Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.12.2018

Градсовет Петербурга 19.12.2018

Алёна Кузнецова
Объект:
Дом на Большой Невке
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. наб. Черной речки, дом 1, литера А.
Мастерская:
Паритет Групп
Авторский коллектив:
Проектировщик: ООО «А Архитектс»
Архитектор: Степан Липгарт

Интеграция бассейна в общественное пространство, советский модернизм в современных материалах и перенос исторического дома по рельсам.

МФК с бассейном у «Гранд-Каньона»
Санкт-Петербург, проспект Энгельса (восточнее дома 6, корп. 4, лит. 3 по улице Шостаковича)
Проектировщик: ООО «Проектсервис – СПБ ПТИ»
Заказчик: ООО «МФК»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик и запрос предельно допустимой высоты в 75 метров

Эскизный проект спортивного МФК на проспекте Энгельса © ООО «Проектсервис – СПБ ПТИ» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Эскизный проект спортивного МФК на проспекте Энгельса © ООО «Проектсервис – СПБ ПТИ» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Спортивный комплекс планируется построить рядом с ТРК «Гранд-Каньон», который находится недалеко от станции метро «Проспект Просвещения». По замыслу должен сложиться небольшой спортивный кластер, так как с участком соседствует крытый каток, а в самом ТРК есть фитнес-центр.

Новый объект состоит из трех частей. Первая – «плоский» объем спортивной школы для подготовки олимпийского резерва по плаванию под руководством Виктора Авдиенко. Он включает несколько бассейнов, в том числе два 50-метровых, заключенных в витражные «ящики» и накрытые световыми фонарями со структурным остеклением. Главный архитектор проекта Марина Казанцева рассказала, что таким образом авторы стремились добиться ощущения воздуха, а также открыть «вид на воду» из общественных пространств комплекса. На втором этаже – кафе, кухня и столовая, на третьем – трибуны для зрителей, тренерские и фитнес-комплекс. Четвертый этаж технический, с него можно выйти на кровлю, где есть теннисный корт и площадка для занятий спортом на свежем воздухе.

Административная башня вырастает прямо над вестибюлем, акцентируя вход. Первые пять этажей заняты медицинским центром и гостиничными номерами, остальные офисами. Витражные фасады «разбавлены» цветным стеклом и ламелями, которые подсвечиваются с наступлением вечера. Тот же прием присутствует в оформлении бассейнов и паркинга, собирая их в один комплекс.

Большинство экспертов согласилось, что в этой части города, у пересечения проспекта Энгельса и Суздальского, нужна высотная доминанта. Пока что ее роль выполняет труба ТЭЦ. Евгений Подгорнов посчитал, что и 75 метров может быть мало на фоне ЖК «Северная долина», который высится за «Гранд-Каньоном».

Больше всего вопросов вызвали бассейны: многим показалось, что при таком объеме остекления справиться с солнцем, бликами и теплом будет непросто. Сразу несколько человек предложили заменить фермы и фонари на конструкции из клееной древесины, как, например, во Дворце спорта в Казани.

Также членов градсовета не впечатлило «многотемье» фасадов и их оформление в целом. Сергей Орешкин считает, что в месте с таким потоком автомобилей нужно строить настоящий «лэндмарк», но цветными ламелями дело не спасешь. Его поддержал Владимир Григорьев: «неужели мы утеряли способность вызывать позитивные ощущения качеством архитектуры, а не цветом». Он оценил работу как «дипломную», но это, пожалуй, была самая суровая оценка. Большинство высказалось за то, чтобы принять проект после его доработки.
 
ЖК в створе Искровского проспекта
Санкт-Петербург, улица Тельмана, дом 37, литера А
Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП»
Заказчик: ООО «Бикар-АВТО»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Автор проекта Александр Зюзин впечатлил эскпертов «глубоким градостроительным анализом», который предварял проектные разработки. Жилой дом будут строить в историческом районе Веселый поселок, в створе Искровского проспекта, где он пересекается с улицей Тельмана. Массовая застройка района началась в конце 1960-х годов, согласно генплану того времени Искровский проспект должен был «закрывать» некий дом, который так и не построили. Сейчас территория довольно хаотичная: боксовые гаражи, автосервис, «Максидом» и «Пятерочка».

Архитекторы из «Паритет Групп» решили завершить начатое: их проект вдохновлен «стилистикой советского модернизма с уклоном в брутализм» и очень напоминает дом ЦФТ на Новосмоленской набережной, но в современных материалах. Два привычных многоэтажных объема переходят в «главный» ступенчатый корпус, который по центру и ровно по оси Искровского проспекта прорезает высокая «арка», ограниченная тонкой перемычкой в три этажа.
Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Эскизный проект жилого дома на улице Тельмана © ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Эта «негативная доминанта», как ее назвал Святослав Гайкович, никого не оставила равнодушным. Эксперты предлагали застроить ее или расширить, сделать перемычку более массивной или превышающей жилые этажи. В целом проект получил такие оценки как «острый», «необычный», «незаурядный», многие порадовались апелляции к модернизму. Из замечаний: огрехи с инсоляцией и пожарными нормами, детская площадка во дворе, который не совсем свободен от машин, возможность сквозняков. На последнее Владимир Григорьев отреагировал со свойственной непосредственностью: «Ну дует. Just do it».
 
Дом на Большой Невке
Санкт-Петербург, наб. Черной речки, дом 1, литера А.
Проектировщик: ООО «А Архитектс», Степан Липгарт
Заказчик: ООО «А Архитектс»
Обсуждали:
архитектурно-градостроительный облик
Вариант плана представленный на Градсовет Петербурга от 19.12.2018
Жилой дом на набережной Черной речки © ООО «А Архитектс»
Вариант плана представленный на Градсовет Петербурга от 19.12.2018 Жилой дом на набережной Черной речки © ООО «А Архитектс»
Пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Архитектор Степан Липгарт защищал проект дома для небольшого участка, который располагается у места слияния Черной речки и Большой Невки. Участок, как оказалось, сложный. На нем стоит корпус Императорского воспитательного дома, который КГИОП не признал ценным. А рядом – уже объект культурного наследия федерального значения, деревянная дача Головина, построенная Людвигом Шарлеманем в 1820-е. Также в соседях ЖК Riverside и строящийся ЖК Riviere Noire, оба по проекту бюро INTERCOLOMNIUM.

И архитектор, и заказчик посчитали, что воспитательный дом стоит сохранить. Но поскольку он расположен совсем неудобно для целей застройщика, его решили сделать «флигелем» дачи Головина и перенести на красную линию Выборгской набережной – по рельсам. Такая технология, по словам Владимира Григорьева, стоит примерно в три раза дешевле, чем разборка и последующее восстановление.

Новый дом из четырех секций тянется вдоль Черной речки, а на акваторию Большой Невки выходит ступенчатым «торцом», понижаясь в сторону Воспитательного дома и дачи Головина, что создает «буфер» между ними и высотной застройкой и «пространственную паузу» в панораме Выборгской набережной.
Жилой дом на набережной Черной речки © ООО «А Архитектс» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Жилой дом на набережной Черной речки © ООО «А Архитектс» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Фасад, выходящий на Черную речку, отвечает спокойной и сдержанной архитектуре ЖК Riviere Noire, у него более прямой карниз. Выразительность фасада достигается, по словам Степана Липгарта, за счет использования дуги – «архетипичного петербургского решения, которое передает экспрессию преодоления, созвучную воде». Часть элементов выходит консольно, часть западает, что также обогащает пластику. При этом задача нового дома – стать кулисами для двух исторических зданий и «пропилеями» для Черной речки.

Члены градсовета активно обсуждали проект уже во время выступления архитектора. Как оказалось, многих взволновал прием с рельсами и выход на красную линию.

Архитектуру дома в основном приняли с воодушевлением: такой эмоциональности в городе не хватает, решение свежее, его хотелось бы сохранить. Но в остальном проект посчитали невозможным.

Прежде всего экспертов возмутил выход на красную линию, при том что вся застройка от Кантемировского моста до Ушаковского немного от нее отступает. Новое здание и воспитательный дом, таким образом, «резко вываливаются вперед в осколочном виде», и угнетают действительно ценный памятник архитектуры – дачу Головина.

Евгения Герасимова заинтриговала возможность перемещать историческое здание в пределах его участка. Кто-то в зале поинтересовался, не нужно ли ему это для переноса музея Достоевского. Владимир Григорьев пояснил, что нет запрета на перенос здания в пределах участка, но каждый такой случай КГИОП согласовывает отдельно, а «понять КГИОП методологически сложно». Евгений Герасимов предположил, что в случае утверждения проекта посыпятся заявки. К примеру, наконец-то появится возможность оформить угол Карповки и Каменноостровского проспекта.

В ходе обсуждений пришли к тому, что на этом участке вообще недопустимо любое строительство. Как сказал Михаил Кондиайн, «архитектор может наизнанку вывернуться, но на этих площадях невозможно сделать хорошее градрешение».