Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.01.2020

Идентичность в типовом

Алёна Кузнецова

Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.

Алексей Боев и Дарья Наугольнова – выпускники Воронежского архитектурного университета, а затем Амстердамской Архитектурной академии, основатели бюро VISOTA architects. Кроме проектирования команда занимается исследованиями и последние несколько лет концентрируется на поиске способа массово актуализировать советские ДК: что-то вроде типового проекта приспособления для типовой архитектуры.

Проект «Идентичность в типовом»
Проект «Идентичность в типовом»
VISOTA architects

Цель этих поисков – вернуть в города культурные центры шаговой доступности, для чего ДК подходят как нельзя лучше. Алексей Боев считает, что «ДК по сей день остаются хранителями идентичности, особенно в регионах: в зависимости от географии использовались разные материалы, орнаменты выполняли местные художники, многие ДК приобретали явные черты национальной архитектуры. Кроме того, эти здания многофункциональны: почти в каждом есть концертный зал, выставочное пространство, библиотека, мастерские, студии, кружки по интересам».
Павильон с проектом «Идентичност в типовом» на фестивале Зодчество VR
Павильон с проектом «Идентичност в типовом» на фестивале Зодчество VR
VISOTA architects

Несколько лет архитекторы занимались сбором данных, которые теперь аккумулируют на сайте проекта. Чтобы немного сузить поле исследования, выбрали три самых распространенных типа ДК, подсчитали, что таких осталось 190, и нанесли на карту. У каждого ДК своя карточка, которая должна отражать историю и потенциал здания. Кроме привычной хроники и фотографий в будущем появятся сведения практического характера: интервью с жителями города, возможные формы поддержки со стороны государства и частных инвесторов, предложения по приспособлению. Поскольку для устойчивого развития домам культуры помимо новой «одежки» необходим бизнес-план, архитекторы сотрудничали со специалистами программного наполнения и коммерческого использования креативных пространств.
ДК им. Кирова в Воронеже. Современное состояние VISOTA architects
ДК им. Кирова в Воронеже. Современное состояние
VISOTA architects
ДК им. Кирова в Воронеже. Идентичность VISOTA architects
ДК им. Кирова в Воронеже. Идентичность
VISOTA architects
ДК Электроника в Воронеже. Современное состояние VISOTA architects
ДК Электроника в Воронеже. Современное состояние
VISOTA architects
ДК Электроника в Воронеже. Идентичность VISOTA architects
ДК Электроника в Воронеже. Идентичность
VISOTA architects

Дальше началась практика: вовлечение местного сообщества, популяризация проекта и диалог с руководством города. Первыми «кейсами» стали ДК родного Воронежа: имени Кирова, Электроника и Машиностроителей (Городской дворец культуры, ГДК).

В 2018 году исследование презентовали на конференция «ДК ждут перемен», затем провели воркшоп со студентами, который стал первой для Воронежа сессией соучаствующего проектирования. Получившиеся три макета показали представителям бизнеса, деятелям искусства и простым жителям. После чего неожиданно получили от города деньги на проект и частичную реновацию ГДК.
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции
VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции
VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции
VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции
VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции VISOTA architects
Городской дворец культуры в Воронеже после реконструкции
VISOTA architects

Первый этап преобразований завершился в конце прошлого года. На 60 млн получилось отремонтировать кровлю и фасад, заменить окна, добавить пандус, полностью обновить первый этаж и концертный зал. Здание не изменилось кардинально, но стало намного опрятнее, сохранив дух времени и характерные особенности: барельеф на фасаде и музей забытой музыки, например. Директор ГДК рассказывает о планах: бюджетный коворкинг с детским уголком и воспитателем, клуб садоводов для пожилых людей, магазинчик для мастеров декоративно-прикладного творчества, студия звукозаписи, библиотека и многое другое.

Чтобы продолжить исследование, архитекторы подали заявку в Нидерландский фонд Креативных Индустрий, а пока что продолжают отрабатывать механизм в Якутске – в конце января там проходит воркшоп, участники которого работают с Домом дружбы народов имени Кулаковского.
Воркшоп в Воронеже VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже
VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже
VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже
VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже
VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже VISOTA architects
Воркшоп в Воронеже
VISOTA architects
***

Реновация типовых домов культуры хорошо вписывается в тенденцию последних и, вероятно, многих будущих лет – осознанного потребления с подпунктом повторного использования. Она удовлетворяет и другой запрос: поиска идентичности, о которой в последнее время много говорят. Есть ощущение, что после долгого убегания от всего советского просыпается ностальгия, в тому числе и у нового поколения, не заставшего неловкостей быта того времени, но чувствительного к его эстетике.

Интерес к эпохе отображается на разных уровнях культуры: от сериала HBO «Чернобыль» до перфомативного проекта «Дау». В архитектуре, помимо постоянного возвращения к идеям конструктивизма, ленинградского ар деко или сталинского ампира, проявляется еще одно соответствующее направление – реконструкция типовых зданий. Примеры Нижнего Новгорода и Железноводска, а теперь Воронежа и, возможно, Якутска, заставляют взглянуть на ветхие и размежеванные субарендторами здания, которые есть в каждом городе или спальном районе, совсем другими глазами. А идея культурных центров шаговой доступности, в которых проводить время явно интереснее, чем в торговых центрах, так и вовсе завораживает.
Проект реконструкции Городского дворца культуры в Воронеже VISOTA architects
Проект реконструкции Городского дворца культуры в Воронеже
VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже
VISOTA architects
Проект реконструкции ДК имени Кирова в Воронеже. VISOTA architects
Проект реконструкции ДК имени Кирова в Воронеже.
VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже
VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже VISOTA architects
Проект реконструкции ДК Электроника в Воронеже
VISOTA architects
Проект реконструкции Городского дворца культуры в Воронеже VISOTA architects
Проект реконструкции Городского дворца культуры в Воронеже
VISOTA architects