Ведущий архитектор: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Хохлова, Анастасия Измакова, Анна Карнеева, Марина Пахомова, Кристина Рыкова, Ян Фриз
Визуализатор: Екатерина Ковбашина
Генплан: Нина Смирнова, Александра Никульникова, Любовь Перетокина
ГИПы: Алексей Жирков, Алексей Павлов
Менеджер проекта: Светлана Стефашина
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Приезжая в Тулу, туристы осматривают прежде всего Кремль, заходя внутрь через «напольную» юго-восточную стену крепости. Это туристический центр Тулы. Но противоположная, северо-восточная, стена Кремля сейчас закрыта – до недавнего времени к Кремлю вплотную примыкала территория Тульского оружейного завода.
Здесь течет старое русло реки Упы, главной реки города. Ее история – не то чтобы простая. К северу от тульского Кремля расположен остров, похожий на московские Садовники, но поменьше: чуть больше километра длиной. На нем была основана первая крепость старой Тулы (см. старые карты); Иван III перенес ее на левый берег Упы, на материк, а Василий III отстроил в кирпиче; сейчас это главная достопримечательность города. Через 200 лет после того, как остров «освободился», Петр I основал там государственный оружейный завод. Он успешно работает до сих пор; в XX веке застроил своими корпусами весь остров и присоединил к территории Казанскую набережную – тот самый левый берег Упы, рядом с Кремлем. Граница завода сомкнулась со стеной Кремля, редко где средневековая крепость столь близко соседствует с промзоной. Для советского металлургического города, может быть, это было и неплохо, для современной же постиндустриальной урбанистики – нонсенс. Тульская область успешно развивает туризм: и культурный, и экологический – ей необходим достойный центр в городе. Драйвером такого развития – фактически, возвращения исторического центра древнему городу, должна стать обновленная, если не сказать возрожденная Казанская набережная старого русла реки Упы, сама река и улица Металлистов, бывшая Пятницкая.
Крестовоздвиженская площадь
Архивные материалы / предоставлено WOWHAUS
Казанская набережная. Вид на Кремль со стороны Оружейного завода
Архивные материалы / предоставлено WOWHAUS
Набережная. Вид со стороны Кремля на Оружейный завод
Архивные материалы / предоставлено WOWHAUS
Пятницкая улица. Современное название – улица Металлистов
Архивные материалы / предоставлено WOWHAUS
Собственно старое, левое русло реки Упы еще в 1930-е было ощутимо шире нового, правого. Во второй половине XX века ситуация изменилась, новое русло расширилось, а старое, войдя в состав заводской территории, уменьшилось, потеряло течение и стало заболачиваться; слой ила на его дне местами достигает 5 метров. За заводским забором реки и видно-то не было. Город уже почти десять лет обсуждает возможность «открытия» старого русла и благоустройства его набережной, и вот в начале августа губернатором области был презентован проект, разработанный архитекторами бюро Wowhaus, которые известны рядом звучных работ как в области проектирования городских общественных пространств вообще, так и набережных в частности – к примеру, Крымской, или Оливкового пляжа в Парке Горького. Общая площадь благоустройства – более 20 га.
Река и набережная
Тульский оружейный уступил городу 12 га своей земли по левому берегу, но проект рассматривает и старое русло Упы. Русло решено очистить, углубить и наполнить водой, превратив в канал шириной около 10 м с регулируемым поступлением воды. Землю, где десятилетиями копился заводской мусор, – рекультивировать и превратить в рекреационную зону. Все это должно позитивно сказаться на экологии центра города.
Таким образом концепция, предложенная Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро, рассматривает старую реку на всей ширине старого города. Учитывая, что река и была главной формообразующей артерией, что еще в начале XX века на Казанской набережной действовала пристань – то оживление реки и набережных должно вернуть историческому городу его прежнюю структуру и логику.
Проект реконструкции Тульской набережной. Сиреневый сад
Впрочем, речь идет о типологической, структурно-образной, а не буквальной реконструкции. Архитекторы не предлагают возродить набережную «как была» с массивным каменным парапетом, зонтиками барышень и картузами мастеровых. Wowhaus предложили сделать левый берег двухуровневым: нижний променад пройдет по кромке воды, его дополнят пляжем из деревянных настилов. Кремлевская стена отступает от реки дальше всего – на 46 м, перед ней нашлось место для сиреневого сада и других многолетников, цветущих в течение всего лета, а также для серии видовых мостков с глубокими консолями видовых площадок на опорах над склоном берега – в их сеть архитекторы включили два существующих пешеходных моста через реку. Слева от сиреневого сада планируется сохранить два небольших заводских строения: они обозначат собой городскую площадь, в них можно будет разместить магазины и рестораны. За мини-площадью, на стыке с кремлевской стеной, рядом с Мясницкой башней, запланирована открытая эстрада, на спуске к реке – открытый амфитеатр.
Набережная. Проект реконструкции Тульской набережной
К востоку, в сторону Пролетарского моста, разместились площадки для детей двух возрастных категорий и спортивная зона – ее разрабатывали, специально консультируясь с местными спортивными сообществами, она включает вело- и беговые дорожки и скейтпарк. Велодорожку также провели вдоль набережной и предложили распространить там, где это было возможно, на другие улицы центра Тулы. Надо сказать, что архитекторы работали над всем проектом в целом по принципу партиципации: консультировались также с бизнес-сообществом, краеведами и активистами: на основании всех консультаций дорабатывали проект.
Спортивная зона. Набережная. Проект реконструкции Тульской набережной
С противоположной стороны, от Кремля до Зареченского моста, тянется бульвар с тремя фонтанами; завитки боскетов призваны разделить его пространство на приватные зоны. Ближе к Спасским улицам кусочек набережной становится сквером Тульского пряника, а существующий сквер с памятником автору трехлинейной винтовки Сергею Мосину увеличивается в размерах и благоустраивается. Планируется открыть с набережной ворота в Кремль, закрытые почти сто лет.
Противоположный берег реки, между руслом и оградой оружейного завода, набережной не получит, он будет зеленым склоном. Но фасады старых корпусов завода планируется отреставрировать и частично открыть городу, сформировав завершенный облик набережной. Возможно, канал-старицу удастся использовать зимой как большой каток. Впрочем, наливной каток с новогодней елкой также предусмотрен на площади у кремлевской стены.
Музейный городок
Река и набережная – важные, но не единственные составляющие концепции: в сферу внимания архитекторов попала также улица Металлистов, бывшая Пятницкая, вытянутая параллельно реке в западной части центра. Сейчас она – часть сквозного проезда перед Кремлем от улицы Мосина к Менделеевской. Wowhaus предложили высадить на улице Металлистов деревья и сделать ее пешеходным бульваром. Дело в том, что улица неплохо сохранила застройку XIX века, вдоль ее северной стороны – той, что ближе к реке, буквально-таки в ряд выстроились особняки в стиле как позднего, так и зрелого классицизма. Даже сейчас по плотности сохранных исторических особняков она напоминает Школьную улицу в Москве; но в отличие от ошибочной стратегии советской реставрации в данном проекте заранее продумано многое из того, что должно помочь пешеходной улице «ожить» и привлечь людей. Все памятники планируется отреставрировать, на месте ветхих построек в глубине кварталов – построить несколько общественных зданий, включая небольшой театр. Дворы будут открыты для сквозного прохода, что обеспечит дополнительные связи с набережной.
Ревитализация исторического центра города Тулы. Проект благоустройства
Помимо привычного набора общественной жизни, у администрации области и Министерства культуры РФ есть планы превратить улицу Металлистов в «Музейный квартал» – разместив в исторических зданиях целый ряд музеев: тульского оружия и пряника, музей казачества, выставочный зал РВИО, а также филиалы музеев Ясной поляны, Куликова поля и Поленова. Во дворах планируется проводить лекции, концерты и выставки. Часть особняков, однако, приспособят под гостиницы и образовательные учреждения. Первые этажи займут магазины и кафе с летними террасами – район должен стать, с одной стороны, культурным центром, а с другой – примером и «драйвером» развития постиндустриальной микроэкономики города, местом концентрированного eye walking.
Проект реконструкции Тульской набережной. Преобразование музейного квартала
Круглая Крестовоздвиженская площадь на углу Кремля тоже частично станет пешеходной – своего рода «точкой» в завершении прогулочного маршрута. Здесь предусмотрены новые деревья, мощение и небольшой фонтан. Кроме того, со стороны площади сделают более удобным существующий вход в Кремль.
Проект реконструкции Тульской набережной. Крестовоздвиженская площадь
Проезд перед южной стеной Кремля по Менделеевской улице, однако, сохранится. По словам Олега Шапиро, транспортные эксперты уверены в том, что от исключения улицы Металлистов автомобильное движение не должно пострадать, переориентировавшись на другие улицы. Кроме того запланировано, что после открытия в 2019 нового моста через Упу транспортная нагрузка на центр города снизится. Зато новый пешеходный маршрут кардинально изменит центр, превратив его в единое проницаемое пространство и один из главных событийных центров города.
Архитекторы Wowhaus считают главной задачей своего проекта возвращение городу исторического центра, который они называют «новым старым городом»: восстановление системы пешеходных, транспортных и визуальных связей, насыщение культурными и общественными функциями с максимально возможной плотностью. «Парк, огромный относительно масштабов города, оживленная набережная, река и музейный квартал – все это вместе станет важным вкладом в развитие города. В Тульской области сейчас активно и довольно успешно развивается туризм разного рода: и культурный, экологический, гастрономический, и город должен стать его смысловым центром», – уверен Олег Шапиро.
Проект планируется реализовать в 2018 году. Сейчас сдан первый этап проектной документации, начаты строительные работы: очистка русла и прокладка инженерных сетей.