Россия,Санкт-Петербург.пр. Шафировский, д.12, литера А
Мастерская:
АБ Соразмерность
Сириус
Авторский коллектив:
Сириус, АБ Соразмерность
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Тендер на проект реконструкции крематория на Шафировском проспекте был объявлен в феврале, проектная организация «Сириус», которая взялась подготовить работу за 207 миллионов рублей. Бюджет полностью обеспечивает Санкт-Петербург. Крематорий на Шафировском проспекте начал работу в 1973 году. Его авторы – Давид Гольдгор, Наталья Захарьина и Александр Константинов. Здание не включено в списки объектов культурного наследия, однако члены Градостроительного совета оценивают его архитектурные качества очень высоко – как один из лучших образцов ленинградского модернизма, со сложной пластикой планов и фасадов, тонкой детализацией, необычными интерьерными находками. Заложенная в здание концепция глубоко символична, а пространственные решения готовят посетителя к прощанию, постепенно настраивая его и предлагая опору с помощью естественного света, вида на небо, зеркало спокойной воды или деревья. Проект называется реконструкцией формально: в действительности предполагается сохранение только лишь печей. Для главной цели модернизации – увеличения количества ежедневных кремаций – необходимо установить дополнительные 6 печей и значительно расширить площади. Существующие конструкции и планировки не рассчитаны на новые цифры, поэтому их придется полностью демонтировать. Вместе с этим уходит ряд тонких решений, найденных предшественниками, проект упрощается. Евгений Стопкин представил два варианта облика крематория – «Неомодерн» и «Портал». Оба они созданы «по мотивам» существующего здания, но в другим материалах и с некоторыми изменениями, которые учитывают непростую технологию и различные специфические помещения. Предполагается, что за время модернизации крематорий не будет останавливать работу. Члены Градостроительного совета сошлись во мнении, что проект можно было бы оценивать работу в том случае, если бы речь шла о новом строительстве на пустом месте. В сравнении же с историческим новый проект очевидно проигрывает. Поэтому логично было бы существующий крематорий отреставрировать, а для нового выбрать другой участок. Прозвучало несколько призывов попытаться ускорить процедуру включения здания в список ОКН. Глава КГИОП Алексей Михайлов заявил, что определение предмета охраны сделает развитие проекта невозможным.
Евгений Герасимов отметил, что «жизнь авторов проекта бросила под танк: никто не ставил задачу им реконструкции. Если бы город считал здание ценным, задачи ставили бы другие». Максим Атаянц согласился: «не возникло к авторам вопросов, у нас не комиссия по этике», однако «дилемма выбора ложная – оба варианта уничтожают Захарьину и других».
Из двух вариантов больше предпочтений получил первый. Итоги голосования станут известны позднее.