В Национальном археологическом музее Аквилеи состоялась выставка «Лики Пальмиры» – первая в Европе, посвященная городу после разрушения значительной части его памятников террористами.
Улица «Большая колоннада» в Пальмире с аркой Септимия Севера. Фото 1996 © Elio Ciol
Эта выставка стала третьим проектом серии «Раненая археология», придуманной и реализованной Национальным археологиеским музеем Аквилеи и президентом Фонда «Аквилея» Антонио Дзанарди Ланди – дипломатом и бывшим послом Италии в РФ (об одной из предыдущих выставок мы тоже писали). «Лики Пальмиры» вызвали большой интерес: только за летние месяцы экспозицию посетило более 12 тысяч человек, что для города с населением в 3,5 тысячи – очень большое число. Театр в Пальмире: орхестра и скена. Фото 1996 © Elio Ciol
Улица «Большая колоннада» в Пальмире. Фото 1996 © Elio Ciol
Храм Бела (Баала) в Пальмире. Фрагмент. Фото 1996 © Elio Ciol
Кураторы Марта Новелло и Кристиано Тиусси собрали в залах музея шестнадцать произведений, происходящих из античной Пальмиры и хранящихся в различных коллекциях: Ватикана, Капитолийских музеев, Музея восточного искусства имени Джузеппе Туччи, Музея античной скульптуры имени Джованни Баракко в Риме, миланского Городского археологического музея, Музея Святой земли в Иерусалиме, а также из частных собраний. Их дополняют восемь произведений из античной Аквилеи: они демонстрируют через формальную близость глубокую культурную связь между двумя важнейшими городами в античной и раннехристианской истории. Погребальный рельеф с женским портретом. 2-я половина II в. н.э. Музеи Ватикана. Фото © Gianluca Baronchelli
Одновременно в новом выставочной зале аквилейского Домуса – Епископского дворца была открыта выставка фотографа Элио Чиол, представляющая снимки, сделанные в марте 1996 года, а на площади Капитоло установлена скульптура современного сирийского художника Элиаса Намана «Воспоминания Зеновия». Алтарь Солнца. 2-я половина I века н.э. Капитолийские музеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Безусловно, ключевой идеей проекта было не только продемонстрировать глубину многовековых культурных контактов между разными частями Средиземноморья, но и привлечь внимание к состоянию разрушенного античного города и процессу его восстановления. Исследования, начатые после освобождения Пальмиры, показали, что город поврежден на 30%, но, к счастью, обломки сохранились в целости и могут быть легко воссоединены. Отдельные части скульптурного и архитектурного декора, вывезенные террористами с целью продажи на черном рынке художественных ценностей были найдены при участии специального Корпуса карабинеров по защите наследия. В рамках выставки были представлены фильмы – «Разрушение памяти» (Destruction of memory) австралийского режиссера Тима Слейда и «В тот день в Пальмире» (Quel giorno a Plamira) итальянца Альберто Кастеллани, в который включено одно из последних интервью археолога Халеда аль-Асада, убитого террористами в Пальмире 18 августа 2015 года. Погребальный рельеф с женским портретом. Первые десятилетия III в. н.э. Музей античной скульптуры имени Джованни Баракко (Рим). Фото © Gianluca Baronchelli
Выставка не только привлекла внимание к художественно-архитектурному наследию сирийских городов, пострадавших от террористов, но и актуализировала важность памятников искусства как свидетелей культурной общности Европы и Ближнего Востока.
Погребальная стела Оптаты Фадии. Первая треть I в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с портретом Батмалку и Хайрана. III век н.э. Музей восточного искусства имени Джузеппе Туччи (Рим). Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела Аврелия Апера. Конец III в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела Фауста и Прокулы. Конец I в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с женским портретом. 2-я половина II – начало III века н.э. Городской археологический музей (Милан). Фото © Gianluca Baronchelli
Женский бюст с пальмирского саркофага. 2-я половина II в. н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с портретом Акрабана. 2-я половина II – начало III века н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела Небрида. Третья четверть I в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела супружеской пары. Конец I в. до н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с портретом Саламаллата. 2-я половина II – начало III века н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с портретом Маллику. 2-я половина II – начало III века н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Надгробие с эдикулой с портретом покойного. Начало II в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела мима Бассилау. Первая половина III в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальный рельеф с портретом Маккая. Третья четверть I в. н.э. Частная коллекция. Фото © Gianluca Baronchelli
Фрагмент погребального рельефа. 2-я половина II в. н.э. Музеи Ватикана. Фото © Gianluca Baronchelli
Погребальная стела супружеской пары. Третья четверть I в. н.э. Национальный археологический музей Аквилеи. Фото © Gianluca Baronchelli
Голова жреца с пальмирского саркофага. 2-я половина II – начало III века н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Мозаика с аллегорией Мавритании. 2-я половина II в. н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Мозаика с аллегорией Африки. 2-я половина II в. н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
Мозаика с аллегорией Германии. 2-я половина II в. н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
«Билеты» для посещения религиозных празднеств, одновременно – «талоны» на еду, раздававшуюся на этих праздниках. Пальмира, I-III века н.э. Музей Святой земли в Иерусалиме. Фото © Gianluca Baronchelli
|