Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.11.2020

Градсовет Петербурга 25.11.2020

Алёна Кузнецова
Объект:
ЖК на Синопской набережной
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, 17 литера А
Мастерская:
Студия 44

Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.

Жилой квартал на улице Красного Текстильщика

Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, 10-12
Проектировщик: Студия-44

Заказчик: ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им.Кирова»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Почти весь квартал между улицей Красного Текстильщика и Синопской набережной занимает Прядильно-ниточный комбинат – преемник Бумагопрядильной мануфактуры, основанной бароном Людвигом Штиглицем в XIX веке. Здесь приходится бывать многим современным петербуржцам – в одном из зданий располагается Единый центр документов, где оформляют загранпаспорта. И все, кто здесь побывал, знают, как сложно сюда приехать и выехать, несмотря на просторный паркинг. Сейчас значительную часть территории после вывода производства собираются застроить жильем, проект разрабатывает «Студия-44».
ЖК на Синопской набережной
ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Съемка с северо-западного направления 1892- 1900 г. ЖК на Синопской набережной
Съемка с северо-западного направления 1892- 1900 г. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

Ради новых жилых корпусов часть разрозненной внутриквартальной застройки будет снесена. Об этом градозащитники, вероятно, скажут еще немало слов: несмотря на одобрение проекта КГИОП, атрибуция некоторых построек вызвала у членов градсовета, среди которых теперь есть Маргарита Штиглиц, Борис Кириков и Михаил Мильчик, вопросы. В неприкосновенности останется Первая и Вторая прядильная фабрика, а также Ниточная фабрика, которая выходит на улицу Красного текстильщика – сейчас она не имеет охранного статуса, однако Никита Явейн сообщил о намерении приспосабливать здание как если бы оно было памятником архитектуры. В конторском здании разместится школа, а в бывшей проходной – музей фабрики.
ЖК на Синопской набережной
ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

В здании Первой фабрики откроется детский сад на 236 воспитанников – предполагается, что из-за ускорившейся цифровизации Единый центр документов будет сокращать свою деятельность, что позволит освободить необходимую площадь. Нынешний паркинг переместится под землю, а на его крыше появится небольшой парк, открытый не только жителям квартала, но и всему городу. Одна из его функций – обеспечить проходимость внутренней торговой улицы, главной оси квартала, ориентированной на Смольный собор.
ЖК на Синопской набережной
ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
ЖК на Синопской набережной
ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилые корпуса займут четыре участка. Самый большой – «четыре сестры», как назвал его Никита Явейн – выходит на Неву тремя курдонерами, в которых на высоких стилобатах, призванных защитить от шума и грязи шестиполосной Синопской набережной, расположатся спортивные и детские площадки. Со стороны улицы Моисеенко, рядом со штаб-квартирой компании «Лукойл», квартал «закроет» небольших габаритов односекционное здание. Фронт улицы Красного текстильщика сформируют еще два протяженных корпуса – один на месте Миграционного центра, второй – между фабричными зданиями.
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими 
помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

Высота новых домов домов, само собой, не превышает разрешенные параметры. Главная фасадная идея, как пояснил Никита Явейн – «сочетание кирпичных фасадов и структурированных ордерных построений» – обе эти темы присутствуют в панораме набережной.
ЖК на Синопской набережной
ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №2,  класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №2, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом № 3, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом № 3, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом № 3, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом № 3, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №4, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №4, класс «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

Эксперты единодушно хвалили градостроительные и фасадные решения, найденные для столь непростого участка. Характерна оценка Олега Харченко: «Я назвал бы проект виртуозным во всех отношениях, это высокий профессионализм, ничто не «царапает» в разговоре об интеграции нового в старое. Высота, силуэтность, наложение – все сделано безупречно. Архитектура замечательная и уместная». Михаил Мамошин назвал проект «прорывным», а Михаил Сарри поздравил студию с очередным большим успехом.
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими 
помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
1. Жилой комплекс со встроенными коммерческими помещениями и подземной автостоянкой. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

В то же время никто не принял проект безоговорочно, у каждого нашлось хотя бы одно замечание, совет или сомнение.

Так, Маргарита Штиглиц и Борис Кириков отметили, что одно из сносимых зданий было построено в 1895 году, а не в 1925, как утверждает экспертиза, выполненная заказчиком на этапе предпроектных работ. Как отметил Евгений Герасимов, «нет причин не доверять документам, но также нет причин не доверять своим глазам и Маргарите Сергеевне». И продолжил: «Весь проект, таким образом, подвергается сомнению, поскольку набегут «градонападающие» и все встанет».
 Реконструкция существующего здания под размещение образовательного учреждения начального образования на 232 места. ЖК на Синопской набережной
Реконструкция существующего здания под размещение образовательного учреждения начального образования на 232 места. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

Олег Харченко усомнился в реальности благих намерений заказчика сделать парк и ввести в эксплуатацию детский сад и школу одновременно с жильем, а также покритиковал темную торговую улицу и общую перенасыщенность проекта. «Есть ощущение, что автор и заказчик поступают так же, как другие поступают в новостройках, нещадно эксплуатируя, выжимая, крутя этого Барсика, чтобы хоть что-то капнуло и принесло копеечку», – высказался архитектор.
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной © Студия 44
Жилой дом №1 класса «комфорт». ЖК на Синопской набережной
© Студия 44
2.Реконструкция исторического здания 
под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная 
территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной © Студия 44
2.Реконструкция исторического здания под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

У Юрия Земцова сложилось впечатление, что фасад рассчитан на восприятие с ближних точек, в то время как для масштаба Невы он слишком измельчен и изощрен. Евгений Герасимов также нашел, что здесь есть над чем поработать, и добавил: «То, что нарисовано – очень дорогая архитектура, а-ля Сергей Скуратов, который строит суперэлитные дома. Здесь фасады такие же дорогие, но нет гарантии, что их воплощение в условиях петербургской экономики не будет в разы дешевле, как это случилось с расположенным неподалеку «Смольным проспектом» Рикардо Бофилла».

Сергей Орешкин предположил, что квартиры, хоть и видовые, будут плохо раскупаться из-за шума Синопской набережной, которая не позволит ни высыпаться, ни проветривать комнаты. А также усомнился в необходимости такого объема коммерции. Михаил Сарри напомнил, что у детского сада должно быть угловое или сквозное проветривание. «Сложный проект, проблема на проблеме», – как сказал Вячеслав Ухов.

Итог подвел Владимир Григорьев: «Мастерски упакованный проект, в котором есть ответы на все вопросы, идеален как пасхальное яичко. Все красиво. Но хотел бы я здесь жить? Нет. Сбудутся ли наши интуитивные опасения? Будет ли квартал пользоваться спросом? Если коммерческая составляющая не случится, вся прелесть проекта будет под вопросом. Что касается транспорта – вообще не представляю как здесь жить. Несмотря на блестящие достоинства проектирования, среда здесь более чем сомнительная».
2.Реконструкция исторического здания 
под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная 
территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной
2.Реконструкция исторического здания под встроенный ДОУ на 120 мест, 3. Подземный паркинг и озелененная территория общего пользования. ЖК на Синопской набережной
© Студия 44

После по инициативе Никиты Явейна обсудили нетривиальный для Петербурга вопрос. Архитектор попросил у экспертов совета: стоит ли символически, «в веревочном виде», восстановить снесенные не так уж давно три фабричные трубы, которые в народе называли Вера, Надежда и Любовь?

Идею горячо поддержали Михаил Мильчик и Маргарита Штиглиц, поскольку такое решение позволит сохранить хотя бы память о месте. Заместитель председателя КГИОП усомнился в целесообразности символического восстановления, назвал его «игрой с историей», но в то же время принял бы башни пониже и в качестве элемента благоустройства. Евгений Герасимов высказался конкретнее и жестче: «Сначала сносим, потом начинаем каяться – причем ернически, из проволоки. Башни были снесены ради парковки, и воссоздание их из проволоки выглядит как насмешка».

Подробнее о проекте –>