Одна из особенностей российской архитектуры новейшего времени – так называемое инвестиционное строительство. Когда на деньги заказчика строится какой-нибудь культурный объект – театр, концертный зал или школа, а взамен он получает возможность обстроить это, как говорят на советах, «полезное для города» сооружение чем-нибудь прибыльным, вроде магазинов и офисных центров. Площади коммерческой части, нарастающей вокруг «культурного» ядра, как правило оказываются значительно больше, а перед авторами проекта встает проблема – как адекватно оформить комплекс столь разнородных, если не сказать – противоречащих друг другу, строений?
Решению подобной задачи посвящена архитектурная концепция спортивной школы Вячеслава Третьяка, представленная компанией iCube. В комплексе предполагается две основные части – собственно хоккейная школа и коммерческие площади в обычном составе: мегамол, супермаркет и офисный центр. Вторая, коммерческая, часть, судя по заявленным объемам площадей превышает первую, хоккейную аж в 9 раз – образно-архитектурная зарисовка от iCube изнутри оказывается, таким образом, характернейшим примером московского инвестиционного строительства. Как же оно выглядит снаружи?
Вполне по-европейски. Смысловое ядро комплекса – хоккейная школа, выдвинута вперед и представляет из себя подобие стеклянного гриба-«дождевика», обтянутого сеткой диагональных членений. «Гриб» похож на увеличенный ледяной сталагмит, один из тех столбиков, которые нарастают перед стенами домов во время весенней капели. Такое сходство объяснимо – все-таки внутри должна быть ледовая арена и поэтому форму можно даже признать «говорящей» – отражающей скульптурно-архитектурными средствами назначение здания.
Остальные сооружения служат фоном. Здание мегамола, как и полагается, низкое и длинное, оно вытянуто вдоль площади. Парадный фасад превращен в подобие экрана, оттеняющего стеклянную скульптуру хоккейной школы. Его плоскость активно реагирует на соседа – слегка прогибается, отступая от него, а также образует посередине стеклянное пятно – скопление хаотично разбросанных по остальной поверхности окошек, напоминающих крупные пикселы компьютерной картинки. По контрасту с непрозрачным и распластанным по земле зданием мола офисный центр (опять же как полагается) стеклянен и довольно-таки вертикален, он похож, хотя и не буквально, на полураскрытую книгу. Здание-книга «смотрит» в сторону площади, вторя теме, заданной вогнутым фасадом магазина.
Три части комплекса оказываются, таким образом, одновременно сопоставлены и противопоставлены друг другу – между ними возникает диалог, в ходе которого проявляются взаимные связи и различия, а также расставляются нужные акценты. Что позволяет увидеть в данной архитектурной штудии удачное решение характерной московской темы инвестиционного строительства с преобладанием коммерческих площадей.
|