Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.04.2019

Градсовет Петербурга 27.03.2019

Алёна Кузнецова
Объект:
Реконструкция БЦ «Оптима»
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. улица Торжковская, дом 5

На очередном градсовете во второй раз отправили на доработку проект надстройки советского здания и обсудили зеленые насаждения общего пользования.

Бизнес-центр «Оптима»

Санкт-Петербург, улица Торжковская, дом 5.
Проектировщик: ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Заказчик: АО ПИ «Ленинградский Водоканалпроект»
Обсуждали: проект реконструкции здания под бизнес-центр с гостиницей

Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Пересъемка с планшета

Бизнес-центр «Оптима» находится недалеко от станции метро «Черная речка». Этот район, представляющий собой некий «буфер» между исторической частью города и новыми спальными районами, застроен в основном зданиями 1950-60-х годов. Будущий БЦ «Оптима» возвели чуть позднее – в 1980-х, для «НИИП Градостроительства» и «Ленинградского Водоканалпроекта». Последний является заказчиком работ: к зданию требовалось добавить гостиницу на 99 номеров, для чего бюро Vision решило надстроить пятиэтажное здание консольным объемом, а во дворе сделать пристройку, где расположилась бы стойка регистрации и лестнично-лифтовой узел.
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Пересъемка с планшета

Проект впервые обсуждали на градсовете в декабре прошлого года, тогда авторы предложили два варианта надстройки: контрастный «авторский» и «мансардный», продолжающий архитектуру существующего фасада. Эксперты рекомендовали выбрать «авторский» и поработать над деталями.

По словам архитектора Алексея Садовского, в новом варианте акцентные выступающие «зигзаги» сменились балконами, «консоль стала грубее и проще, зато спокойнее, у фасада появилась единая стилистика». Сохранилась диагональная асимметрия – в максимальных точках консоль выступает на 3,5 метра. Материалы нового объема – кровельная сталь и тонированное стекло.

Рецензент Никита Явейн признался, что предложенная авторами надстройка вызывает у него сложное чувство: «Она возможна как эксперимент в этой безакцентной части города, со скучноватой застройкой 60-х, но станет прецедентом, и аналогичных решений появится много. Такое допускают в других городах, но не в Петербурге».
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Пересъемка с планшета

Отзывы вновь были критичными: «зачем так сворачивать шею», «ненормальное видение архитектоники здания» и «неуважение к авторам дома». В то же время, Михаил Кондиайн, например, отметил, что «город должен развиваться, жизнь заставит возвращаться к подобным проектам». Чтобы вновь сделать здание интересным, он предложил совсем «оторвать» новый объем от старого, сделать его «парящим» – высотный регламент позволяет. Никита Явейн посчитал, что ситуация для самовыражения не лучшая и предложил приемлемое, на его взгляд, решение: отступ и отсутствие акцентов, при которых даже полное остекление смотрелось бы естественно. Также был озвучен вариант строить гостиницу отдельным зданием во дворе.
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Реконструкция БЦ «Оптима» на Торжковской улице, ООО «БЮРО ВИЖЕН»
Пересъемка с планшета

Владимир Григорьев отметил, что к советской архитектуре стали относиться внимательнее, и пока ее не защищает КГИОП, этим может заниматься градсовет. Он назвал новое решение более выдержанным, но по-прежнему требующим доработки.
 
Доклад главного архитектора

Планирование зеленых насаждений общего пользования при освоении территорий под массовую жилую застройку

Вторая половина предыдущего градсовета проходила без Владимира Григорьева: в его отсутствии эксперты обсуждали ЗНОП чуть ли не больше, чем представленный проект. По этой причине главный архитектор решил обсудить вопрос отдельно, что в общем-то, редкость: члены градсовета нередко предлагают поговорить подробнее о каких-то проблемных вопросах, но до сих пор это, кажется, не учитывалось.

Тогда многие высказали сомнение в том, что при разработке ППТ обязательно должны появляться ЗНОП – иногда это невозможно по ряду причин, иногда нерационально, например, если рядом уже есть большой парк, а бессмысленные мини-скверы усложняют проектирование, и без того зажатое нормами.

Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», норма ЗНОП на человека – 16 м2, 10 из которых – общегородские, а 6 – ЗНОП жилых районов. Согласно закону «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», последняя цифра для разных районов разная. Например, в Адмиралтейском районе минимальный норматив также равен 6 м2, в Приморском – 12 м2, а в Курортном – 18 м2. Сейчас нормативом обеспечено большинство районов, но если будут реализованы решения утвержденной документации по планировке территории, то ситуация резко ухудшится. Например, сейчас у Курортного района 55 м2 ЗНОП на человека, а станет – 18,2. В норму не впишется уже больше половины районов.

В 2018 году КГА проанализировал территорию города и предложил включить в перечень ЗНОП еще 114 га. По мнению Владимира Григорьева очевидно, что нужно возобновлять и создавать ЗНОП, а не убирать их.

Все эксперты согласились, что чем больше зелени в городе – тем лучше, но многие нашли несовершенными законы о ЗНОП.

Сергей Бобылев назвал термин юридически некорректным, и предложил выводить норму не для района, а для каждого конкретного участка. Никита Явейн считает, что закон нужно доработать с участием архитекторов: сейчас это просто строчка, брошенный в воду камень, от которого идут круги.

Александр Карпов рассказал о доказанном позитивном влиянии зелени на человека: если городской житель видит на своем пути деревья, то это снижает уровень насилия и агрессии, улучшает когнитивные способности, даже увеличивает продолжительности жизни женщин. По его мнению, озеленять нужно определенные маршруты: пешеходные пути, которые ведут к школам и больницам, «карманные» скверы для мам с детьми, важны и крупные парки, где можно «отключиться» от вида города. Эксперт отметил, что вырастить в городе большое дерево сложно – этому мешают даже инженерные сети, которые занимают лучшие места у красных линий.

Юрий Митюрев призвал привыкнуть к закону и сокращать количество жилья в проекте, если это требуется, а также сделать проектирование зеленых зон такой же рутиной, как проектирование сетей.

Михаил Мамошин предложил дополнительные решения: вертикальное озеленение брандмауэров, подоконные цветники, тумбы, озеленение кровель и стилобатов новых объектов. Также ситуацию могла бы улучшить программа по возрождению зелени в историческом центре. Святослав Гайкович и Михаил Кондиайн высказались за льготы или компенсации застройщикам, если они выделяют территории для ЗНОП или озеленяют кровли, например.

Владимир Григорьев сделал вывод, что проблемы со ЗНОП лежат в области нормирования и градостроительного проектирования.