Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
О согласовании сообщил на прошедшей неделе: «Ее оформят в стиле промышленной эстетики – колонны и потолок облицуют нержавеющей шлифованной сталью, а для пола используют плиты из темного гранита <...> облик будет напоминать об эпохе расцвета производства в советский период – в оформлении используют элементы промышленной эстетики». Станция ЗИЛ, чье строительство уже началось, расположена у восточного угла Тюфелевой рощи, между ЗИЛАртом и ЗИЛ-Югом, который теперь чаще ассоциируют с ЖК Shagal. Она начинает Бирюлевскую линию, с нее будет переход на МЦК и Троицкую линию.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Для меня, как для практикующего архитектора, придумать дизайн станции метро – это особая честь и большой профессиональный интерес. Я убеждён, что архитектура и искусство в метро – это нечто большее, чем просто оформление пространства. Это возможность донести искусство до огромного количества людей, сделать его частью их повседневной жизни. <...> Мне кажется, у нас получится очень интересный проект – современный, мощный, и в то же время глубокий по смыслу.
Павильон станции представляет собой цилиндр-шайбу – согласно авторскому , «гигантскую шестерню». Что, в целом, достаточно распространено среди павильонов 1970-х годов. В отличие от них он асимметричен, приподнимает свою дугу со стороны входа, и облицован серебристым металлом, причем выпущенные вперед под наклоном объемные «клавиши» – просечные. Так что павильон напоминает и «Марьину рощу» БКЛ, и якутскую филармонию. Подземные переходы также отмечены металлической конструкцией: мы видим их только в профиль и пока не понятно, цельная ли она или только по бокам расположены трубки из того же полированного металла. В интерьере станции тот же металл на круглых колоннах, трубах-светильниках и «заворотах» верхней части стен, остроумно совмещенных с вентрешетками. Оккулюс входной части, с круглым световым отверстием и расходящимися от него кругами, решен в обновленных традициях московского метро: вспомним хотя бы павильон с колонной между эскалаторами на «Курской». Тем не менее металл, опять же в метрошных традициях, сочетается с мозаикой. Вспомним хотя бы Корина на «Комсомольской».
Мозаичные панно для стен выполнил художник Максим Козлов. Он же делал рыб на станции «Нагатинский затон» и панно для обновления интерьера Ленинградского вокзала. В общем-то, все логично в тренде развития московского метро. Вот только раньше на архитектуру станций проводили конкурсы.
Впрочем, было много разговоров о том, как затем упрощают, а иногда заменяют, победившие проекты. Может быть, участие главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова в качестве автора проекта позволит избежать такого рода беды упрощения? Наблюдаем.