Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.02.2019

Версии «Новой истории», или по следам НЭР

Лара Копылова

На проектно-теоретическом семинаре «Новая история будет», приуроченном к выставке НЭР, решали, что такое совместное проживание в философском смысле, и как мы будем жить в будущем. Представляем концепции пяти команд.

Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева

Защита состоялась 5 февраля в «Руине» Музея архитектуры им. Щусева. Семинар стал завершающим мероприятием выставки НЭР, о которой – см. статью и два интервью.

Самая реалистичная картина получилась у группы «После Завтра» (кураторы А-Б студия, урбанист Алексей Новиков, философ Петр Сафонов); самая фантастичная – у Алексея Левчука и Владимира Фролова (АНО); самая философичная – у «Записок Тафури» (Город совпадений); самая утопичная и одновременно реализуемая – у Глеба Соболева (Дисперсия), а самая хулиганская и жизнеутверждающая у СИБ Группы Александра Ложкина.
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева
Семинар «Новая история будет»© предоставлено Музеем архитектуры им.Щусева

 
«После Завтра»
Топофил, номад, индивидуалист и семейный

Архитекторы создали шкалу комфорта, где в порядке убывания значимости идут: хорошие отношения, демократия, дружба, финансовая защищенность, хорошая физическая форма, возможность создать семью, интересная работа, вера в Бога и т.д., а на последнем месте – деньги. Подчеркнув, что вектор современной жизни движется от выживания к самовыражению, и от полной занятости к росту свободного времени, авторы выделили четыре типа людей. Это топофилы, привязанные к месту, и номады, которые постоянно перемещаются. Это семейные люди с более обязательными связями и индивидуалисты, которые строят отношения более свободно.

На основе этих типов, которые есть уже сегодня, члены группы сочинили множество фантастических новелл с разными персонажами. Среди топофилов есть, например, жители города Припять в виде ядерного гриба, образованного в районе Чернобыля. А другие топофилы живут на острове из мусора, который плавает рядом с Японией, но в три раза больше, чем она. Девушка-номад путешествует с помощью «левиафона» в Индию, и, подзарядив его, уходит в джунгли изучать растения. Девушка-индивидуалистка работает один день в неделю три часа, а отдыхает на зеленой крыше своего дома с учебником по лазерной физике (то есть люди поумнеют). В общем, это мир, похожий на наш, с расширяющимся количеством возможностей.
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»
Группа «После Завтра»

Концепция и авторы
***

СИБ группа
СИБкоммуналка. Город размножающихся творцов
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка

Прототипом концепции Александра Ложкина и Вячеслава Мизина стал проект конструктивистского дома-коммуны Кузьмина в городе Анжеро-Судженске на 5140 человек, где дети должны были жить отдельно от родителей, зато был общий гардероб на 3000 мест (женщинам бы не понравился!). Концепция трансформировалась от заявленного перед началом семинара арт-концлагеря для принудительного творчества до города, как ни странно, напоминающего Нью-Йорк. В нем правит чувственность и комфорт, за которые отвечают образы женских форм, проступающие в зданиях (вспоминаются гоголевские «сладострастные формы куполов»).
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка

В этом городе совершенно перемешаны Большие театры, панельные муравейники и мусорные мешки а ля Гери. Здания соединяются, точнее, совокупляются (занимающиеся любовью нью-йоркские высотки Эмпайр-стейт и Крайслер все помнят по мульфильму Колхаса), образуя гибриды.
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка

С высоты птичьего полета такой город выглядит не красавцем, но витальным и жизнеспособным. Нью-Йорк вспомнился, потому что традиционные штукатурные семиэтажные здания на Манхэттене, стоящие вдоль узких, удобных пешеходу улиц, слепляются со стеклянными небоскребами, отступающими вглубь от красной линии. Классические фасады дают уют на уровне пешехода, а небоскребы – энергию вавилонского мегаполиса. Город СИБ Группы – вполне себе модель будущих городов. Витальную энергию культуры в проекте воплощают выступающие из зданий гигантские бюсты Пушкина и других культурных героев.
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка
Сиб группа. СибКоммуналка

Авторы заявили, что достоинство концепции в том, что она не может быть реализована. Хотя, если авторы разрешат жителям города заниматься не только творчеством, проект станет реалистичнее. Арт-город должен быстро плодиться и размножаться, единицей является арт-коммуна на 5140 человек, но ячейки плодятся, и численность быстро достигает 1 млрд. 347 млн чел. На вопрос, будут ли в городе парикмахеры и рестораторы, архитекторы ответили не вполне ясно. Но твердо обещали, что «непрерывное культурное развитие приводит к необратимому культурному генезису и множественным катарсисам».
Концепция и авторы
***

Дисперсия
Группа «Дисперсия»
Группа «Дисперсия»

Глеб Соболев предложил пафос колонизации космоса перенести на землю и заняться освоением диких пространств с помощью ходячих капсул или исследовательских станций типа работающих в Антарктиде, то есть автономных. «Возможности цифровой печати 3D моделей любого размера позволяют упростить создание сложных форм и ускорить процесс моделирования или строительства. Неограниченные возможности станков с ЧПУ позволяют производить качественные детали индивидуально, не прибегая к услугам машиностроительных корпораций. Индивидуальные средства воздушной доставки уже сейчас способны перекрыть большую часть курьерской и почтовой работы. Логика современного технического развития приводит нас к концепции дисперсного расселения. Когда мы можем перестать вынужденно собираться в тесные агломерации и зажить красивой, свободной жизнью «терранавтов» – новых колонизаторов свободных земель», – считает он.


Группа «Дисперсия»
Группа «Дисперсия»
Группа «Дисперсия»
Группа «Дисперсия»

Присутствующие, в частности Алексей Новиков, усомнились, что люди поедут в тайгу, потому что человек – социальное существо, все, наоборот, тяготеют к городам, более рационально расходует энергию. У идеи дисперсии есть экологические резоны, но основной вопрос – чем будут заниматься люди на новых территориях. Столыпинский поезд ушел, сельское хозяйство едва ли пройдет. Если речь о конкретной исследовательской экспедиции, ок, это возможно. Если о постоянном поселении, возникает вопрос ресурсов и зависимости от обычных городов, которые должны быть не дальше 60-100 км. Где брать бензин и электричество, кто захочет отапливаться дровами или даже пеллетами? А главное, что люди будут там делать? Концепция в целом напоминает идейные экопоселения, которые существуют в мире, но, как правило, не дальше 60 км от больших городов.
Концепция и авторы
***

Записки Тафури
город совпадений или игра в бисер
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений

Идеи редколлегии «Записок Тафури» наиболее сложны для восприятия. Город трактуется как интертекст, который пишут все архитекторы мира, подхватывая ту ли иную линию в прошлом. Главным архитектором-символистом оказывается Альдо Росси, автор книги «Архитектура города» в трактовке Питера Айзенмана. Красный рак в эскизе Росси отсылает к трактату Николая Кузанского, в чьем гербе был рак, так как его фамилия Кребс переводится как рак.
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений

Город совпадений – это город на месте другого города. Ключевым образом является знаменитый план Кампо Марцио Пиранези, где он фантазирует и надстраивает линии плана. Здесь мы начинаем, как сказал куратор Сергей Ситар, комментируя выступление группы, менять прошлое и вспомнил в связи с этим метод Борхеса. У Питера Айзенмана существовал годовой семинар, где студенты надстраивали план Кампо Марцио современными зданиями, а результаты семинары демонстрировались на биеннале в Венеции. Юрий Плохов в презентации показывает, что античный Рим уже предполагает в себе барочный Собор Святого Петра. И далее рассматривает наложение на Кампо Марцио планов кладбища Сан Катальдо Альдо Росси и Дома Наркомфина Гинзбурга, произведений Луиса Кана и так далее.
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений
Группа «Записки Тафури». Город совпадений

Не только планы городов, но и события истории трактуются группой «Записки Тафури» как символический текст. Так, например, разрушение Храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году совпадает с годом рождения Альдо Росси, а завершение строительства нового Храма Христа Спасителя – это год смерти Альдо Росси в автокатастрофе (1997). Судьба самого храма и места, где он стоял/отсутствовал/стоит, – частный случай города совпадений.
Концепция и авторы
***

АНО
Архитектура после ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта

Наконец, самая пугающая и в то же время визуально красивая концепция пангуманизма предложена Алексеем Левчуком и Владимиром Фроловым. Стройные и атлетичные пангуманистические создания, по предсказанию Алексея Левчука, потеснят людей не через 500, как вы думали, а через 15-20 лет.
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта

«Они бессмертны и способны к любой трансформации своего тела. Их плоть включает генетические коды всех живых созданий Земли, от деревьев и бактерий до сложных млекопитающих, они могут распадаться и собираться в сложные структуры. Поскольку они бессмертны, но сохранили способность к воспроизводству, они заполнят собою все пространство Вселенной». У пангуманистов человеческих генов больше 50%. А люди будут прятаться в домиках, которые являются так называемыми ноль-объектами.
АНО. Архитектура после Ноль-объекта
АНО. Архитектура после Ноль-объекта

Это обнуленная хрущевка, аналог Черного квадрата Малевича. В ней стены из прозрачного бетона, а внутренне пространство без перегородок осваивается свободно. На мой вопрос об отношениях пангуманистов и людей, сказано, что люди их боятся и не хотят вступать в контакт. Архитекторы продолжают этой концепцией свой проект с людьми-птицами, живущими на деревьях-домах.
Печальная правда заключается в том, что пангуманистам архитектура не нужна. Архитектура была нужна людям как их представление о мире, как «символическое выражение космологических структур» (Ханс Зедльмайр), от него осталась хрущевка. Впрочем хижина святого в прозрачной хрущевке сохраняется, значит, не все потеряно.
АНО. Архитектура после Ноль-объекта. Визуализация: Марина Никифорова
АНО. Архитектура после Ноль-объекта. Визуализация: Марина Никифорова

Концепция и авторы
***