Практика использования в «звездных» бюро бесплатной рабочей силы в форме стажировок вновь стала предметом обсуждения. Под огонь критики попали Алехандро Аравена, Дзюнья Исигами, Со Фудзимото.
Архитектурное бюро Elemental, которым руководит обладатель Притцкеровской премии Алехандро Аравена, больше не будет брать на работу – без зарплаты – стажеров. Чилийская мастерская, которая известна своими социально ориентированными проектами и новаторскими решениями для доступного жилья, объяснила, что пошла на это, чтобы защитить свою профессиональную репутацию. Решение было принято после скандала, связанного с «эксплуатацией бесплатной рабочей силы».
Все началось с того, что дизайнер и художник Адам Натаниэль Фурман решил привлечь общественное внимание к проблеме неоплачиваемых стажировок и запустил в Instagram кампанию #archislavery. Мастерская Elemental была названа в числе первых «недобросовестных» бюро, практикующих культуру бесплатного труда.
Алехандро Аравена на встрече с президентом Чили Мишель Бачелет в 2015
Фото: Gobierno de Chile. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)
Веб-сайт Dezeen направил в бюро Аравены официальный запрос и опубликовал ответ архитекторов. В нем подробно изложены причины, по которым Elemental нанимала таких стажеров. Практиковать работу со студентами чилийские архитекторы начали еще в 2003 – когда организовали конкурс проектов социального жилья. Победителям они оплатили перелет, проживание и питание и посчитали подобное взаимодействие «справедливым обменом времени на опыт». Финалистам нужно было прожить 4 месяца в Чили: за этот срок, как предполагалось, профессионалы успеют передать знания стажерам. Кроме того, время требовалось на разработку рабочего языка.
«Мы знали, что не можем себе позволить платить стажерам, поэтому предлагали кандидатам подать заявку на получение стипендии в их стране. Многие студенты приезжали с грантами», – объясняют в письме Алехандро Аравена и его коллеги. За все годы по этим условиям у них побывало более 150 практикантов. Бюро отметило, что в 2015 даже провело опрос среди поработавшей у них молодежи, чтобы те рассказали, насколько им понравилось работать в бюро и что они хотели бы изменить. По итогам исследования, архитекторы набрали 8 баллов из 10 и внесли некоторые улучшения в рабочий процесс. Изменения коснулись в основном страховки, еды и организации рабочего пространства.
Еще одной мишенью кампании Фурмана стал 44-летний японский архитектор Дзюнья Исигами. Причиной стали обнародованные условия участия в проектировании летнего павильона для лондонской галереи «Серпентайн». Напомним, что в этом году лондонская галерея заказала традиционную летнюю постройку именно у Исигами. Выяснилось, что стажировка не оплачивается, а соискатели должны приносить в офис собственные ноутбуки с предустановленным ПО. Рабочая неделя длится с понедельника по субботу, с 11 утра до полуночи. Также в электронном письме говорится, что студия не помогает иностранным кандидатам с получением японской визы. Студент, который претендовал на место «интерна», признался британскому журналу Architects’ Journal, что после того как получил ответ от Junya Ishigami + Associates, «понял, насколько это вздорные условия». «Я не могу себе это позволить, учитывая, что Токио это совсем не дешевое место для жизни», – пояснил несостоявшийся стажер AJ.
Похожая история случилась в 2013 с другим японским архитектором, автором летнего павильона для «Серпентайн» Со Фудзимото. Тогда он открыто поделился с журналистами собственным опытом использования неоплачиваемого труда и назвал такое взаимодействие «отличной возможностью для обеих сторон». Фудзимото рассказал, что в Японии широко распространена практика «открытых рабочих столов» (open desk), когда студенты и выпускники вузов бесплатно работают от трех до шести месяцев – просто чтобы получить опыт. Архитектурные фирмы регулярно задействуют таких стажеров при изготовлении макетов и подготовке чертежей.
Однако то, что в Японии считается обычным делом, в Великобритании – против правил. Королевский институт британских архитекторов (RIBA) еще в 2011 объявил неоплачиваемые стажировки вне закона. Британские архитектурные бюро должны предоставлять студентам, проходящим практику, компенсацию в размере хотя бы официальной минимальной оплаты труда. Фудзимото тогда удалось избежать серьезной критики, а Исигами не повезло. Ему придется заплатить всем, кто работал и работает над проектом для «Серпентайн», на этом настояла сама галерея, очевидно, под давлением общественности, так как сначала представители учреждения заявили, что были не в курсе ситуации. Президент RIBA Бен Дербишир говорит, что «испытал шок», когда узнал, что мастерские занимаются поиском бесплатных стажеров, и добавил, что институт «крайне осуждает эксплуатацию студентов таким образом».
В комментариях под публикациями, посвященными этим передрягам, высказывались нынешние студенты и уже состоявшиеся специалисты. Ответы читателей в основном сводятся к одному: любой труд должен быть оплачен, тем более что часто практиканты совсем не неумелые новичики, а могут даже дать фору нанимателям, поскольку обладают ценными знаниями и лучше разбираются в технологиях. Кто-то называет поведение архитектурных «звезд» свинством и говорит, что не стоит нанимать стажеров, если нет денег им заплатить.
Некоторые комментаторы напомнили, что образование архитектора как было так и остается чрезвычайно дорогим и элитарным, в первую очередь – в развивающихся странах, к примеру, в том же Чили. Мало кто может себе позволить учебу без поддержки богатых покровителей – в их роли обычно выступают родители. Один из читателей Jon написал, что на такого рода стажировки соглашаются те, для кого деньги не важны. «Они могут позволить себе работать бесплатно, поскольку у них есть обеспеченные родители. Те, кому самому нужно себя содержать, не могут пойти на подобный риск, в результате чего оказываются в невыгодном положении на протяжении всей своей карьеры», – объясняет читатель Dezeen.
С ним соглашается девушка с ником shelikesbacon: «Если стажировки не оплачиваются, то участвовать в них могут только дети с хорошей финансовой поддержкой, которая готовит их к более высокооплачиваемой работе». Так еще больше увеличивается разрыв между бедными студентами и их более удачливыми однокашниками. «Перестаньте вести себя так, словно войти в вашу студию – большая честь для молодого студента или ваше присутствие – благословение для них», – обращается Ali к мастерским.
Но есть и те, кто поддерживает известные бюро, подчеркивая, что у молодежи всегда есть выбор и они вольны не соглашаться на те условия, которые им не по нраву. «Если говорить честно, гораздо эффективнее сделать работу самому, нежели обучать стажеров», – уверена читательница Hwa Yeong Lee.
Daniel пишет, что профессия архитектора в принципе жестока и неоплаченная работа – участь не только стажеров. Фирмы вообще «чрезмерно вами злоупотребляют <...> дедлайны требуют [отдавать труду] все ваше время, это не работа с девяти до пяти», – поясняет Daniel. «За многими громкими именами стоит несчетное число [рядовых] профессионалов, выполняющих большую часть работы. Им сильно недоплачивают, они постоянно перерабатывают и не получают должного признания за свой труд. Здание, которое тебе нравится, построил Норман Фостер? Скорее всего, это даже не его идея», – подытоживает читатель.