Россия,Санкт-Петербург.ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, 17 литера А
Мастерская:
Студия 44
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Жилой квартал на улице Красного Текстильщика
Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, 10-12 Проектировщик: Студия-44 Заказчик: ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им.Кирова» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Почти весь квартал между улицей Красного Текстильщика и Синопской набережной занимает Прядильно-ниточный комбинат – преемник Бумагопрядильной мануфактуры, основанной бароном Людвигом Штиглицем в XIX веке. Здесь приходится бывать многим современным петербуржцам – в одном из зданий располагается Единый центр документов, где оформляют загранпаспорта. И все, кто здесь побывал, знают, как сложно сюда приехать и выехать, несмотря на просторный паркинг. Сейчас значительную часть территории после вывода производства собираются застроить жильем, проект разрабатывает «Студия-44».
Ради новых жилых корпусов часть разрозненной внутриквартальной застройки будет снесена. Об этом градозащитники, вероятно, скажут еще немало слов: несмотря на одобрение проекта КГИОП, атрибуция некоторых построек вызвала у членов градсовета, среди которых теперь есть Маргарита Штиглиц, Борис Кириков и Михаил Мильчик, вопросы. В неприкосновенности останется Первая и Вторая прядильная фабрика, а также Ниточная фабрика, которая выходит на улицу Красного текстильщика – сейчас она не имеет охранного статуса, однако Никита Явейн сообщил о намерении приспосабливать здание как если бы оно было памятником архитектуры. В конторском здании разместится школа, а в бывшей проходной – музей фабрики.
В здании Первой фабрики откроется детский сад на 236 воспитанников – предполагается, что из-за ускорившейся цифровизации Единый центр документов будет сокращать свою деятельность, что позволит освободить необходимую площадь. Нынешний паркинг переместится под землю, а на его крыше появится небольшой парк, открытый не только жителям квартала, но и всему городу. Одна из его функций – обеспечить проходимость внутренней торговой улицы, главной оси квартала, ориентированной на Смольный собор.
Жилые корпуса займут четыре участка. Самый большой – «четыре сестры», как назвал его Никита Явейн – выходит на Неву тремя курдонерами, в которых на высоких стилобатах, призванных защитить от шума и грязи шестиполосной Синопской набережной, расположатся спортивные и детские площадки. Со стороны улицы Моисеенко, рядом со штаб-квартирой компании «Лукойл», квартал «закроет» небольших габаритов односекционное здание. Фронт улицы Красного текстильщика сформируют еще два протяженных корпуса – один на месте Миграционного центра, второй – между фабричными зданиями.
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими
помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
Высота новых домов домов, само собой, не превышает разрешенные параметры. Главная фасадная идея, как пояснил Никита Явейн – «сочетание кирпичных фасадов и структурированных ордерных построений» – обе эти темы присутствуют в панораме набережной.
Эксперты единодушно хвалили градостроительные и фасадные решения, найденные для столь непростого участка. Характерна оценка Олега Харченко: «Я назвал бы проект виртуозным во всех отношениях, это высокий профессионализм, ничто не «царапает» в разговоре об интеграции нового в старое. Высота, силуэтность, наложение – все сделано безупречно. Архитектура замечательная и уместная». Михаил Мамошин назвал проект «прорывным», а Михаил Сарри поздравил студию с очередным большим успехом.
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими
помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
В то же время никто не принял проект безоговорочно, у каждого нашлось хотя бы одно замечание, совет или сомнение.
Так, Маргарита Штиглиц и Борис Кириков отметили, что одно из сносимых зданий было построено в 1895 году, а не в 1925, как утверждает экспертиза, выполненная заказчиком на этапе предпроектных работ. Как отметил Евгений Герасимов, «нет причин не доверять документам, но также нет причин не доверять своим глазам и Маргарите Сергеевне». И продолжил: «Весь проект, таким образом, подвергается сомнению, поскольку набегут «градонападающие» и все встанет».
Реконструкция существующего здания под размещение образовательного учреждения начального образования на 232 места. ЖК на Синопской набережной
Олег Харченко усомнился в реальности благих намерений заказчика сделать парк и ввести в эксплуатацию детский сад и школу одновременно с жильем, а также покритиковал темную торговую улицу и общую перенасыщенность проекта. «Есть ощущение, что автор и заказчик поступают так же, как другие поступают в новостройках, нещадно эксплуатируя, выжимая, крутя этого Барсика, чтобы хоть что-то капнуло и принесло копеечку», – высказался архитектор.
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
2.Реконструкция исторического здания
под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная
территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной
У Юрия Земцова сложилось впечатление, что фасад рассчитан на восприятие с ближних точек, в то время как для масштаба Невы он слишком измельчен и изощрен. Евгений Герасимов также нашел, что здесь есть над чем поработать, и добавил: «То, что нарисовано – очень дорогая архитектура, а-ля Сергей Скуратов, который строит суперэлитные дома. Здесь фасады такие же дорогие, но нет гарантии, что их воплощение в условиях петербургской экономики не будет в разы дешевле, как это случилось с расположенным неподалеку «Смольным проспектом» Рикардо Бофилла».
Сергей Орешкин предположил, что квартиры, хоть и видовые, будут плохо раскупаться из-за шума Синопской набережной, которая не позволит ни высыпаться, ни проветривать комнаты. А также усомнился в необходимости такого объема коммерции. Михаил Сарри напомнил, что у детского сада должно быть угловое или сквозное проветривание. «Сложный проект, проблема на проблеме», – как сказал Вячеслав Ухов.
Итог подвел Владимир Григорьев: «Мастерски упакованный проект, в котором есть ответы на все вопросы, идеален как пасхальное яичко. Все красиво. Но хотел бы я здесь жить? Нет. Сбудутся ли наши интуитивные опасения? Будет ли квартал пользоваться спросом? Если коммерческая составляющая не случится, вся прелесть проекта будет под вопросом. Что касается транспорта – вообще не представляю как здесь жить. Несмотря на блестящие достоинства проектирования, среда здесь более чем сомнительная».
2.Реконструкция исторического здания
под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная
территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной
После по инициативе Никиты Явейна обсудили нетривиальный для Петербурга вопрос. Архитектор попросил у экспертов совета: стоит ли символически, «в веревочном виде», восстановить снесенные не так уж давно три фабричные трубы, которые в народе называли Вера, Надежда и Любовь?
Идею горячо поддержали Михаил Мильчик и Маргарита Штиглиц, поскольку такое решение позволит сохранить хотя бы память о месте. Заместитель председателя КГИОП усомнился в целесообразности символического восстановления, назвал его «игрой с историей», но в то же время принял бы башни пониже и в качестве элемента благоустройства. Евгений Герасимов высказался конкретнее и жестче: «Сначала сносим, потом начинаем каяться – причем ернически, из проволоки. Башни были снесены ради парковки, и воссоздание их из проволоки выглядит как насмешка».