Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.11.2025

Хай-Лайн деревянщика

Юлия Тарабарина
Объект:
Парк монорельса в Москве
Адрес:
Россия, Москва. Улица Академика Королева, Продольный проезд, Проспект Мира, Енисейская улица
Моносад на московском монорельсе
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
SAGA
WOWHAUS
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Меганом
Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект»), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).

Проект бюро TOTAN и SAGA предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.

В октябре на сайте mos.ru появились рендеры нового проекта реконструкции московского монорельса с сообщением, что площадь парка на «высоте 6 метров над землей» составит более 40 000 м2 и что закончить его реализацию планируют к 2027 году. Часть монорельса, от станции «Выставочный центр» до «Улица Сергея Эйзенштейна», уже почти разобрали. "В парке планируется разместить беговую дорожку протяженностью четыре километра с движением в обе стороны, прогулочные аллеи, кафе и рестораны, выставочные пространства, уютные зоны отдыха с цветниками и деревьями". 

Проект показали, но без указания авторства. Как то нередко бывает, увы, увы. 

Но наши коллеги из Проекта Россия авторство озвучили. Консорциум двух бюро – Бюро Тотана Кузембаева и бюро SAGA – их собственным словам, совместно сформулировали градостроительную роль новой пешеходной линии, ее программу, подход к реконструкции павильонов и концепцию зеленого каркаса воздушного парка. За ландшафт отвечает бюро SCAPE. (Проработка дальнейших проектных стадий – «Мостранспроект»).

Парк предполагает сохранение части станций и даже вагонов; станции будут служить для подъема, как и 8 дополнительных лестниц, в том числе винтовых из матово полированного металла, открытых маршей, маршей-коробок и лестниц, совмещенных с амфитеатрами. 

Как известно, Тотан Кузембаев – «бумажный архитектор» и мастер деревянной архитектуры, так что неудивительно, что дерево играет в проекте значительную роль – насколько пока что можно судить, оттенок дерева, но, вероятно, и деревянные конструкции. Линейный парк включает места для прогулок, которые сужаются на прогонах и расширяются там, где станции – и сопровождаются дорожками для бега и велосипедов. 

Парк TOTAN и SAGA – не первый проект превращения монорельса, которому не удалось доказать Москве свою значимость в качестве транспортной артерии и даже не удалось стать туристическим транспортом, в общественное пространство. Еще в 2018 Wowhaus предлагал проект «Моносад» – его отличала детализированная функциональная концепция, в смысле общественного пространства функции там были представлены примерно все, и даже вертикальное озеленение было задумано, см. наш текст о проекте.

Впрочем, по нескольким картинкам состав нового проекта понять достаточно сложно; в то же время судя по всему, намерения его реализации вплне серьезные. Будем ждать новостей. 

Парк монорельса в Москве © TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве
© TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве © TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве
© TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве © TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве
© TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве © TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве
© TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве © TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве
© TOTAN, SAGA
Парк монорельса в Москве mos.ru
Парк монорельса в Москве
mos.ru