Ольга Трейвас, Вера Одынь, Полина Литвиненко, Мария Злобина, Криспайн Ван Сас, Наталия Самохина
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Два дня назад, 16 января, начался снос здания Дирекции Парка Горького, о вероятности которого уже говорилось. Ленты новостей разделились на сообщения о том, что в Парке Горького появится новое общественное пространство «для жителей и гостей города», а проект «предполагает сохранение прежней архитектуры конструктивизма», – и на статьи о разрушении здания, построенного Эль Лисицким.
Характерная диалектика несовместимых утверждений. Или не диалектика? Но не первый раз встречается, это уж точно.
«Здание появилось в конце XIX века как часть судоремонтного завода Бромлея, было перестроено в павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, затем служило клубом работников ГОЗНАКа, одним из первых звуковых кинотеатров, баней, складом и магазином сантехники», – говорят нам результаты исследования Музея Гараж, чей штаб размещался в здании еще некоторое время назад: это был «настоящий архитектурный палимпсест». Garage исследовал здание, заказал частичную реставрацию и интерьеры бюро FORM Ольги Трейвас, съемку Юрию Пальмину и издал книгу о здании. Алексей Щусев и Андрей Снигарёв приспособили здание судоремонтной верфи для сельскохозяйственной выставки, а Эль Лисицкий (!) и Любовь Залесская перестроили его для дирекции парка. Очень подробный рассказ о здании можно найти здесь.
Работу бюро Ольги Трейвас 2018 года, когда были расчищены стены, укреплены кирпичные столбы, металлическими лентами, как в Центре Зотов; добавлены новые балки вместо ветхих и сделана новая кровля, – но главное, в центре здания была сохранена, в сущности мемориальная, руина кинотеатра, куда во время Второй мировой попала бомба, – тоже жалко.
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького. Руина кинотеатра в центре здания
Это было не доделанное до конца, но хорошее место, пример бережного отношения к зданию с историей, новой практики, которая, казалось, внедряется в Москве.
А мы поснимали немного процесс сноса. Заметно, что вряд ли от здания что-то останется. Пока что стоит только первый этаж той части, которая ближе всего к Садовому, видны и кирпичи, в том числе в выемкой на постелистой части, и металлические балки, и те самые ветхие деревянные, о которых, вероятно, в частности, говорит директор парка Елена Лупина. Снос идет крупной техникой с проливом водой, чтобы пыль не разносилась вокруг, – рассказывают некоторые издания.
Не очень-то пыль разносится, зато разносятся слухи, разговоры, прямо видно, как люди, идущие по мосту, обсуждают процесс. Интересно, какая часть из них радуется будущему появлению нового общественного пространства с "зонами торговли и общепита, <...>, многофункциональным залом для проведения мероприятий и кинопоказов" и возможностью выхода на крышу, а кто сожалеет о снесенном доме со сложной историей. Некоторых, впрочем, не сложно отличить.
И ведь не так плох проект, две картинки которого показало 14 января mos.ru; разве что изгиб кровли верхней террасы с деревянной подложкой какой-то... нерешительный, что ли.
mos.ru" title="Проект многофункционального здания на месте бывшей дирекции Парка Горького. Автор неизвестен mos.ru">
Проект многофункционального здания на месте бывшей дирекции Парка Горького. Автор неизвестен
И почему-то пока не удается найти, кто автор. Ну, ему не повезло оказаться не в том месте не в то время. Или, наоборот, повезло? Никто не знает.
Надо, к слову, признать, что парадокс, обозначенный вначале, имеет очень простое объяснение. Как это архитектуру конструктивизма сносят, одновременно сохраняя архитектуру конструктивизма? А все дело в том, что кто-то не то чтобы очень хорошо разбирается в архитектуре конструктивизма. В показанном проекте много белого, тонких колонн и открытых галерей, но прямо такой образ в конструктивизме мы вряд ли найдем, зато можно найти что-то похожее в послевоенном модернизме, особенно том, который пораньше, и неплохо освоил принципы Корбюзье. Но образ получился... такой, курортный, что, вероятно, объясняется соседством набережной. Сам по себе для парка подходит.
Но дело-то не в этом, а в том, что мы живем в XXI веке, когда понятия пора бы уже воспринимать точно, в духе Новейшего времени, а не вот так вот, по-средневековому, когда архитектуру, нарисованную, по мнению пишущего, в духе конструктивизма, называют «сохранением», притом что домик лежит уже в руинах. У людей же будет когнитивный диссонанс: как так сохранение? Или не будет никакого диссонанса у позднесредневекового сознания?
Москва же привыкла к сохранению со сносом? Только 15 лет назад эту процедуру проводили ради эклектики и историзма, благо классицизм был не очень по зубам, а теперь взялись за авангард и модернизм, собираются заменять настоящий на тот, который лучше, прочнее, новее. Интересный процесс в исторической перспективе, ничего не скажешь.
Зато напротив, на площади перед парком, очень весело.