Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.03.2025

Женская доля: что говорят архитекторы

Алёна Кузнецова, Юлия Тарабарина, Елена Петухова
Мастерская:
APRELarchitects
ATRIUM
KLAUZURA
MAD architects
Megabudka
NZ-group
Osetskaya.Salov (ранее Archslon)
PSCulture
VOX architects
YoYo bureau
АБ Рождественка
Алексей Бавыкин и партнёры
Архитектурная группа DNK ag
Архитектурная мастерская Кашириных
Архитектурное бюро FANTALIS
Архитектурное Бюро GREN.
Архитектурное бюро UTRO
АТОМ га
Бюро Чехарда
НИиПИ Спецреставрация
Проектное бюро «ДА»

Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.

О позиции женщин в архитектурной профессии сказано достаточно много: что-то спекулятивно, что-то справедливо. Тем не менее, факт: студенток в архитектурных вузах заметно больше, чем студентов; как и сотрудниц в архбюро больше, чем сотрудников. Они ездят на надзор, делают рабочку, а иногда неплохо рисуют… А кто-то и основывает свои бюро, да. И еще один факт – женщин-руководителей собственных бюро не много пока что. Хотя многие, кто есть – очень даже на слуху, у них все получается. Словом, мы решили наконец-то не ограничиваться новогодним опросом раз в год, а поднять, ну или слегка приподнять, гендерные вопросы профессии. Вопросы у нас были такие:

  1. Правда ли, что женщине в профессии архитектора сложнее? Если да, то перечислите сложность по пунктам
  2. Сталкивались ли вы с обесцениванием вашего творческого вклада «потому что женщина»? Со стороны коллег, заказчиков, строителей на стройке? Как вы преодолеваете такого рода проблемы?
  3. Ваши главные достижения в профессии, предмет гордости?
  4. Назовите женщину-архитектора, дизайнера, художника, которая вдохновляет вас и служит профессиональным ориентиром (если есть)
  5. В чем сила женщины-архитектора?
/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\Здесь наше оглавление по алфавиту. В тексте порядок произвольный

Ирина Алексеева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Мария Ахременкова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Наталья Бавыкина/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Вера Бутко/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Марина Егорова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Алёна Зайцева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Наталия Зайченко/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Алина Георгиевская/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Ксения Голубева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Катерина Грень/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Алёна Каширина/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Надежда Коренева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Анна Куликова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Дарья Листопад/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Лиза Малюшина/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Дарья Мирошниченко/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Юлия Наполова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Мария Николаева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Татьяна Осецкая/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Мария Помелова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Зоя Рюрикова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Наталья Сидорова/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Юлия Стаборовская-Ардабьевская/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Юлия Тряскина/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Наринэ Тютчева/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Мария Шапченко/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\   Мария Яско/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\  
  
/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Мария Шапченко, 
Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской №2, ​ООО «НИиПИ Спецреставрация»

Мария Шапченко  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской №2, ООО «НИиПИ Спецреставрация»

1. Я не вижу особых отличий.

2. Нет, напротив, мне кажется женское творчество ценят даже больше, все зависит от харизмы, профессионализма и умения выстраивать отношения.

3. Я руковожу мастерской в составе 60 человек, инженерами, архитекторами и еще множеством специалистов, и у меня круто получается. Еще много домиков реставрирую.
Особняк Г.И. Веге, Санкт-Петербург, октябрьская набережная, 38. Проект реставрации и приспособления
© «НИиПИ Спецреставрация»

4. У меня нет ориентиров в профессиональном сообществе. Но меня очень вдохновляют Даша Соболева, Варвара Веденеева.

5. В разуме и многозадачности.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Лиза Малюшина,
АБ «ХВОЯ» архитектор, младший партнер

Лиза Малюшина  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
АБ «ХВОЯ» архитектор, младший партнер

1. Хочется верить, что в архитектуре сложно всем без исключения. Все-таки перед калькой и монитором все равны, а хорошему дому все равно на твой гендер. Сложности в коммуникации с заказчиками и строителями, мне кажется, есть у всех.

2. Удивительным образом комментарии подобного рода в моем творческом пути пришлись целиком на период обучения. Один преподаватель почему-то был уверен, что девушки после выпуска не будут ничего строить, кроме глазок, а студенты в какой-то момент смеялись над картинкой, где изображены кариатиды с подписью «роль женщины в архитектуре». Я тоже смеялась – в конце концов, даже если они всерьез, то это ни на что не влияет.

3. Я работаю в бюро, основателями которого являются трое суровых на вид бородатых мужчин. Основной предмет гордости это то, что я с прошлого года их младший партнер (горжусь я этим не из-за того, что они бородатые).
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024 © ХВОЯ
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024
© ХВОЯ
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024 © ХВОЯ
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024
© ХВОЯ
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024 © ХВОЯ
Общественный центр в сосновом бору, проект, 2024
© ХВОЯ

4. Из первых имен, что пришли на ум: архитектор Лина Бо Барди, художник Анна Остроумова-Лебедева. Но они не служат профессиональным ориентиром – просто у них красиво.

5. Во всем том же, в чем сила мужчины-архитектора.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Юлия Наполова,
Бюро PSCulture, руководитель, основатель

Юлия Наполова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Бюро PSCulture, руководитель, основатель

1. Я не думаю, что женщине сложнее быть архитектором, я думаю, что в нашей стране женщине сложнее в принципе, потому что сохраняется очень много социальных шаблонов и ожиданий, которые связаны и с семьей, и с тем, как женщина выглядит, и с профессиональной реализацией. Сравнивая профессиональные достижения мужчин и женщин архитекторов, мы имеем в виду только профессиональную оценку: оборот бюро, количество премий, реализаций и так далее. При этом женщины, помимо стремлений к достижениям по этим параметрам, параллельно делают еще ряд других действий и «работ», которые отнимают огромное количество сил и времени, при этом обществом подразумевается, что все они являются само собой разумеющимися вещами.

Лично у меня никогда не было проблем с тем, что я женщина, с тем, что я работаю на стройке, с тем, что я взаимодействую с подрядчиками и с заказчиками. На стадии реализации, к сожалению, приходится быть достаточно жесткой, особенно в общении со строителями, необходимо очень четко и жестко отстаивать свое видение, свой дизайн, свою архитектуру. Я думаю, что в этом можно увидеть некоторую проблему, потому что все же женщины хотят быть мягкими, красивыми, слабыми. Но стройка это не то место, где можно дать слабину.

2. Я никогда не сталкивалась с обесцениванием моего творческого вклада только потому, что я женщина. Я сталкивалась с таким явлением достаточно часто, но это никаким образом не было связано с моим полом, и мне кажется, что это всегда очень индивидуально и зависит исключительно от человека. Потому что, в первую очередь, обесцениваем мы себя сами: не празднуя свои победы, не радуясь маленьким достижениям, стремясь к большему и опуская то, что уже сделано и создано.

3. Я невероятно горжусь тем, что начала заниматься выставочной архитектурой 10 лет назад, и во многом моя работа и работа моих коллег создала прецедент для невероятного прогресса в профессии, в развитии всего музейного дела в нашей стране. То, какими мы видим выставочные застройки сейчас – результат этой работы, и это то, чем я горжусь больше всего.

Есть и маленькие радости: например, как-то я уговорила Государственный Эрмитаж завесить Главный Штаб стеклярусом-бриллиантами для выставки Сесила Битона. А Московский планетарий убедила спилить чудовищную плитку, чтобы сделать красивое напольное покрытие для экспозиции Лунариума. Конечно, я невероятно горжусь нашим проектом в Самаре – филиалом Третьяковской галереи «Фабрикой-кухней», где экспозиция, пусть и маленькая, стала настоящей жемчужиной и сердцем всего здания.
Лунариум в Московском Планетарии Фотография: предоставлена PSCulture
Лунариум в Московском Планетарии
Фотография: предоставлена PSCulture
Музей «Фабрика-кухня». Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре Фотография: предоставлена PSCulture
Музей «Фабрика-кухня». Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
Фотография: предоставлена PSCulture
Выставка «Сесил Битон и культ звезд». Государственный Эрмитаж. Декабрь 2020 – март 2021 Фотография: предоставлена PSCulture
Выставка «Сесил Битон и культ звезд». Государственный Эрмитаж. Декабрь 2020 – март 2021
Фотография: предоставлена PSCulture
Выставка «Названо Вазари. Маньеризм». Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород – Арсенал). Ноябрь 2023 – март 2024 Фотография: предоставлена PSCulture
Выставка «Названо Вазари. Маньеризм». Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород – Арсенал). Ноябрь 2023 – март 2024
Фотография: предоставлена PSCulture

4. Тут я достаточно банальна – для меня всегда образцом была Заха Хадид. И дело не в том, что я так люблю параметризм и мне нравятся ее проекты. Меня больше всего восхищала не столько архитектура и дизайн, которые великолепны, но ее сила духа – ей было за 40, когда был реализован ее первый проект. И это правда очень сложно, не только с финансовой точки зрения, это тяжело морально – ты рисуешь, придумываешь, проектируешь, и все «в стол». Думаю, жизнь без реализации идей очень сложна для любой профессии и для каждого человека. Но она не сдавалась, старалась и верила в себя, в свое видение, и в результате основала целое направление, получила первую Притцкеровскую премию женщины-архитектора, стала одним из величайших архитекторов современности.

5. Думаю, что сила женщины-архитектора, как и сила вообще любой женщины, в ее слабости и эмпатии. Именно женщины могут особенно остро чувствовать переживания, желания, ожидания заказчика, именно мы умеем подстроиться под другого человека, обладаем особым желанием помочь, создать нечто красивое.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Дарья Мирошниченко,
архитектор, сооснователь архитектурного бюро KLAUZURA

Дарья Мирошниченко  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Архитектор, сооснователь архитектурного бюро KLAUZURA

1. Нет, на себе я этого не ощущаю.

2. Нет, так как считаю, что иногда в презентации проекта или отстаивании своей позиции на стройке мне даже помогает, что я женщина.

3. Для меня это создание нашего с Дариной архитектурного бюро KLAUZURA и первого независимого архитектурного коворкинга в Санкт-Петербурге. Награда «Золотой Трезини» за уже реализованный проект и развитие авторских междисциплинарных мероприятий «Не только архитектор». Также наше бюро вошло в список почетных номинантов международного конкурса OPEN SOURCE BIENNALE: Breaking the code of Venice 2025.
Конкурсная работа из списка почетных номинантов международного конкурса OPEN SOURCE BIENNALE: Breaking the code of Venice 2025 © Klauzura
Конкурсная работа из списка почетных номинантов международного конкурса OPEN SOURCE BIENNALE: Breaking the code of Venice 2025
© Klauzura
Разработка Архитектурного продукта. Реновация здания бывшей сталелитейной мастерской под новое общественное пространство. © Klauzura
Разработка Архитектурного продукта. Реновация здания бывшей сталелитейной мастерской под новое общественное пространство.
© Klauzura
Культурный квартал «Брусницын». Вид сверху © Klauzura
Культурный квартал «Брусницын». Вид сверху
© Klauzura
Архитектурный проект апарт-отеля и благоустройство гастрономического сада. © Klauzura
Архитектурный проект апарт-отеля и благоустройство гастрономического сада.
© Klauzura

4. Заха Хадид.

5. Я считаю, что неправильно разделять архитекторов на женщин и мужчин, в первую очередь мы АРХИТЕКТОРЫ, и каждый находит свой авторский путь, независимо от принадлежности к тому или иному полу. Решающим должны быть талант и профессионализм человека, а не его пол.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Ирина Алексеева, основатель и руководитель агентства Eyge Collective

Ирина Алексеева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Основатель и руководитель агентства Eyge Collective

1. Да, сложнее: во первых, физически работа архитектора связана с переработкой, дедлайнами и в целом, большего напряжения чем в других профессиях, во вторых, женщине все это нужно уметь совмещать с физиологией (вовремя родить, если ты долго сидел по уходу за ребенком, быстро восстановиться). Приходится либо от чего-то отказываться, либо иметь энергии и сил в разы больше, чем мужчины.

2. Такое случалось не часто, но предвзятость и определенные стереотипы встречались в моей практике. Например, мне прямо говорили «Женщина не может быть главным архитектором города». Не скажу, что сам этот факт был большой проблемой, но только время, вера в себя, постоянное самообразование и поддержка окружения помогали не сомневаться в себе.

3. Я – первая женщина главный архитектор города Якутска и главный архитектор Республики Саха (Якутия). Предметом особой гордости является внедрение новых инструментов планирования и проектирования: стандарты и методика благоустройства, дизайн-коды, мастер-планы.
Дизайн код села Бердигестях © Eyge Collective
Дизайн код села Бердигестях
© Eyge Collective
Мастер план Якутска © Eyge Collective
Мастер план Якутска
© Eyge Collective
Набережная в Покровске © Eyge Collective
Набережная в Покровске
© Eyge Collective
Парк культуры и отдыха в Нюрбе © Eyge Collective
Парк культуры и отдыха в Нюрбе
© Eyge Collective

4. Конечно же, из женщин творцов Заха Хадид. Если говорить о России, женщины руководители – главные архитекторы Александра Кузьмина (Московская область), Марина Ракова (ранее Воронежская, затем Нижегородская область), сейчас Ильсияр Тухватуллина (Казань).

5. Архитектура в принципе слово женского рода. Архитектура – мягкая сила преобразования среды, городов, пространства. Понимание этого и есть сила женщин-архитекторов.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Катерина Грень, руководитель архитектурного бюро ABG

Катерина Грень  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель архитектурного бюро ABG

1. Не соглашусь с мнением о том, что женщине в архитектуре сложнее.

2. Не сталкивалась.

3. Создание и реализация современной комфортной среды для людей в рамках реализации множества объектов разных по функциональному назначению и масштабу. Участие в формировании облика Москвы и других городов России.
ЖК Vernissage © АБ GREN′
ЖК Vernissage
© АБ GREN′
ЖК Cidney City © Олимпроект
ЖК Cidney City
© Олимпроект

4. Как волевая личность с особым взглядом на искусство – Заха Хадид.

5. В том же, в чем и мужчины-архитектора – умении созидать.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Ксения Голубева, руководитель Проектного отдела Дом.рф

Ксения Голубева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель Проектного отдела Дом.рф

1. Да, правда. Это связано исторически с позиционированием женщин в профессии. Но не могу сказать, что это мешает работать. Все таки мы работаем). Но, как пошутила моя коллега: «мы ходим по стройке и месим грязь в резиновых сапогах, а потом красивые мужчины в костюмах приезжают и перерезают ленточки». Ну опять-таки уровень зарплаты. Он статистически у женщин ниже, чем у мужчин – работаем над этим).

2. Я – нет. Наверное тут надо иметь ввиду индивидуальные особенности. Я высокая и громкая). Поэтому, когда я беременная, работая в бюро Сергея Скуратова проводила архнадзор стройки ЗИЛарта, строители скорее меня боялись и боялись навредить, когда мы шли пешком на 15 этаж, проверять кровлю. Научилась за эти годы «управлять» своими слабыми, так сказать, сторонами – и они скорей работают в +, чем в – . И опять-таки уважают тех, кто говорит и делает, а не того, кто мужчина. Тут просто нужно больше работать, но мы справимся. Силы у нас, мне кажется, совсем не меньше в этом.

3. Я горжусь всеми работами. По хорошему горжусь теми, которые пригодились и теми, которые удалось переломить, или переубедить в чем-то людей или ситуацию.

Но если говорить о последних, это все-таки то, что мы делаем в ДОМ.рф – тут удалось сформировать проектную команду супер-квалифицированных людей, которые делают работу, за которую не стыдно. При этом в команде сложилась теплая, дружественная среда, что важно. А из проектов, которые сейчас реализовали вместе с командой или в процессе реализации, могу выделить: проекты для Таганрога, Апатитов и Кировска, Майкопа, Петропавловска Камчатского. Проектов много, но самое важное команда – люди, без них невозможно всего этого.
Апатиты, Агадемгородок © Ксения Голубева
Апатиты, Агадемгородок
© Ксения Голубева
Майкоп, Мэздах © Ксения Голубева
Майкоп, Мэздах
© Ксения Голубева
Петропавловск-Камчаткий, смотровая площадка © Ксения Голубева
Петропавловск-Камчаткий, смотровая площадка
© Ксения Голубева
Таганрог, Дубки © Ксения Голубева
Таганрог, Дубки
© Ксения Голубева

4. Наринэ Тютчева.

5. В честности перед собой и людьми. В правде и искренности. И возможности окутать это все теплотой и любовью, так как работа у нас сложная, но очень интересная.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Алина Георгиевская, учредитель, руководитель проектов в бюро SOTA

Алина Георгиевская  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Учредитель, руководитель проектов в архитектурном бюро SOTA

1. Я никогда не думаю о том, что мне сложнее, чем мужчинам-архитекторам. Сложность или легкость в первую очередь определяется набором нужных персональных качеств. Если они есть, легче, если нет – сложнее.

2. В моей практике такое встречалось редко и в основном в первые годы работы от мужчин на высоких должностях и, как правило, уже преклонных лет. Я это
воспринимала как низкий уровень культуры и отрыв от современности.

3. В данный момент это мое бюро SOTA и вся команда. Наши проекты, которые с каждым годом все сложнее и интереснее. У нас количество девушек преобладает – это повод передать им привет!). Девушки из SOTA, каждая из вас – большая удача для бюро и лично для меня!
Лесной бульвар в Протвино © SOTA
Лесной бульвар в Протвино
© SOTA
Лесной бульвар в Протвино © SOTA
Лесной бульвар в Протвино
© SOTA
Лесной бульвар в Протвино © SOTA
Лесной бульвар в Протвино
© SOTA
Благоустройство Стахановского озера в Электрогорске © SOTA
Благоустройство Стахановского озера в Электрогорске
© SOTA

4. Одиль Декк и Кадзуо Сейдзима из SANAA. Но мы с ними лично не знакомы. В большей степени меня вдохновляют те, чью работу можно наблюдать рядом. Еще в университете меня вдохновляла мой научный руководитель Данилова Элина Викторовна, как самый выдающейся теоретик архитектуры. Мои подруги-архитекторы, которые руководят целыми отделами, бюро и просто крутыми и сложными проектами.

5. В том, что она сама в себе определит как силу. Я очень не люблю стереотипные обобщения, они никогда не работают.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Мария Яско, архитектор YoYo bureau

Мария Яско  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Архитектор YoYo bureau

1. Скажу так, мне в профессии не просто, но я не связываю это с тем, что я женщина. Соглашусь, что в большей степени это мужская среда, но сложности, на мой взгляд, зависят от совокупности других вещей.
  • Путь, которым ты будешь двигаться внутри профессии, авторский, коммерческий и др. От того, к чему ты хочешь двигаться, напрямую зависит, насколько сложно тебе будет. Ведь одно дело быть хорошим сотрудником внутри большого бюро, где есть поддержка и опора, и совсем другое – развиваться в поисках собственного языка.
  • Характер. Я искренне считаю, что характер архитектуры неотъемлем от характера архитектора, каким бы актуальным ни было мнение, что архитектура это очень многосоставная дисциплина – так и есть – но все же изначально язык и почерк всегда исходит от автора. Ваш характер может как помогать, так и мешать. Во мне очень низкий уровень конформизма, это, безусловно мешает в коммуникации, но в тоже время помогает проявлять смелость и отстаивать заложенные идеи.
2. Сталкиваюсь, регулярно, но я никогда не рассчитывала, что мои работы должны безоговорочно любить и принимать, что с моим мнением должны сразу считаться. Мне в этом смысле нравится сначала создать ценность и уже после претендовать на доверие. Меня никак не обижает, если команда заказчика или строителей, на первых встречах не оказывает мне 100% расположения. Мои амбиции в этом смысле лежат внутри проекта, а не внутри моей личности и тем более, понимания того, что я женщина.

Возможно, мне везет, а возможно это правильное чутье при выборе проектов, но по завершении работы я часто получаю положительный отклик.

Бывало и такое, что у меня совершенно не складывалась коммуникация с заказчиком по-человечески, но несмотря на это мою работу уважали, и проект был полностью реализован с моим участием и соответствовал всему задуманному.

3. Я часто перевожу собственное понимание профессии на язык кино и мне в этом смысле нравится делать небольшое авторское кино. Я с 2016 года занимаюсь самостоятельной практикой. Должна сказать, что и внутри замечательных архитектурных бюро, в которых я работала до этого (Nefa Architects, Цимайло Ляшенко и партнеры, IND Architects), я никогда не была ущемлена в возможности иметь собственное мнение и делать то, что нравится. Я всегда была щедрой с точки зрения профессиональной отдачи и всегда получала такую же щедрость на свободу мысли взамен.
Отель в горах Осетии, входная группа © YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа
© YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа © YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа
© YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа © YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа
© YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа © YoYo bureau
Отель в горах Осетии, входная группа
© YoYo bureau

В этом смысле мне повезло, никогда не приходилось делать то, что мне не нравится. Внутри любого контекста, бюро или самостоятельной практики, мне удается действовать из мечты и искать собственный язык.

4. В моем рабочем пространстве есть портрет Захи Хадид. Мне кажется, она пример сочетания невероятного характера и силы личности, которая имела смелость не только занять, но создать собственное место в таком прекрасном мире, как архитектура. Также меня вдохновляет путь, работы и человеческое великодушие, Марины Абрамович. Мне нравятся сильные женщины.

А недавно, я посмотрела интервью с Элиной Сафаровой, основательницей архитектурного бюро BESPOKE ARCHITECTS. Обаятельная, умная, интересная, талантливая. Очень здорово вдохновиться таким примером из сегодняшнего дня.

5. Скажу, что сила женщины в силе духа.

Я ее постоянно в себе тренирую, в том числе, в профессии.
У меня очень маленькая команда и часто я оказываюсь одна в ситуации защиты, внутри большой команды заказчика, без подкрепления. Дальше, отстаиваю интересы проекта, уже внутри команды строителей.

Помимо этого, мне приходится отстаивать их перед моей командой, от которой я чаще хотела бы чувствовать поддержку. Другими словами, я не получаю столько критики ни от кого из внешнего мира, как от ребят, с которыми работаю.
Я не имею в виду конструктивную критику, а обобщенные замечания, типа это невозможно сделать и пр. Надо ли говорить, что все оказывается возможным и мы потом все вместе растем внутри этих решений.

В такие моменты, я думаю о маяке, к которому движусь и знаю, что не должна поддаваться сомнениям. Сомнения – это не плохо, но если они у меня есть, это значит, я действительно свернула куда-то не туда, поэтому стараюсь, чтобы решения были такими, чтобы внешние голоса не отвлекали меня от голоса проекта, ведь на всех этапах до реализации проект крайне уязвим. У него должен быть железный стержень уверенности и этот стержень – я. Поэтому – сила духа, сила морали очень важны. Здесь конечно, есть немаловажный момент: для того, чтобы иметь эту силу духа, нужно жить по призванию, иначе долго не продержишься.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Мария Николаева, руководитель MAD Architects

Мария Николаева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель MAD Architects

1. Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо побывать в обеих ипостасях. Но так как я никогда не была мужчиной-архитектором, мне просто не с чем сравнить мое текущее положение. Я могу лишь делать выводы по каким-то косвенным признакам. Список этих признаков привожу ниже:
  • На важных архитектурных мероприятиях около 90% участников – мужчины-архитекторы.
  • На выступлениях на архитектурных форумах около 90% докладчиков – мужчины-архитекторы.
  • Если посмотреть на список известных и уважаемых бюро в Москве, в 90% случаев их владельцы – мужчины. Да, иногда встречаются женщины-партнеры, такое тоже бывает. Бывает и исключительно женское руководство бюро, но это скорее редкость, и лично для меня – большая радость.
  • Если посмотреть на список архитекторов знаковых проектов в Москве… ну, вы понимаете )).
Но это скорее просто наблюдения, и не факт, что они отражают реальную ситуацию, так как я не владею точными данными. Говорит ли эта неполная статистика о том, что женщине сложнее в этом мужском мире? Тоже не факт.

2. Вы знаете, долгое время у меня была резкая реакция на подобные вопросы. Я говорила о том, что профессия не имеет пола, что гендерная принадлежность важна только в контексте мужско-женских отношений – на свиданиях, в личной жизни и т. д.

Но однажды один потенциальный заказчик сказал мне следующее: «Я бы взял тебя на проект, если бы ты была мужчиной». Затем он привел статистику, утверждая, что женщине, чтобы добиться успеха в профессии и бизнесе, нужно работать на 30% больше и постоянно доказывать свою компетентность, чтобы с ней имели дело.

Это заставило меня задуматься и изучить вопрос глубже. Оказалось, что статистика действительно не в пользу женщин-архитекторов – как минимум, по уровню зарплат: в среднем женщины зарабатывают меньше.

Я не воспринимаю это как проблему, скорее как устоявшееся положение вещей. Архитектура – сложная профессия. Если взглянуть на исторический контекст положения женщин в обществе в целом и в архитектуре в частности, картина становится понятной.

Ситуация, безусловно, меняется. Например, если посмотреть на количество девушек, получающих архитектурное образование, сегодня их намного больше, чем парней. Это важный показатель и маркер перемен.

3. Главные достижения – это наши проекты, отмеченные российскими и международными премиями. Среди них – выход нашего проекта в финал WAF, победа в премии CRE Awards за проект редевелопмента бизнес-парка «Фактория», а также включение этого проекта в сборник «Новейшая архитектура Москвы».
Совсем недавно наш проект штаб-квартиры для Совкомбанка вошел в рейтинг 50 лучших штаб-квартир и завоевал золото Forbes. У нас также много других наград.
Для меня особенно важно, что наши проекты высоко оцениваются профессиональным сообществом как в России, так и за рубежом.
Фактория © MAD Architects
Фактория
© MAD Architects
Совкомбанк © MAD Architects
Совкомбанк
© MAD Architects

4. Заха Хадид

5. Как я уже писала выше, я разделяю гендер и профессию. Да, сегодня женские темы в тренде, и я считаю, что это правильная тенденция. Она дает многим женщинам возможность поверить в себя и начать движение к независимости и профессиональной реализации.

Я поддерживаю это движение, потому что сама много лет назад оказалась в сложной ситуации – будучи молодой мамой, зависимой от мужа, я понимала, что при решении закончить несчастливый брак мне придется пройти непростой путь.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Наталия Зайченко, руководитель NZ-group

Наталия Зайченко  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель NZ-group

1. Женщине, в каком-то смысле, сложнее в любой профессии, т.к. всегда нанизывается еще роль жены и мамы, соответственно организация процессов утраивается. Но в этих сложностях есть любовь, удовольствие и удовлетворение.

2. Скорее нет. Может мне просто везет с людьми, проектами, заказчиками и командами строителей ).

3. Умение учиться дает развитие и достижения. Мне повезло с родителями, педагогами и друзьями с детства и до сегодня, я горжусь тем, что научилась концептуализации, вниманию к деталям и междисциплинарному подходу, которые есть во всех проектах, это и есть достижения!
Экспозиционный дизайн выставки «Конструкторы науки» в Музее архитектуры © NZ-group
Экспозиционный дизайн выставки «Конструкторы науки» в Музее архитектуры
© NZ-group
Экспозиционный дизайн выставки «Конструкторы науки» в Музее архитектуры © NZ-group
Экспозиционный дизайн выставки «Конструкторы науки» в Музее архитектуры
© NZ-group

4. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли».

5. Сила в женском богатстве, а именно: интуиции, чувственном подходе, сексуальности и проявленности! Профессионализм един с мужчинами.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Мария Помелова, партнер бюpо «Чехарда»

Мария Помелова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Партнер бюpо «Чехарда»

1. Сложнее ).

Строительство и архитектура – это мир мужчин, как только в нем оказывается женщина, ее сразу считают «слабее» и приходится доказывать, что ты чего-то стоишь.

2. Нет.

3. Развитие детской инфраструктуры в городах.

4. Любовь Попова.

5. В многозадачности, человечности и умении смотреть на задачи с разных сторон.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Наталья Сидорова, со-основатель DNK ag

Наталья Сидорова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель DNK ag

1. Сложно сравнить, так как я никогда не была на другой стороне :). Но есть некоторые моменты, конечно. В баню с заказчиком уже как-то не сходишь в свободной обстановке обсудить проект, например.

2. В начале карьеры бывало, что относились скептически и заказчики и строители. Но как только доходит до дела, то в работе профессионалы считаются с профессионалами. И довольно быстро у меня отпала необходимость кому-то что-то доказывать с точки зрения гендера.

3. Удается создавать то, что нравится мне самой. И более 20 лет вместе с двумя моими замечательными партнерам, к слову сказать, мужчинами, творить в нашем успешном архитектурном бюро.
Даниил Лоренц, Наталия Сидорова, Константин Ходнев
Фотография © Дарина Саванна

4. Меня вдохновляет скорее интересная архитектура, и не важно, создана она женщиной или мужчиной, или в их командной работе.

5. Можно быть и слабой, и сильной, и капризной и… милой, конечно. 

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Алёна Каширина, со-основатель АМ Кашириных

Алёна Каширина  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель АМ Кашириных

1. Сложнее. Наверное, дело в традициях, ведь до недавнего времени всем известными архитекторами были мужчины. Вопрос, возможно, моего личного осознания. Задолго до основания собственной мастерской, я при устройстве на работу называла желаемую зарплату меньше, чем Игорь, хотя, мы оба были ценные сотрудники, и у каждого из нас были свои преимущества. Наверное, стеснялась…

2. Сталкивалась, но не «потому что женщина» )).

3. Я рада, что у меня есть возможность создавать проекты, развивать свои идеи в рамках своего бюро. Для меня всегда интересно и важно было заниматься крупными проектами. У нас в копилке есть несколько крупных мастер-планов и интересные проекты жилой застройки. К сожалению, проекты последних нескольких лет работы мы пока что не можем выкладывать из-за NDA. Не все цели еще достигнуты, у меня есть к чему стремиться )).
ЖК «Резиденция Сокольники»
© АМ Кашириных

4. Мой любимый архитектор – Ричард Майер.

5. В нашей мастерской образная, концептуальная составляющая лежит на мне. Часто рисую, макетирую, провожу проекты через руку.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Юлия Стаборовская-Ардабьевская, со-основатель бюро Saga

Юлия Стаборовская-Ардабьевская  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель бюро Saga

1. Успех в любой профессии – это уход в глубину, направление туда всего ресурса и фокуса внимания. Женщине сложнее, потому что она еще может быть мамой. А это вообще отдельная вселенная для погружения. В остальном мы равны. Ну может быть, только к сердцу ближе все стрессы воспринимаем, а это не всегда лучше для проекта, и уж точно не лучше для нас самих. 

2. С обесцениваем нет, но раньше, в пору юности, подрядчики могли заботливо опекать, что действовало раздражающе.

3. Наше бюро. Первые пять лет – это всегда интенсивный рост, когда год за два, живешь как на американских горках. Выжил, да еще и задор остался, проекты интересные в работе – это ли не гордость.

4. Марина Абрамович.

5. Боже, неужели я сейчас бы ответила первым делом «эмпатия»?

Я не считаю, что можно разделять на силы мужчин-архитекторов и женщин-архитекторов. Есть человек и его сила.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Марина Егорова, основатель и руководитель АБ Empate

Марина Егорова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Основатель и руководитель АБ Empate

1. Успешной женщине трудно в любой профессии. Так или иначе, приходится выдерживать баланс между семьей и карьерой. Архитектурная деятельность требует от женщины максимальной вовлеченности в процесс – в режиме 24/7, поэтому ее успех на этом поприще сильно зависит от поддержки семьи. В противном случае, если женщина выбирает только карьеру, она остается в одиночестве. Тому есть много известных примеров.

2. Это было не обесценивание, а скорее недоверие к тому, справлюсь ли я с проектом, права ли я в своих решениях. Здесь все определяет уровень твоей экспертизы. Если ты демонстрируешь высокий уровень экспертизы, то оппонент, как правило, снимает свои претензии. Просто нужно развивать профессионализм, и тогда даже за красивой мордашкой разглядят классного эксперта. А еще есть фактор стройплощадки: общение со строителями – это почти всегда предельно жестко, и мне каждый раз приходится удерживать себя в позиции женщины и силой переводить разговор на литературный язык.

3. В умении защищать проектные решения перед мэром Москвы, депутатами и населением города. Это были самые стрессовые ситуации за всю мою карьеру, но они здорово подготовили меня к, скажем так, самостоятельной жизни. И еще – видеть, как развивается Новая Москва. Ведь именно я с коллегами все это придумывала. Это был мой первый масштабный проект.
Концепция Экопоселка. Зона отдыха ©  бюро Empate
Концепция Экопоселка. Зона отдыха
© бюро Empate
Мастер-план комплексного развития территории жилой застройки в городском округе Серпухов Московской области, 2024 г. ©  бюро Empate
Мастер-план комплексного развития территории жилой застройки в городском округе Серпухов Московской области, 2024 г.
© бюро Empate
Мастер-план комплексного развития территории жилой застройки в городском округе Серпухов Московской области, 2024 г. ©  бюро Empate
Мастер-план комплексного развития территории жилой застройки в городском округе Серпухов Московской области, 2024 г.
© бюро Empate

4. Могу отметить Кадзуё Сэдзиму, хотя, наблюдая за успехами коллег, о гендере я думаю в последнюю очередь.

5. Профессионал своего дела при любом раскладе будет успешен, но у женщин есть преимущества – это многозадачность и эмпатичность. Последнее качество позволяет выстраивать отношения с заказчиком и коллективом на «тонком» уровне. Кроме того, мы более точны, прилежны, соответственно, мы реже допускаем ошибки в чертежах. Но главное для женщины – это не уходить в мужские «достигаторские» энергии, не строить карьеру через давление, агрессию. Сила женщины – в ее мудрости, мягкости, в ее умении принимать.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Анна Куликова, партнер архитектурного бюро FANTALIS Architects

Анна Куликова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Партнер архитектурного бюро FANTALIS Architects

1. На мой взгляд, как таковых сложностей нет. Действительно, мало женщин доходят до высоких ступеней в карьере: тех, кто действительно хочет посвятить всю свою жизнь архитектуре, не так много. Для тех, кто готов усердно работать и вкладываться в это ремесло – двери открыты.

2. В самом начале своего профессионального пути такие моменты бывали. Но это обусловлено тем, что было мало опыта и много ошибок. Но со временем, когда опыт накапливается, архитектор вместе с ним приобретает стойкость, уверенность в себе и своих компетенциях. Это делает работу и коммуникации гораздо комфортнее, нежели в начале пути. Опыт сильно меняет, и на мир начинаешь смотреть по-другому.

3. Проект жизни и предмет гордости – это мое бюро, которое комплексно проектирует масштабные объекты: это и отдел инженерии, и BIM, и маркетинг, и, безусловно, архитектура и дизайн.

Я очень горжусь тем, что не являюсь «бумажным» архитектором: мой первый серьезный объект – общественное здание площадью в 2500 м2 – был реализован, когда мне было 28 лет. На тот момент я уже руководила бюро и всеми процессами. Сейчас таких реализованных объектов намного больше, поэтому я смело могу называть себя практикующим архитектором.
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке © FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке
© FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке © FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке
© FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке © FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке
© FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке © FANTALIS Architects
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке
© FANTALIS Architects

4. Создание архитектуры – это творчество. Но создавать архитектуру и вести успешный проектный бизнес – не одно и то же. Поэтому я стараюсь расширять «рамки»: особенно обращаю внимание на то, как женщины ведут бизнес, в частности, такой непростой, как проектный. Творчеством можно заниматься бесконечно, и это всегда приносит удовольствие, а развитие бизнеса не прощает ошибок и требует колоссального внимания и вовлеченности.

5. Женщина очень тонко чувствует этот мир, и это особенно проявляется в подходе к проектированию, начиная с понимания самого объема здания, интерьеров, заканчивая умением предугадать желания заказчика. На мой взгляд, женщины более дипломатичны во многих аспектах: они стремятся сделать так, чтобы польза от результатов работы была для всех, учитывая как интересы клиента, так и потребности конечного пользователя. Этот навык особенно важен, когда работаешь с масштабными проектами и серьезными заказчиками с миллиардными оборотами.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Татьяна Осецкая, со-основатель бюро Osetskaya.Salov

Татьяна Осецкая  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель бюро Osetskaya.Salov

1. Если бы мы жили лет 100 назад, то поводов отвечать всерьез на этот вопрос было бы больше, но сейчас со сложностями сталкиваются все, независимо от пола. Разумеется, есть предубеждения, берущие корни из прошлого, но такого рода стереотипов становится все меньше. Если ретроспективно посмотреть на этот вопрос, очевидно, что последние 20–30 лет дисбаланс в вопросе гендерного неравенства сглаживается во многих аспектах. Как правило, это связано не столько с конкретной профессией, сколько с изменениями в обществе в целом.

Лично на меня отдельные сохранившиеся гендерные стереотипы и разрывы, обусловленные чаще всего социокультурными предпосылками, не оказывают никакого влияния. Я не сторонник идеи классификации людей по каким бы то ни было группам: гендерным, расовым и прочим.

Реализация любого проекта или победа в конкурсе достигается очень высокой ценой, а значит необходимо иметь большой запас внутренних ресурсов, уверенности в себе и целого ряда других навыков, которыми могут обладать как мужчины, так и женщины.

Основная проблема в карьерном развитии – это возраст и опыт. В некоторых странах молодому архитектору не доверят крупный проект, каким бы талантливым он/она не были. В России с этим немного проще. Можно встретить много молодых команд, которые занимаются крупными проектами, и заказчики готовы доверять им. Например, когда мы подавали конкурсную заявку на проектирование станции московского метрополитена, в критериях отбора был раздел «Релевантный опыт». Но как можно до 30 лет получит такой опыт? Тем не менее, мы были отобраны, и уже через 5 лет станция по нашему проекту была построена.

2. Причины обесценивания, как правило, связаны с личностными особенностями каждого из участников рабочего процесса. Это не вопрос пола, а вопрос построения взаимоотношений.

Мне кажется, что работать нужно так, чтобы «переход на личности» в принципе не был необходим и возможен. Профессионализм архитектора заключается в том числе в умении эффективно выстраивать коммуникацию с коллегами, заказчиками или строителями, не прибегая к пассивной агрессии, давлению и прочим «запрещенным приемам».

3. Мое главное достижение – это архитектурное бюро Osetskaya.Salov, построенное совместно с Александром Саловым и нашей прекрасной командой. Мы занимаемся тем, что доставляет нам бесконечное удовольствие и принимаем архитектуру не как нашу профессию, а как неотъемлемую часть нашей жизни и личности.
Инсталляция на входном пропилее Парка Горького, 2023 Фотография: предоставлена Osetskaya.Salov
Инсталляция на входном пропилее Парка Горького, 2023
Фотография: предоставлена Osetskaya.Salov
Гостевой дом в Переславле-Залесском Фотография: предоставлена Osetskaya.Salov
Гостевой дом в Переславле-Залесском
Фотография: предоставлена Osetskaya.Salov
Реновация облика Трубопрокатного цеха №2 Волжского трубного завода Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Osetskaya.Salov
Реновация облика Трубопрокатного цеха №2 Волжского трубного завода
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Osetskaya.Salov
Конкурсный проект культурного центра в Кольцово © Osetskaya.Salov
Конкурсный проект культурного центра в Кольцово
© Osetskaya.Salov

4. Иконическим примером, как бы банально это не звучало, будет, конечно, Заха Хадид. Несмотря на то, что ее проекты долгое время оставались лишь «бумажной архитектурой», а заказчики считали ее идеи слишком радикальными и нереализуемыми, она не отказалась от своего видения и в итоге добилась успеха. Ее бюро продолжает реализовывать проекты и после смерти своей основательницы, а все ее личные реализации стали воплощением смелости, инноваций и бесконечных возможностей архитектуры.

Также меня вдохновляет подход Кадзуё Сэдзима, чьи работы отличаются чистотой форм и вниманием к деталям. Она является одной из основательниц бюро SANAA и даже стала первой женщиной, руководившей проведением венецианской архитектурной биеннале в 2010 году, и второй после Захи Хадид обладательницей Притцкеровской премии.

5. В чем сила мужчины-архитектора – в ньютонах ). Это, конечно, шутка, но в действительности я не считаю продуктивным взгляд на нашу профессию через призму феминизма и неравенства. Как раз это скорее может обесценить все труды и достижения.

Да, проблема неравных возможностей была актуальной 50–100 лет назад, как и проблема прав темнокожих в 60-е годы в США, или вопрос с доступом к голосованию еще в 1970-е годы (!) годы для женщин. Но жизнь давно изменилась, а фокусирование на этом вопросе скорее мешает трезво оценивать действительность. Безусловно, существует определенная разница в восприятии, в профессиональных подходах и взглядах на архитектуру, но эти различия скорее зависят от личности архитектора, а не от гендера.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Мария Ахременкова,партнер VOX Architects

Мария Ахременкова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Партнер VOX Architects

1. Не думаю, что сложнее, просто по-другому.

2. Думаю, что всё зависит от интеллекта человека, только недалекий может судить о достижениях по полу. Так же, возможно, кто-то из женщин может списывать свои неудачи на половой вопрос. Я лично не сталкивалась с дискриминацией в творческой среде. Если речь идет о стройке, где могут работать не только инженеры высокого ранга, бывает, что какие-то вопросы по конструкциям и технологиям убедительнее звучат, если их озвучивает наш представитель мужского пола. Но меня это не задевает.

3. Главные достижения еще впереди. Пока я безусловно горда нашими российскими и международными премиями; и тем, что за последние 7 лет мы практически не участвуем в конкурсах и к нам приходят «наши» заказчики с невероятно интересными проектами. Также моя отдельная личная гордость – это должность председателя ГЭК в МГХПА им. Строганова на протяжении последних пяти лет, здесь как раз я практически единственная женщина в комиссии, да еще и в роли председателя.
Технологическая площадка «Кибердом» © VOX Architects
Технологическая площадка «Кибердом»
© VOX Architects
Бизнес-зал аэропорта «Новый Уренгой» © VOX Architects
Бизнес-зал аэропорта «Новый Уренгой»
© VOX Architects
Вип-зал аэропорта «Гагарин» © VOX Architects
Вип-зал аэропорта «Гагарин»
© VOX Architects
Проект «Измерение» для выставки Trend Rooms, 2019 © VOX Architects
Проект «Измерение» для выставки Trend Rooms, 2019
© VOX Architects

4. Одиль Декк, ну и Заха Хадид (куда без неё).

5. Я склонна думать, что в нашей профессии основная сила не зависит от пола. Существует Сильная Личность, которая способна создать что-то прекрасное и убедить кого-то потратить на это много денег.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Наталья Бавыкина, управляющий партнер бюро APREL architects

Наталья Бавыкина  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Управляющий партнер бюро APREL architects

1. Сложнее чем мужчине? Мне кажется это не так. С социокультурной стороны сейчас нет разграничений. Со стороны физиологии – тоже не вижу разницы. Мне кажется, что архитектором быть в принципе сложно, и те, кто это делают, используют что-то универсальное – чувства и интеллект ). В моей семье архитекторов поровну: бабушка и дедушка, мама и папа.

2. Нет, не думаю. Если кто-то хочет обесценить работу архитектора, то находит множество других поводов.

3. Я – управляющий партнер APRELarchitects – бюро с очень высокой планкой качества и ценностными ориентирами, и я горжусь тем, что нам удается делать вместе с командой.

4. Наверное, нет такого. Честно признаюсь, что увлечение Захой Хадид я пережила и до сих пор считаю, что у нее классная графика, но сейчас уже не могу сказать, что это ориентир.

5. Я думаю, это мягкая сила, сдержанность и способность к командной работе.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Надежда Коренева, со-основатель, руководитель бюро KRNV ARCHITECTS

Надежда Коренева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель, руководитель бюро KRNV ARCHITECTS

1. Нет. В нашей профессии одинаково сложно и одинаково круто обоим полам. Да, материнство усложняет процесс работы, но если женщина знает, что архитектура – это её Дело, то совмещение становится менеджментом, а дети – стимулом быстрого роста.

2. В профессиональной среде я не чувствовала обесценивание своего творческого вклада из-за того, что я женщина. В целом чувствуется, что патриархальный консерватизм уходит далеко в прошлое. Я как-то даже сделала для себя такое наблюдение, что если человек понимает современную актуальную архитектуру, то он свободен от прежних убеждений про гендерное различие. Принятие успешности женщин – тоже важный маркер развития общества.

3. Я счастлива что благодаря многолетним усилиям и искренней любви к своей профессии у меня появилась возможность творить авторскую архитектуру, большую, настоящую. Камерный размер нашей студии позволяет не только руководить проектами, но и непосредственно создавать их, переживать муки поиска, формировать Идеи. Когда работаешь с уровнем городской архитектуры, то здесь идёт слияние всех материальных и нематериальных слоёв. Новое пространство, новые смыслы, новые силуэты, это работа с большой социальной и профессиональной ответственностью. Поэтому возможность создавать и есть предмет моей гордости, я не хочу сейчас выделять отдельные проекты как достижение, потому что в каждом есть свои эксперименты и маленькие победы. Да и лучший проект он всегда следующий ).
Урман Урбан. Архитектурно-градостроительная концепция ©  KRNV ARCHITECTS
Урман Урбан. Архитектурно-градостроительная концепция
© KRNV ARCHITECTS
Фасадные паттерны для пилотного проекта реновации ©  KRNV ARCHITECTS
Фасадные паттерны для пилотного проекта реновации
© KRNV ARCHITECTS
Жилой дом К-53A ©  KRNV ARCHITECTS
Жилой дом К-53A
© KRNV ARCHITECTS

4. Меня вдохновляют женщины всех профессий, кто вопреки трудностям идет к своей мечте и создает что-то новое.

5. Я никогда не делила архитектуру на женскую и мужскую, да и самих архитекторов на мужчин и женщин тоже ). Архитектура – это наш особенный мир, где каждый мечтатель, изобретатель, ремесленник и поэт. И в целом редко применяю феминитивы к профессиям, считаю, что они больше отсылают к гендерной политике, чем к сущности работы.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Алёна Зайцева, со-основатель бюро UTRO

Алёна Зайцева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель бюро UTRO

1. Я бы не сказала, что женщине сложнее в профессии, но безусловно есть определенные нюансы и гендерные стереотипы. Мы замечаем, что женщина в архитектуре независимо от возраста и профессионального стажа остается «девочкой», и в каждой новой мужской команде ей нужно доказывать свою компетентность. При этом иногда, когда нужно добиться своего, подобные стереотипы могут играть женщинам на руку.

2. Нет, с обесцениванием, которое бы становилось проблемой в работе, я не сталкивалась.

3. Если говорить в целом, то я до сих пор считаю достижением, что мы создали свое бюро 10 лет назад и успешно развиваем его и сегодня. И наше партнерство четырех девушек только окрепло с годами.

Моя личная гордость в том, что я умело совмещаю роли матери и управляющего партнера в бюро.
Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи Предоставлено: АБ UTRO
Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
Предоставлено: АБ UTRO
Игровая площадка «Лес» в Доме культуры ГЭС-2. Москва Предоставлено: АБ UTRO
Игровая площадка «Лес» в Доме культуры ГЭС-2. Москва
Предоставлено: АБ UTRO
Жилой комплекс «Усадьба Манор». Москва Предоставлено: АБ UTRO
Жилой комплекс «Усадьба Манор». Москва
Предоставлено: АБ UTRO
Благоустройство территории ЖК «Метрополия». Москва Предоставлено: АБ UTRO
Благоустройство территории ЖК «Метрополия». Москва
Предоставлено: АБ UTRO
Благоустройство двора клубного дома «Цвет 32». Москва Предоставлено: АБ UTRO
Благоустройство двора клубного дома «Цвет 32». Москва
Предоставлено: АБ UTRO

4. Если ответить не задумываясь, то как фанат всего японского, я в первую очередь назову архитектора Кадзуё Сэдзиму, со-основателя бюро SANAA. Также меня вдохновляют работы скульптора и художницы с архитектурным бэкграундом, Татьяны Бородач, которая создает чувственные фигуры людей из пластилина.

5. Я думаю, что наша сила в эмпатии, которую мы проявляем в профессии, в своего рода материнском подходе ко всему, что создаем.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Вера Бутко, со-основатель и главный архитектор бюро ATRIUM

Вера Бутко  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель и главный архитектор бюро ATRIUM

1. Архитектура сейчас уверенно становится женской профессией и это видно по динамике соотношения мужчин и женщин в нашей мастерской. Она требует творческого подхода, а также усидчивости и аккуратности, – это те качества, которые свойственны именно женщинам. Возможно, в целом женщине в профессии сложнее, чем мужчинам, поскольку на нее накладываются и более традиционные социальные роли, в частности воспитание детей. Однако мы видим, что многие женщины не отстают от мужчин в профессиональных навыках и даже их опережают.

2. Таких проблем я не встречала. Возможно потому, что мы с Антоном все время вместе и нам легче удается выстраивать коммуникацию, предлагая разные подходы в зависимости от ситуации. По каким-то вопросам больше общается Антон, а где-то веду коммуникацию я.

3. Предметом гордости, конечно же, является сама наша компания, где нам удалось собрать талантливых, профессиональных и вовлеченных людей с разными навыками. И вместе нам удается создавать запоминающиеся и яркие проекты.

А это как раз тот блок, который в компании веду я.

Среди проектов сложно выделить какие-то конкретные. Все они для нас дороги и каждый является в чем-то уникальным, является частью жизни.
Гараж при загородном доме © АБ ATRIUM
Гараж при загородном доме
© АБ ATRIUM
Проект моста в Якутске © АБ ATRIUM
Проект моста в Якутске
© АБ ATRIUM
Парк «Зеленая река» в составе ЖК «Символ» © АБ ATRIUM
Парк «Зеленая река» в составе ЖК «Символ»
© АБ ATRIUM
Проект «Парка будущих поколений». Якутск © АБ ATRIUM
Проект «Парка будущих поколений». Якутск
© АБ ATRIUM
Многофункциональный культурный центр «Изба». Тобольск © АБ ATRIUM
Многофункциональный культурный центр «Изба». Тобольск
© АБ ATRIUM

4. Возможно это прозвучит банально, но для меня Заха затмила, конечно же, всех. Она до сих пор остается ориентиром с точки зрения и масштаба творчества, и персонального стиля. Ее уход я лично восприняла очень болезненно и до сих пор не перестаю ею восхищаться.

5. Я не считаю, что гендерные различия имеют значение для нашей профессии. Не важно, объект создан мужчиной или женщиной! Главное, чтобы это было талантливо!

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Юлия Тряскина, руководитель и партнер UNK Interiors

Юлия Тряскина  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель и партнер UNK Interiors

1. Не думаю, что сложнее, у профессии и профессионала нет пола. Особенно в том что касается архитекторов. Исторически это мужской мир, но все меняется, и я работаю с прекрасными женщинами архитекторами, которые меняют мир. Они обладают внутренним стержнем, умеют и могут воплощать, отстаивать свои решения и проекты. 

2. Давно победила в себе и в окружающих восприятие «девочка» на стойке :). Всегда во всем только разговор и диалог профессионалов.

3. Портфолио, которым можно гордиться и, самое главное – тем, что концепция не отличается от реализации, без «кивания, на то, что виноват заказчик, генподрядчик и прочее». В нашем портфолио – значимые городские проекты от Дворец водных видов спорта «Лужники»: интерьер Павильона «Атом», арт-интерьеры общественных пространств в Moscow Towers в Сити. Все эти проекты выполнены нами вместе с большими междисциплинарными командами.

4. Прежде всего я бы сказала, что я дружу, творю и работаю с самыми лучшими девушками-архитекторами, которые бесконечно вдохновляют и удивляют. Но если выделять кого-то, то я назвала бы моего вдохновителя и со-куратора по фестивалю «Открытый город» в 2024 году Елену Логоватовскую, с которой мы выиграли и конкурс на станцию метро «Загорье». И еще прекрасную ПАОЛУ НАВОНЕ с ее невероятной эстетикой и миром.

5. Архитектура требует целеустремленности, страсти, дальновидности, веры в себя, оптимизма и упорства. Все это есть в женщине: умение держать баланс, удар и бесконечно улыбаться, даже сквозь слезы, и быть самыми женственными, и нежными. Удивительное сочетание ).

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Наринэ Тютчева, руководитель АБ «Рождественка»

Наринэ Тютчева  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Руководитель АБ «Рождественка»

1. Профессия архитектора сложна сама по себе. Надо многое знать и уметь. И мой опыт говорит о том, что гендер тут не важен, важен профессионализм и опыт. И это достигается ежедневными «тренировками» и увлеченностью профессией. Ну и в определенной смелости отстаивать свою позицию. Важно только, чтобы эта позиция была понятно сформулирована.

2. Всегда встречают «по одежке» ). Обычно мы с этим сталкиваемся на стройке. Но это поначалу. Я обычно готова к прохладному приему на стройплощадке в начале процесса. И поэтому, запасаясь терпением и доброжелательностью (с этим не всегда просто )), выстраиваю процесс общения и сотрудничества. И главный помощник в этом непростом деле – хорошо проработанный и продуманный проект. Ну и понимание того, что мы не боги и тоже можем чему-то поучиться.

3. Очень сложно оценивать свои «достижения». Но, наверное, РЕ-школу, которая появилась как результат некоторого опыта и его осмысления, я бы рискнула назвать достижением. И предметом моей гордости являются мои студенты – выпускники.
Флигель «Руина». Музей архитектуры им. Щусева © АБ Рождественка
Флигель «Руина». Музей архитектуры им. Щусева
© АБ Рождественка
Проект комплексной реконструкции музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Визит-центр © АБ Рождественка
Проект комплексной реконструкции музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Визит-центр
© АБ Рождественка
Мини-отель в Среднем Кисловском переулке © АБ Рождественка
Мини-отель в Среднем Кисловском переулке
© АБ Рождественка
Офисный центр «Красная роза» © АБ Рождественка
Офисный центр «Красная роза»
© АБ Рождественка

4. Не знаю, что на этот вопрос ответить. Я точно не стремилась никогда на кого-то походить или с кем-то конкурировать. Безусловно, существует много выдающихся женщин-архитекторов и мне, конечно, всегда была интересна их работа. И я всегда радуюсь их успехам.

5. «Мы всех победим, потому что ни с кем не воюем ))». Цитата ).

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Дарья Листопад, со-основатель MEGABUDKA

Дарья Листопад  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Со-основатель MEGABUDKA

1. Женщине в архитектуре не сложнее – ей приходится иначе. Проблема не в компетенции, а в системе, которая десятилетиями считала архитектуру «мужским» занятием, отталкиваясь от утилитарной, строительной функции и вместе с тем часто возводя монументы чей-то славы через архитектуру.

Часто женщина проектирует, минуя эгоцентризм. 

Может показаться, что недостаточная амбициозность – вина небольшому количеству лидеров женщин в этой сфере. На мой взгляд – это отсутствие борьбы за признание и занятие чем-то более основополагающим во время этой борьбы. 

2. Я мало сталкивалась с обесцениванием. Но тут как будто пол не имеет значения. И вообще, это ощущение зависит от величины эго. Но много сталкивалась с
желанием помочь. Вообще говоря, хрупкость и открытость – одни из мощнейших инструментов, позволяющие окружающим людям раскрыть свои хорошие качества.

3. Достижение – создание бюро Megabudka с двумя классными ребятами, Артемом Укроповым и Кириллом Губернаторовым. Эта архитектурная практика позволяет создавать вдохновляющие объекты, меняющие ход мыслей, удивляя, оставляя приятное послевкусие и просто радуя лично меня как человека.

4. Неважно кем был сделан проект, если он способен вдохновлять.

5. Этот вопрос даже заставляет немного злиться. В том же, что и у мужчины, если он талантливый.

/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\ 
Зоя Рюрикова, директор проектного бюро ДА

Зоя Рюрикова  /|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\/|\
Директор проектного бюро ДА

1. Однажды один восточный заказчик меня спросил: «Слушай, женщина, где твой мужик? Я с ним буду говорить». Это были 1990-е, сейчас многое изменилось, но иногда действительно сложно в мужском мире конкурировать с мужчинами, но я сознательно на это иду, меня это иногда даже развлекает.

2. Это бывает, когда уровень культуры низкий, я стараюсь избегать таких «партнерств». Но если нужно доказать правоту, отстоять решение на стройке, говорю «только через мой труп» – работает безотказно.

3. Очень надеюсь, что главное достижение в профессии еще впереди. Но предмет гордости, это мои трое детей.  
Гостевой дом по ул. Родионова © ДА
Гостевой дом по ул. Родионова
© ДА
Проект курорта в Приморье © ДА
Проект курорта в Приморье
© ДА
Проект «Школы искусств» © ДА
Проект «Школы искусств»
© ДА
Частных загородный дом © ДА
Частных загородный дом
© ДА

4. Наверное лидер у женщин-архитекторов по вдохновению – Заха Хадид, я не исключение. За Одиль Декк люблю наблюдать и вообще, когда женские проекты попадаются в паблике, радуюсь. Из российских архитекторов Галина Балашова вдохновляет.

5. Моя сила в упорстве, наверное. У других – не знаю.