В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Проект «Спортпарка» был создан архитекторами бюро ASADOV для «Города на реке Тушино-2018» – жилого комплекса на месте Тушинского аэродрома, вписанного в полуостров между Москвой-рекой, каналом имени Москвы и рекой Сходней. Район возник вокруг стадиона «Открытие Арена» – домашней базы футбольного клуба «Спартак», построенного в 2014 году владельцем клуба Леонидом Федуном. Городские власти изначально согласовали не только жилую, но и спортивную направленность комплекса. Девелопер «Тушино-2018» должен был реализовать здесь и передать городу несколько спортивных объектов, для чего и провел закрытый тендер, в который пригласил команду Асадовых. Проект бюро ASADOV не выиграл, но родилась красивая, универсальная идея для будущей архитектуры.
Площадка – четырехугольник неправильной формы, находится между парковой зоной со стадионом и будущей жилой застройкой. На ней надо было разместить комплекс водных видов спорта, теннисные корты, ледовую арену и многофункциональный спортзал. Архитекторы расставили в пространстве четыре стеклянных объема, а затем решили объединить их единой крышей-перголой – деревоклеёной мега-конструкцией, расположенной на высоте игрового поля. Входов в мегаструктуру несколько. Со скошенной стороны перед входом образована частично крытая площадь.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV По центру расположен каток, обрамленный пешеходными галереями, справа бассейны, слева – корты и ФОК. Деревянная пергола может быть и открытой, и закрытой стеклом. Под этим «небом», как называет его Андрей Асадов, можно не только заниматься спортом, но и гулять по внутренним улицам, образованным невысокими павильонами, силуэт которых напоминает улицы старого североевропейского города – архетип традиционной улицы силен в культуре и, как выяснилось, не противоречит спортивному футуризму.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
На уровне человека это выглядит как городок из небольших домиков со скатными крышами, причем крыши разной высоты, более острые или более пологие – силуэт может быть любым, поскольку находится под общим «небом». Фасады у домиков либо сплошь прозрачные, включая фронтон, либо глухие, либо с витражом-витриной – во всех случаях пластика модернистская, а не традиционная стена с окнами. Внутри расположены раздевалки, технические помещения, коммерческая инфраструктура. Похожие «домики» со двускатными крышами, но без одной стены, накрывают собой и трибуны вокруг катка.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Высокие стеклянные перегородки с деревянными вертикальными переплетами врезаны в домики, от этого возникает ощущение, что это городок в сосновом лесу, причем пергола отбрасывает тени, будто от ветвей деревьев. Стекло и тонкие «сосны» достают до «неба» и отделяют внутренние помещения от улицы, в то же время соединяя с ней: городок воспринимается как ее продолжение, улицы входят непосредственно под перголу.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Стекло – граница, которой нет. Городок – то ли внутреннее, то ли внешнее, амбивалентное пространство. Предполагалось, что вечером Спортпарк светился бы теплым светом. Находясь внутри, человек видел бы городской пейзаж за стеклом, и в то же время был защищен от непогоды.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Не то чтобы эти приемы не использовались раньше в шопинг-моллах, вокзалах, рынках (где тоже есть соединение мелких объемов и накрывающих их мегаструктур), но здесь они соединились с деревом и двускатными крышами. Причем деревянная пергола – ажурная, вязаная, с подчеркнуто неровным краем, – здесь стала вещью городского масштаба.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Архитекторы бюро ASADOV и раньше обращались к деревянной архитектуре («мы любим деревянные постройки», – говорит Андрей Асадов). В теннисном центре в Кунцево входная зона была из дерево-клеёных конструкций. После этого был спорткомплекс в Жуковке-XXI с треугольными разлетающимися крышами, с покрытием из дерева. На вопрос о пожарной безопасности деревянной конструкции Андрей Асадов замечает, что правильно обработанное дерево сохраняет после начала пожара несущую способность много часов, в отличие от металла, который через час-полтора ее теряет. Что касается цены, то деревянная конструкция зачастую не дороже металлической. «Все элементы у нас функциональны, – подчеркивает Андрей Асадов, – просто конструкцию основной кровли, которую так или иначе надо было строить, мы сделали деревянной, а внутренние помещения, которые все равно были нужны, мы предпочли оформить не простыми коробками, а домиками с силуэтом. Возможно, по экономике наше решение показалось заказчику эксклюзивным. Наш проект не выиграл, но нам он очень нравится. Есть сильная универсальная идея в запасе. Пригодится в будущем».
Обычно спортивные сооружения, если они не предназначены для Олимпиады или Мундиаля, обречены быть ангарами. То, что удалось уйти от коробок, большое достижение и задел на будущее. Образ стал мягче, экологичнее. Деревянная пергола – универсальным «небом» для городка или деревни под ней, что бы там ни находилось. В нашем климате перемещаться между домами, не выходя на улицу и не пачкая обувь, – приятная возможность. Пергола должна была бы хорошо видна с верхних этажей и могла стать пятым фасадом. Плетение перголы разнообразно и меняется, как узор на свитере: над пешеходными галереями сохраняются лаконичные рейки, а над спортивными объектами узор становится плотным и затейливым. Это сделано не только ради декора, но и ради функциональности: по заданию заказчика архитекторы уменьшили площадь остекления за счет световых фонарей, придав им треугольную форму.
Многофункциональный спортивный комплекс «Спортпарк» © Архитектурное бюро ASADOV
Теперь о формальном контекcте Спортпарка. Мегаструктура, прячущая в себе внутренние улицы, – это город внутри здания. Город внутри здания – современная архитектурная форма, отличная от традиционного дворца или классического ансамбля с их органической симметрией. Более свободная, как и настоящий город, содержащая в себе калейдоскоп форм, но понятная человеку «ткань» с улицами и зданиями, объединенная общим «небом» или другой крупной формой, имеющая начало и конец. Такие мегаструктуры встречаются, например, в Сколково (у Херцога с де Мероном – в здании Университета, у Валода и Пистра в Технопарке), в выставочной архитектуре, например в миланской ярмарке Фуксаса. А деревянные сетки попадаются в парковой и оранжерейной архитектуре, скажем в стеклянно-деревянном «парфеноне» в парке Ситроен в Париже. В Спортпарке для Тушино всё замечательным образом соединилось: крупные, технологические объекты, сложная городская структура и нежная деревянная архитектура.
Стеклянно-деревянная сетка – а, по сути, и пергола, и стены «с соснами» именно таковы – это совсем природный образ. Если говорить о подражании природным элементам, то стекло в архитектуре уподобляется воде или воздуху. А дерево само и есть природа, оно играет само себя. Растения в кадках добавляют сходства с оранжереей, парковым павильоном. Образ экологической архитектуры может быть выражен разными способами: в вертикальных садах на фасаде или в закапывании здания в зеленый холм. Городок под ажурной деревянной перголой – еще один убедительный и перспективный образ зеленой архитектуры. Экология – одна из господствующих в мире идеологий. Некоторые мыслители вроде Ноя Харари даже считают, что природа вытесняет человека, становясь в центр мироздания, а мир становится природоцентричным, а не антропоцентричным, как было со времен Ренессанса. Реванш природы за насилие над ней в прошлые века приводит к своеобразному перекосу в обратную сторону, экологическому «фашизму». В этом смысле важно, что архетипические домики со скатными крышами в проекте Спортпарка – агенты человека, его масштаба, мышления и восприятия. Так гармоничнее.
|