Россия,Москва.Проект разработан для двух площадок: улица Сущёвский Вал, 75с; Бережковская набережная, 16
Мастерская:
ГрандПроектСити
Авторский коллектив:
Руководитель: К. Сапричян, архитекторы: М. Бурдин, А. Калинин, В. Калинина, И. Силачева, Е. Сиников, С. Суняйкин. Директор по развитию проекта: М. Лоскутов
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
О планах строительства «РЖД-Сити» площадью 450 000 м2 на территории Рижского грузового двора стало известно 20 марта 2019 года. Практически тогда же был опубликован проект неизвестного авторства, площадью 600 000 м2; он состоял из нескольких стилобатов-«островов» со скругленными углами, объединяющих группы башен высотой не более 20 этажей.
В ответ на этот проект и, кроме того, на идею строительства штаб-квартиры как таковую, Карен Сапричян сформулировал собственное предложение, где штаб-квартира предстала в виде трех тонких башен со стеклянными фасадами. Каждая башня «несет» на себе одну крупную букву и вместе они складываются в гигантское РЖД. Проект был показан представителям руководства компании и, по словам архитектора, вызвал интерес. Но дальнейшего развития история не получила: позднее, в июле 2019, был объявлен международный конкурс, в состав финалистов которого вошли, в основном, крупные интернациональные компании (самый известный из участников – SOM). С июля до ноября финалисты работали над проектами, результаты конкурса, насколько нам известно, планируется объявить на днях.
Мы же пока публикуем проект Карена Сапричяна и бюро ГрандПроектСити, предложенный весной этого года.
В проекте использована давняя и запатентованная автором идея небоскреба, в том или ином виде воспроизводящего какую-либо знаковую букву и несколько букв: в данном случае аббервиатура РЖД поделена по башням. Буквы расположены высоко и стилизованы вариантах двумя способами: в одном случае нарочито «вырублены» под углом 90 градусов, в другом случае преобладают диагонали.
В остальном небоскребы – высокие, стройные, лаконичной стеклянной архитектуры, и похожие между собой, что позволяет им выстроиться в ряд для «несения» объемных букв на фасадах. Автор специально подчеркивает: буквы будет видно с разных ракурсов и, конечно же, издали. К примеру, подъезжая по Рижской эстакаде.
Несмотря на то, что уже в марте шла речь о планах строительства на территории Рижского грузового терминала, ГрандПроектСити рассмотрели также один из «запасных» вариантов – грузовой терминал на Киевском вокзале. Именно он сделал возможной речную панораму.
Основной и первый вариант, предназначенный для территории Рижского терминала, – более строг и ориентирован на пластику параллелепипеда, что позволяет буквам «прорасти» в объем и акцентировать слитность знаков с несущими их зданиями. Буквы оказываются, с одной стороны, легко читаемыми, но с другой – заметно стилизованными; именно они делают небоскребы похожими на собранную головоломку, состоящую из крупных элементов с разными видами стеклянных поверхностей, соединённых между собой сложным образом.
Поверхности выступают вперед и «западают», формируя уступы, акцентируя сложносоставность формы, но сохраняя ее строгость, тяготеющую к прообразам 1970-х годов. В холодном поблескивании полос можно увидеть блеск отполированных колесами рельс, также как и в целом – отсыл к техногенной, «стальной» специфике работы компании-гиганта, объединяющего под своим началом все железные дороги страны.
Формат башен имеет в данном случае два преимущества. Во-первых, он позволяет компактно сгруппировать все полезные площади, – на планах хорошо заметно, что значительная часть рассматриваемых участков остается незастроенной. Во-вторых, и это, надо думать, имеет большее значение, башня – классическая, отработанная архитектурой XX века, типология штаб-квартиры крупной компании, заметная и представительная. В данном случае к этим качествам присоединяется иконическое значение: небоскребы, возносящие буквы вверх, прочитываются как знак роста репрезентативности, недвусмысленная «точка над i», что в случае штаб-квартиры, вероятно, и уместно, и даже в какой степени честно.