Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.03.2020

Градсовет 4.03.2020

Объект:
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Пулковское шоссе 32
Мастерская:
Студия-17
Авторский коллектив:
Архитектурное бюро «Студия-17»

Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.

Офис на Пулковском шоссе 
Санкт-Петербург, муниципальный округ «Звездное», Пулковское шоссе, участок 82
Проектировщик: Архитектурное бюро «Студия-17
Заказчик: ООО «Пулково 32»
Обсуждали: проект


Бизнес-центр по проекту бюро «Студия-17» будут строить на участке, расположенном недалеко от съезда в аэропорт, где по одну сторону Пулковского шоссе в ряд стоят гигантские торговые центры, а по другую – причудливой формы автосалоны, служащие авансценой высотному жилому комплексу. Второй линией за автосалонами идут разрозненные объекты – отдельные дома, паркинги, офисы, детский сад.

Новое здание встает в пару к бизнес-центру Pulkovo Star, построенному по проекту бюро Intercolumnium: их роднят высота – около 55 метров, большие площади остекления и даже скошенная стена. Между ними – четырехэтажная сталинка – «вагончик к паровозу существующего здания», как выразился Святослав Гайкович. Пристроенный паркинг располагается с южной стороны ради соблюдения инсоляционных норм – с двух сторон бизнес-центр окружает жилье.
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17

Паркинг так или иначе критиковали все, начиная с рецензента Анатолия Столярчука, который относится к работам коллег очень лояльно. Он аргументировал возможность такого решения тем, что создается ритм «высоко-низко», а также удаленностью участка от Пулковского шоссе – полоса сквера и мозаика «автосалонов» скроют неидеальное решение от всех, кто едет в или из аэропорта.

Экспертов волновала вытяжка – не будут ли выхлопы попадать в окна жилых домов, а также количество времени, которое офисным работникам понадобиться на парковку с лифтом. Сам собой напрашивался вопрос про зеленую эксплуатируемую кровлю – такой ее сделать не позволили ТЭПы, не хватило бы места для машин. Михаил Сарри задался вопросом: нужно ли маскировать паркинги под жилую застройку или оставлять безоконными гаражами? Никита Явейн предложил еще «порисовать фасад и сделать его поинтеллигентнее». Сергей Орешкин отметил, что зданию потребуется солнцезащита – чтобы было комфортно и не пестро, а иначе все начнут спасаться шторками и жалюзи. С такими оговорками проект в целом поддержали все выступающие.
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе © Студия-17
Бизнес-центр на Пулковском шоссе
© Студия-17

Евгений Герасимов порадовался, что строить будут офис, а не жилье, назвал его «нормальной уплотнительной застройкой». А также выразил удивление: почему на градсовете обсуждают такой беспроблемный объект, если появился проект японского бюро Nikken Sekkei по застройке Охтинского мыса.

Главный архитектор города Владимир Григорьев увидел в проекте гораздо больше недостатков, чем его коллеги. Например, он посчитал, что «подобное здание ни один застройщик в цивилизованных странах себе не позволил бы – разорится на эксплуатации. Nikken Sekkei используют уже другие технологии, не советуясь с градсоветом». «Архитектура, – продолжил он, – не событие».
 
Памятник Федору Ушакову 
Санкт-Петербург, площадь Труда
Авторы: Владислав Маначинский, Анатолий Чернов, Лада Чернова
Иницииатор: Ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-Морского Флота
Обсуждали: эскизный проек
т

В первый раз памятник, который планируют установить на площади Труда, обсуждали в декабре. Авторы учли многие замечания касательно габаритов и деталей постамента, пропорций скульптуры и, главное, – места расположения. В предыдущий раз памятник заходил на «пятно» Благовещенского собора, восстановление которого, по убеждению многих, неминуемо.
Эскизный проект памятника Федору Ушакову Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Эскизный проект памятника Федору Ушакову
Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Эскизный проект памятника Федору Ушакову Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Эскизный проект памятника Федору Ушакову
Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета
Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета
Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру
Пересъемка с планшета
Пересъемка с планшета, фотография Архи.ру

Неловкость с отсутствием рецензента смягчил Никита Явейн, который вызвался заменить «срочно отбывшего». Он отметил, что многое стало лучше, но недостатков по-прежнему много: низ тяжелый, прорисовка масс вызывает вопросы, скульптура грубовата. Новый вариант расположения подходит лишь как временный, приемлемый до воссоздания. Далее выяснилось, что рисунок с наложением плана собора подготовили не авторы – он «появился в недрах градсовета и, кажется, некорректен». Дополнительную путаницу в обсуждение внесло различие между макетом и визуализацией.

В основном решался вопрос: установить памятник временно или сразу делать проект благоустройства площади на случай восстановления собора? Выяснялись также новые недостатки: плинфа толстая, картуш вместе с барельефом «не живет», адмирал выглядит слишком молодо.
Макет памятника Федору Ушакову
Макет памятника Федору Ушакову
Фотография Архи.ру

Евгений Герасимов предложил серьезно заниматься вопросом, вместо того чтобы «быстренько к какой-то дате что-то решить», и «не закрывать дорогу новому поколению, которое должно восстановить взорванную большевиками церковь». Устанавливать памятник, по его мнению, следует в другом месте – например, у Военно-морской академии и Ушаковского моста. Рафаэль Даянов напомнил о площади Морской славы на Васильевском острове, которая «вопиет в ожидании адмиралов», а также указал на отсутствие историко-культурного опорного плана, без которого «рассматривать что-то в центре города невозможно».

Были и противники воссоздания: «сочетать транспортную развязку с собором, крестным ходом и толпами нищих на паперти невозможно». Сергей Орешкин призвал поддержать проект: площадь с памятником может стать звеном в цепочке общественных пространств, ведь рядом располагается Новая Голландия и Конногвардейский бульвар.

Владимир Григорьев подвел итог: «место для установки памятника определено законом и оправдано. Восстановление храма спорно. Исключить площадь из движения транспорта – нерешаемый вопрос при таком интенсивном потоке. Чтобы не совершить духовную ошибку, прежде всего следует уточнить местоположение крипты. А постамент доработать».