомнений в современности решения, более того, само обращение к кирпичу, тщательная работа с ним, кирпичная «кожа» дома, где каждый поворот кладки демонстрирует целостность терракотовой фактуры – за последние 15 лет всё это стало важной темой актуальной московской архитектуры.
Так что дом «в тренде», кроме того, он образовал уверенный акцент как со стороны улицы Палиха, где Maison Rouge заполняет большую лакуну, так и Новослободской улицы, где объем хорошо просматривается в разрыве красной линии на месте бывшего рынка. В этом, собственно, и состояла основная задача проекта: привнести композиционную логику в плотно, но хаотично застроенный квартал, и расширить публичное благоустроенное пространство.