Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2013

Искусство быть непохожим

Алла Павликова, Юлия Тарабарина
Объект:
Автостоянка открытого типа в Крылатском
Адрес:
Россия, Москва. ул. Крылатская (жилой район "Крылатское Северное", ЗАО)
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Авторский коллектив:
Руководитель ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ»: Бирюков Н.Ю.
Главный инженер ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ»: Маркова Л.И.
Главный архитектор проекта: Отставнова Ю.В. Главный инженер: Алиев Г.Г. Руководитель проектной группы: Логинов И.В. Архитекторы: Головешкина И.И., Гуторкин Д.В., Кулибанов В.Н.

Архитекторы «Группы АБВ» спроектировали на территории бизнес-парка «Крылатские холмы» здание надземной парковки, совершенно не похожее на офисные корпуса, но образно родственное природному массиву соседнего парка.

Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012  © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Открытую шестиуровневую автостоянку планируется построить на территории бизнес-парка «Крылатские холмы». Спроектированный бюро «ABD architects» Бориса Левянта в 2002–2003 годах и построенный в 2006, этот офисный комплекс в свое время приобрел хрестоматийную известность как представитель новой в то время для Москвы типологии бизнес-парка, как образец грамотного проектирования офисов, а также как пример сдержанно-строгой деловой архитектуры.

Однако у бизнес-парка с самого начала имелся недостаток: четырем шестиэтажным офисным корпусам общей площадью 10 000 кв. метров определенно не хватало простых открытых парковок, устроенных на его территории. Соседние улицы стали заполняться машинами, которым оказалось мало места и там – словом, как только офисные площади наполнились арендаторами, район начал превращаться в зону транспортного бедствия. Поэтому на территории «Крылатских холмов» было решено построить многоуровневую надземную автостоянку. Архитекторы бюро «Группа АБВ» Никиты Бирюкова должны были спроектировать паркинг, не нарушив масштаба городского и природного окружения, – и при этом выстроить процесс строительства так, чтобы он не помешал течению офисной жизни.

Для здания новой парковки отведен участок в юго-восточной части комплекса, отделенный от Крылатской улицы правильной дугой офисных корпусов бизнес-парка, которая тянется от здания медицинского центра (на востоке) к панельным жилым домам (на западе). Ближайшим соседом будущей многоуровневой автостоянки оказывается Москворецкий парк – один из больших, излюбленных лыжниками, московских парков, вдоль границы которого и вытянут участок. Здание стремится соответствовать ему и в чем-то даже быть похожим на него. Внешних стен, как и полагается надземной парковке, у здания нет, и этажи будут проветриваться. Стены заменены навесной конструкцией, состоящей из вертикальных деревянных ребер-ламелей. Ребра изгибаются плавными, слегка неравномерными волнами, создавая впечатление проницаемой и подвижной массы, похожей на пучок гибкой высокой травы под легким ветром, на стволы растений, или даже на гигантский скелет доисторического существа, неожиданно обнаружившийся на границе московского парка. Строго говоря, эти ребра – самостоятельная, хотя и не лишенная бионических ассоциаций форма. Но фасад проницаем, как светлый сосновый лес, а линия верхушек, вырастающих выше последнего этажа, наподобие древесных, стремится раствориться в небе.
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012  © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Природные ассоциации дополнены множеством вкраплений зеленой растительности. Это ответ на задачи, с которыми архитекторы столкнулись при проектировании. Прямо посередине участка находится здание трансформаторной подстанции. Перенести или сдвинуть его куда-либо было нельзя (строительство не должно мешать работе офисов), и архитекторы разделили здание на две части, связав их между собой металлическими фермами-мостами, по которым автомобили смогут проехать из одной части парковки в другую.
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012  © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Автостоянка открытого типа в Крылатском. Фасады.Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Фасады.Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Дробление объема на две части сделало здание более масштабным, образ легким, добавило композиционного разнообразия, и, кроме того, возникший просвет позволил сохранить для сотрудников бизнес-парка часть видов на Москворецкий парк. Идея архитектурного образа здания в наибольшей степени принадлежит именно природному окружению  – здание задумано как переходный элемент между регулярной упорядоченной архитектурой города и нерегулярной, гибкой, проницаемой природой парка.

И если к озелененному пространству здание тяготеет, то ближайшему соседу – корпусам бизнес-парка – оно себя скорее противопоставляет. Там – углы, строгая геометрия, простота чередования широких полос, плотная и гладкая поверхность фасадов. Здесь изгибы, сложность волнистых линий, проницаемая решетка. Стеклу и алюминию противопоставлены дерево и зелень, горизонталями – вертикали, и наконец, строгости офисной работы – «шумящий лес», намек на парковую свободу.

Офисные корпуса выстраиваются по правильной дуге, а здание парковки в плане изогнуто лишь слегка: оно вытянуто вдоль границы парка, а граница в этом месте пологая, почти прямая. Новое здание, однако, тоже поддается обаянию дуги, но по-своему – как будто бы увлекшись процессом вращения, оно избавляется от всех углов. «Все корпуса существующего комплекса бизнес-парка имеют резко очерченные формы – поясняет архитектор Иван Логинов, – еще одно здание с прямыми углами внесло бы диссонанс в сложившуюся архитектурную и природную среду. Плавные линии, напротив, сгладили восприятие. К тому же круглые торцы позволили нам получить дополнительные машиноместа, что для данного проекта является одним из главных факторов».
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Ситуационный план. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Ситуационный план. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Главной задачей архитекторов стало рациональное использование участка для обеспечения максимального количества машиномест. Деревянные ребра фасада выступают выше кровельной плиты, ограждая верхний, седьмой уровень парковки – и на самом деле это вовсе не декоративный прием, а ограда верхнего яруса парковки: на «крыше» тоже можно будет ставить машины – таким образом парковка получает один добавочный ярус. Расстояние между бетонными опорами очень большое – 17 метров; один ряд опор проходит по периметру здания и еще всего лишь один ряд помещен на центральной продольной оси – большие пролеты позволили не загромоздить пространство столбами и разместить больше машин при меньшей длине здания. Для того, чтобы конструкция была надежной, «плиты перекрытий будут чуть толще обычных, но значительно легче» – поясняет Иван Логинов. Внутреннее пространство гаража организовано по известной, но редко применяемой в нашей стране схеме парковки «аппарель»: все перекрытия в одной половине этажа располагаются под наклоном, и машины в таком гараже тоже стоят на наклонной плоскости. «А это, – подчеркивает архитектор, – увеличивает количество машиномест еще почти на 20 %».
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Схема. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Схема. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Автостоянка открытого типа в Крылатском. Эскизы.Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Эскизы.Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Итак, здание прагматично: простая, в сущности, функция реализована здесь со всей тщательностью экономии пространства. Однако механической, преимущественно инженерной задачей архитекторы не ограничиваются. Они окружают объем оболочкой, которая превращает его в неординарное сооружение со своим ассоциативным рядом, не похожее на соседние здания – впрочем, вполне уместное на границе города и парка.

Как здесь не вспомнить, что именно гаражи были одним из излюбленных типов зданий русского авангарда, который был искренне увлечен их техногенной функцией и отрабатывал на этой типологии свои навыки владения крупной формой. С тех пор многое изменилось: хранение машин стало из почти футуристической задачи, связанной со строительством нового мира – обыденной необходимостью. Но, как видим, практика показывает, что эта функция по-прежнему скрывает в себе много возможностей.
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Разрезы. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская « Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. Разрезы. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская « Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. План первого этажа. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. План первого этажа. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. План типового этажа. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Автостоянка открытого типа в Крылатском. План типового этажа. Проект, 2011-2012 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»