Архитекторы Diller Scofidio + Renfro представили проект Центра музыки для Лондона: его планируют построить рядом с комплексом Барбикан и разместить там оркестр ЛСО.
Осенью 2017-го бюро Diller Scofidio + Renfro выиграло конкурс на проект нового концертного зала для Лондонского симфонического оркестра. Инициатором строительства выступил недавно вступивший в должность главный дирижер ЛСО Саймон Рэттл. По мнению музыканта, в британской столице нет концертного зала, полностью подходящего для репертуара, который в начале XXI века ожидают от ведущего симфонического оркестра. К плану присоединились Барбикан (в его зале ЛСО базируется на сегодняшний день) и Гилдхоллская школа музыки и театра. Их поддержала Корпорация Лондонского Сити (руководящий орган этой части города): она выделила средства для подготовки делового предложения (его представили в этом декабре) и теперь даст еще 2,49 млн фунтов на дальнейшую разработку архитектурного проекта, сбор средств, создание бизнес-модели и схемы финансирования. В 2017 бюджет Центра музыки оценивали в 250 млн фунтов, теперь речь идет о 288 млн «в сегодняшних ценах»: это стоимость ключевых частей здания, кроме коммерческих площадей, которые частично окупят строительство и эксплуатацию центра, позволив ему обойтись без постоянных государственных субсидий.
Назначение нового концертного зала стало теперь ясней: он должен быть рассчитан на музыкальное просвещение и обучение максимального широкого круга, включая детей и подростков любого достатка, а также жителей разных районов Лондона. Цифровые технологии включены в проект, что поможет вести международные трансляции концертов и образовательных программ. Саймон Рэттл подчеркнул, что «талант к музыке, любовь к музыке никогда не были связаны с возможностью ее исполнять, слышать или учиться ей. Это право каждого ребенка от рождения.» Управлять Центром будет Барбикан, который сможет расширить свою культурную программу (кроме упомянутого концертного зала, у него есть театр, кинотеатры, художественные галереи). Гилдхоллская школа музыки и театра разместит там свой новый Институт общественного влияния (Institute for Social Impact).
Планируемое место строительства – в южном углу комплекса Барбикан, на месте Музея Лондона, который переезжает в район Смитфилд (о конкурсе на его новое, более просторное здание мы писали). Сейчас там круговая развязка, что делает этот участок отрезанным от города. Взамен там появится общественное пространство, где ступени амфитеатра свяжут его с фойе Центра музыки и пешеходными мостиками Барбикана, ныне изолированного от окружающих кварталов. «Проницаемое» фойе будет доступно всем без покупки билета; там запланированы кафе и бар, неформальные пространства для исследований и выступлений. Выше помещен концертный зал на 2000 человек со сценой в центре; архитекторы обещают, что «неудачных» по акустике и обзору мест там не будет. Основное назначение зала – исполнение симфонической музыки, однако он примет концерты и других, самых разных жанров. Поверху пройдет остекленная галерея: она впустит в зал солнечный свет, послужит рекреационным пространством и площадкой для мероприятий. На этажах над залом поместят коммерческие площади с рестораном и открытой террасой с панорамой города, а вершину здания займет «Кода» – небольшое пространство для концертов и других событий с видом на собор Святого Павла.
Проект Центра музыки входит в концепцию «Мили культуры», которая уже начала объединять институционально и физически Барбикан, школу Гилдхолл, ЛСО и Музей Лондона под руководством Корпорации Лондонского Сити. Планируется создать и развить там пешеходные зоны, связав их с осью собора Святого Павла и Галереи Тейт Модерн. Уже сейчас там проходят различные события сферы искусства, не забыт и коммерческий потенциал такого «кластера».
Стоит отметить, что не всех радует появление в Лондоне нового концертного зала. Раздаются голоса, критикующие проект за тщеславие и элитарность, желание соревноваться с Гамбургом, Парижем и Лос-Анджелесом, где такие постройки появились в последнее время (причем не безболезненно): имеющиеся залы вполне пригодны к использованию, а 288 млн фунтов лучше пустить на развитие музыкального образования в средних школах Великобритании, которое пребывает в глубоком кризисе.