Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.02.2008

Бизнес-парк «Балтия»

Объект:
Бизнес-парк «Балтия»
Адрес:
Россия, магистраль "Балтия", 11 км
Мастерская:
Александров и партнеры
Авторский коллектив:
Дмитрий Александров, Ксения Канунникова, Анна Вартапетова

Бюро «Александров и партнеры» разработало проект элитного бизнес-парка с офисами класса А и А+, который должен расположиться на 11 километре трассы «Балтия», совсем недалеко от Рублевского шоссе. Проект, учитывая высокий уровень комфорта, предполагает неплотную застройку с обширной зеленой зоной и каскадом прудов. Необходимый объем квадратных метров будет получен за счет введения в малоэтажную композицию двух высотных доминант – башен в 21 и 25 этажей

Бизнес-парки в последние годы становятся все популярнее, и не только потому, что строительство офисов в центре Москвы теперь запрещено мэром. Эта типология, напоминающая «деловой городок», предназначена для крупных арендаторов – солидных компаний, которые могут позволить себе выкупить целый корпус и разместить в нем свое представительство. Лучшие из них окружены зеленью и могут похвастаться развитой инфраструктурой – иными словами, с точки зрения работников хороший бизнес-парк сочетает комфортные условия с экологичностью окружения. У нас этот тип офисного строительства еще только начинает развиваться – об одном из первых московских  комплексов такого рода, бизнес-парке «Крылатские холмы», спроектированном и построенном ABD architects, мы уже писали.

Сейчас мастерская Дмитрия Александрова проектирует новый бизнес-парк неподалеку от «Крылатских холмов» и для того же заказчика – CMI Development. Ближайший сосед – будущий подмосковный жилой район «Рублево-Архангельское», бывший «Город миллионеров», недавно получивший статус федеральной жилищной программы, проектированием первой очереди которого сейчас также занимается Дмитрий Александров. На некотором отдалении – комплекс зданий правительства Московской области, построенный по проекту Михаила Хазанова. Таким образом, новый бизнес-парк с красивым названием «Балтия» окажется «деловым буфером» между жилым районом и административным центром Подмосковья.

Месяц назад мастерская «Александров и партнеры» представила заказчику три варианта концепт-проекта будущего бизнес-парка – и к удивлению архитекторов из них был выбран самый смелый. В нем по обширной территории площадью более 6 га с кажущейся хаотичностью под разными непрямыми углами разбросаны прямоугольные стеклянные корпуса. Крайние угловые точки территории «зафиксированы» двумя башнями – самая высокая, 25-этажная, будет встречать автомобили, едущие в Москву из области. С другой – северной – части и со стороны столицы задумана башня поменьше (21 этаж).

Надо сказать, что первоначально одним из пожеланий заказчика была невысокая этажность застройки: в таком случае комплекс оказывался плотнее и ровнее распределенным по территории. Появление башен позволило собрать в них необходимые квадратные метры и освободить место для большего количества зелени – собственно «парковой зоны».

А парк здесь задуман самый настоящий. Сквозь него по диагонали протянется каскад из четырех искусственных прудов. Их присутствие, да еще в таком – «каскадном» – объеме, придает офисному городку неожиданное сходство с подмосковной усадьбой. Как будто бы его строят на месте старого парка – но нет, пруды будут совершенно новые, ничего, кроме простого придорожного луга и леса, здесь никогда не было. Существующий фрагмент леса, треугольным «клином» вторгающийся в границы участка, будет сохранен и благоустроен; к нему добавятся газоны с новыми деревьями – в общей сложности зеленые зоны займут не меньше трети всей территории. Эта очевидная экологическая роскошь (вполне логичная для загородного строительства) имеет минимум два объяснения: во-первых, уже упомянутые башни перетянули на себя значительный объем площадей и позволили освободить максимум пространства. Во-вторых, сквозь участок проходят две газовые магистрали высокого и среднего давления, над которыми строить нельзя.

Линии магистралей вкупе с визуальными связями повлияли на план будущего бизнес-центра, отмеченная выше свобода композиции которого на самом деле вовсе не произвольна. Планировка определена пересечением двух сеток, наложенных одна на другую – рассказывают соавторы проекта Ксения Канунникова и Анна Вартапетова. Одна «сетка» состоит из внутренних автомобильных проездов, она строго-перпедикулярна шоссе и делит участок на четыре больших прямоугольника. Вторая, наложенная поверх нее по диагонали, вторит линии искусственных прудов, парковым дорожкам – и она же прочерчивает линии стен большей части стеклянных корпусов. Там, где в работу включаются обе плановые сетки, контуры зданий приобретают актуальную асимметричную неправильность: так, план самой большой 25-этажной башни становится пятиугольным.

Все стеклянные корпуса будут объединены между собой стилобатами, в которых разместятся парковки и различные общественные зоны: кафе, фитнес, магазины и прочее. Внешние стены стилобатов предполагается сделать местами закрытыми, а местами, там где парковки – проницаемыми и проветриваемыми, закрыв металлическими решетками. На кровлях стилобатов предполагаются скверы с деревьями – в дополнение к основному зеленому массиву, сгруппированному вокруг прудов.

Объемы стилобатов исполняют еще одну важную задачу: в северо-западной части территории их объемы выстраиваются в одну ломаную, но почти что сплошную линию, отгораживая деловой центр от разномастных подмосковных красот соседнего коттеджного поселка. Предполагается, что работники и посетители «Балтии» будут видеть только лес, пруды и стекло с металлом современной архитектуры. А жить они по-видимому будут в «Рублево-Архангельском».

Генплан на отметке 0 000
Генплан на отметке 0 000
Транспортная схема
Транспортная схема
Генплан. Очередность строительства
Генплан. Очередность строительства