Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2025

XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини

Алёна Кузнецова

Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.

Минимальные два дня, необходимые для посещения Венецианской биеннале архитектуры, из-за размеров экспозиций и плотности заложенной информации ощущаются как месяц. Уместить все увиденное в один материал не представляется возможным, поэтому делим рассказ три части: первую посвятим павильонам в садах Джардини, отдельно сфокусируемся на павильонах в Арсенале, затем постараемся объять невероятно плотную кураторскую экспозицию. Здесь, напомним, подробный текст Людмилы Луниной о кураторе, теме и главных тенденциях биеннале.

Павильон Венеции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Павильон Венеции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Сады Джардини, где располагаются национальные павильоны, – самая, пожалуй, приятная и понятная часть всей выставки. Прежде всего – это непривычно тихий и зеленый для Венеции уголок. Людей совсем не много, сквозь пышную листву видна лагуна и каналы, экспозиции не слишком велики, а потому не так сильно расходуют энергию зрителя, зато обеспечивают ему равномерную смену впечатлений. Сами сады становятся естественным продолжением тех тем, которые исследуют кураторы павильонов в рамках заданного Карло Ратти направления Intelligens. Natural. Artificial. Collective: растения оплетают павильоны, по дорожкам бегают цапли и ящерки, чайки воруют еду. Южная Корея и Япония даже сделали окружающее биоразнообразие частью своих экспозиций. 

 Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
 Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Франции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Франции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Японии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Японии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Южной Кореи на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Южной Кореи на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Некоторые особенности этого года: главный павильон Италии на реконструкции, закрыты павильоны России (там расположился образовательный центр), Венесуэлы, Израиля, а также Чехии и Словакии, зато появился новичок – временный павильон Катара, который вскоре заменят на постоянный. Между павильонами расположено несколько спецпроектов – плиты терраццо с муранским стеклом, офис для работы на природе, автомат с «сувенирами» и другие. 
Павильон Италии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Павильон Италии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон России на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Павильон России на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Для тех, кто планирует посетить биеннале, обозначим несколько технических моментов. 

С едой и отдыхом, который на выставке просто необходим, никаких проблем – работает несколько кафе, причем цены для Венеции весьма гуманные. Подзарядить телефон можно в павильонах – просто поглядывайте на свободные розетки. Но самое удобное и приятное для этого место – в мобильном офисе, построенном за каналом по проекту Карло Ратти. В нем есть розетки, стулья, столы и множество цветов. 

Вся информация о времени работы и ценах на билеты есть на сайте биеннале. Рекомендуем скачать брошюру: в ней много полезной информации, а бумажной карты на самой выставке не раздобыть, видимо – экономия ресурсов. Ориентироваться можно и по информационным тумбам, но их не  так уж и много. 

Последний и главный совет – не пытаться объять всю экспозицию, одного дня для этого не достаточно. Даже приехав к самому открытию и уходя вместе с последними посетителями, многое вы оставите вне поля зрения, а что-то из-за усталости уже не произведет впечатления, хотя могло бы. Поэтому – следуйте за своим интересом, не жалея пропускать то, что не вызывает отклик. 

И надеемся, что наш небольшой гид в этом поможет. Предлагаем 10 павильонов, которые понравились или запомнились больше других, а также короткий пробег по оставшимся.

***

Испания 

Павильон Испании – один из первых, куда заходят посетители. И он прекрасно задает нужный уровень. 

Центральный зал занимает инсталляция о балансе: на чашах множества весов располагаются макеты, сделанные из глины и прессованной земли, а также разных видов древесины и камня – сланца, известняка, гранита. На стенах – планшеты с информацией о зданиях, строительство которых не оставило большого углеродного следа и не потребовало использования бетона и стали. 

Смежные залы развивают тему баланса. Экспозиция «Материалы» рассказывает об использовании дерева: источники добычи древесины контролируются так, что к фотографии построенного здания прилагается фотография леса, которым он когда-то был. Есть тут и дом с самыми большими деревянными панелями и другие любопытные примеры. Далее уделено внимание воде и ветру как источникам альтернативной энергии – на макете Испании реки визуализированы как золотые жилы. Зал с инструментами отмечает важность мастерства и ремесленного труда. Еще две комнаты посвящены повторному использованию строительных материалов и стратегии развития Балеарских островов. 

Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Испании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
США 

США показывают на биеннале огромное исследование, посвященное типологии крыльца – значимого для многих жителей страны места, которое также отвечает теме биеннале: это граница мира природы и человека, пространство для общения, размышлений, сохранения традиций.  

Прежде всего кураторы преобразили павильон, добавив к нему деревянное нео-крыльцо: здесь много тени, удобнейшие кресла и лоскутные пледы ручной работы. В центре – очаг или мини-амфитеатр, есть подушки, которыми посетители активно пользуются. Кажется, архитекторам удалось воссоздать правильную атмосферу – отдыхать здесь действительно очень комфортно. 

В первом зале входа, на мозаичной звезде – еще одна деревянная конструкция, уходящая под самый окулюс. Внутри могут сесть четыре человека, и тогда окажутся довольно близко друг к другу. Объект напоминает столб энергии – откуда она берется, пытаются разобраться в соседних залах.

Масштаб исследования и связанных с крыльцом практик поражает. По периметру всех залов тянутся полки с книгами – материализованная библиография с томами от античных авторов, стихами Эмили Дикинсон и современными трудами по антропологии. Стены украшают лоскутные одеяла с ручной вышивкой. В залах – различные объекты, раскрывающие ему крыльца, а также его архитектурные переосмысления. 

Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон США на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Германия
Немецкая экспозиция получилась алармистской, о чем довольно прямолинейно заявляет видеопроекция набата, размещенная сразу в портале входа. Монотонный звук набата надолго остается в памяти, а смотрителям, вероятно, нужно было выдавать шумопоглощающие наушники. В главном зале – что-то вроде эко-оперы, напоминающей фильмы Терренса Малика: она начинается с раскаленного шара солнца, жар переходит на зрителя, далее показывают тепловые карты городов и оглушающие сводки новостей. Но заканчивается все хорошо – показом многочисленных примеров здоровых и экологичных практик. В конце надпись – время действовать сейчас. 

Боковые залы тоже оформлены как контрастные пары. Есть жаркая комната, где можно увидеть собственную тепловую проекцию, а есть сад с деревьями, скамейками и голубым небом. Есть инфографика с пугающими цифрами, и есть стенды с информацией о том, как их изменить. Название экспозиции, кстати – «Стресс-тест».  

Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Германии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Польша 
В польский павильон хочется отправлять всех, кто только что вышел из немецкого, но идти далековато. Поляки, кажется, единственные, кто обратился в сложных кураторских рамках к иронии. Экспозиция показывает, как много у человека (царя природы) страхов и необходимости защищаться – от ветра, пожара, коротких замыканий, темноты, холода, а также грабителей и всякой нечисти. Архитектура, интерьеры и города отвечают – множеством предупреждающих знаков, дверьми и дверными глазками, крышами, заборами, а еще красными углами, оберегами, странными практиками. Здесь ничто не нарушает целостности – щиток, эвакуационный выход и огнетушители не отсвечивают своей инородностью, а отвечают концепции. Отчего-то в павильоне радостно – улыбку вызывает и соль, насыпанная в уголочке, чтобы поглощать негативную энергию; и палка-рогатка, которая определяет лучшее место для строительство дома; и меховая скамья. Наверно, все дело в подкове и других приносящих удачу атрибутах. Всем поклонникам Анджея Сапковского и Генрика Сенкевича – добро пожаловать. 

Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Польши на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Дания
Все элементы инсталляции сделаны из материалов, «добытых» на месте во время реставрации павильона, пострадавшего от влажности и осадков. Команда кураторов доказывает, что это не просто куча строительного мусора, а пригодный для повторного использования материал. Реставрация же может предполагать не только возрождение, но и сотворение.

Стеллажи, скамьи и постаменты сделаны из обломков разобранных полов и того, что было под ними. На столах и по периметру стен – результаты различных экспериментов по стабилизации материала. Все, что сейчас есть в павильоне, пойдет на его дальнейшее восстановление, отделку и укрепление. В зале, где пол до сих пор разобран до грунта, показывают динамичный фильм о реставрационных и исследовательских работах. По их итогам также издана книга «Придать значение вещам, которые обычно не имеют значения». 

Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Дании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Австралия 
Австралийскому павильону удается сочетать стиль, минимализм, уют и идентичность. Внутри всего два элемента. В центре – напоминающее амфитеатр сооружение из прессованной земли, заполненное крупнозернистым песком. Оба материала фактурные, фотогеничные, невозможно локальные. По периметру тянется ниша, внутри которой на том же песке размещается десятка два притягательных объектов, сделанных студентами специально для биеннале. К счастью, предметы можно трогать, нюхать, трясти и всячески изучать – их форма и поверхность как будто нацелены на органы чувств человека и зовут, приглашают к взаимодействию. В процессе знакомства быстро превращаешься в человека играющего, пробуждаются любопытство, а за ним и радость. А через эти эмоции – понимание универсальности языка красоты. Казалось бы – ну что нам до Австралии, какой-то пустынной страны на другом конце света? Но нет – общее определенно есть, это невозможно не почувствовать.  

Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Австралии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Сербия 
Очень простую и одновременно эффектную инсталляцию на Венецианской биеннале представила Сербия. Весь павильон заполняют связанные вручную ажурные было полотна, напоминающие паутину, простыни, паруса и оренбургские платки. В общем – что-то воздушное, нежное, теплое и немного интимное. На стенах – работающие от солнечной энергии машинки, которые все шесть месяцев, что идет биеннале, будут распускать эту красоту. Первая мысль смотрящего: машинный труд сводит на нет ручной. Но нет, авторы хотят заявить о цикличности, обратимости, повторном использовании и сотрудничестве человека и технологий.   
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Сербии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Канада
На входе в павильон Канады – тревожного вида аквариумы: в фантастических фильмах в таких обычно выращивают что-то опасное и выходящее из-под контроля. Но нет, это пикопланктон – морские цианобактерии, которые снижают уровень углекислого газа. В бассейне растут две «взрослые» скульптуры, вторящие встроенному в павильон дереву. На их поверхности бликами играет вода, усиливая впечатление. Основу напечатали на 3D-принтере, а затем на поверхность поселили Synechococcus PCC 7002. Рядом – лаборатория со всеми «ингредиентами» и реактивами. У выхода пикопланктон можно потрогать – он очень хрупкий и рассыпается в пальцах.     

Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Канады на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Бельгия
В павильоне Бельгии – огромный остров тропической зелени, запах влажной земли и прохлада. К деревьям подсоединены датчики TreeWatch: они следят за уровнем воды и углеродов, движением соков, что позволяет отследить стрессовые для растений условия. В смежных залах – примеры реализации зеленых технологий, исследования биосферы, а также комната микроклимата, где с помощью наглядной инфографики показаны влияющие на него факторы.

Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Книжный магазин

Формально не павильон, но интересный и привлекательный объект. Временный книжный магазин потребовалось возвести из-за закрытого на реконструкцию Центрального павильона Италии. Архитекторы бюро Diller Scofidio + Renfro построили его по концепции модельера Дианы фон Фюрстенберг.

В основе конструкции лежат эксперименты с тенсегрити – системой стержней и тросов, которая позволяет стремиться к «нулевому весу и бесконечному размаху». Павильон напоминает палатку: через 24-метровую осевую балку перекинуто армированное полупрозрачное полотно, за которым угадываются силуэты посетителей и стопки книг. Книги, кстати, своим весом помогают стабилизировать всю конструкцию, которая никак не крепится к земле   

Павильон отражает восемь идентичностей «светлейшей» Венеции: архитектор, морской инженер, торговец, финансист, муза, дипломат, судья и мать республики. 

Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Павильон временной библиотеки на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Короткой строкой

За кадром остается еще много интересного: исследования водных ресурсов Уругвая, кенийские пещеры, энциклопедическая экспозиция Франции и венгерские архитекторы, сменившие профессию и добившиеся успеха. В павильоне Северных стран красив и актуален сам павильон, а вымышленная библиотека Венеции создает впечатление сокровищницы. В целом павильоны Джардини – наиболее универсальная часть биеннале, которая понравится и неспециалистам: сюда даже приводят группы школьников, чтобы рассказать о датчиках на деревьях и изменениях климата. Начинать знакомство с биеннале, как нам кажется, лучше отсюда – в Арсенале дискурс значительно усложняется. 
 
Павильон Великобритании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Великобритании на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Уругвая на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Уругвая на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Венеции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Венеции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Катара на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Катара на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Бельгии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Специальный проект на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Швейцарии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Швейцарии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Венгрии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Венгрии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Румынии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Румынии на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Франции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Франции на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Египта на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Египта на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Южной Кореи на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру
Павильон Южной Кореи на XIX Архитектурной биеннале Венеции, 2025. Сады Джардини
Фотография © Кузнецова Алена / Архи.ру