Москва радикально обновляет свое законодательство: в день, когда был принят закон об охране памятников №24, против которого возражал Архнадзор, и который предусматривает пересмотр списка выявленных памятников, а их больше 1700, – то есть 13 ноября, приняли и закон о зеленых территориях №27.
И приняли единогласно, и эксперты говорят о позитиве, но, как водится, у общественности есть сомнения.
Закон №27 вводит два новых понятия: «зеленого каркаса» в статье 7 и «особо охраняемой зеленой территории» (ООЗТ). Первый – понятие целостное и, вероятно, структурно значимое, если не оно не окажется общими словами, вероятно, его можно будет использовать для комплексного проектирования и более широкого взгляда на ресурсы городского озеленения. А вот второй – ООЗТ, это аналог ООПТ с более мягкими правилами; ничего похожего в законодательстве страны и других регионов, вроде бы, нет. Он описан в 4 главе закона №27: ООЗТ, в отличие от ООПТ, разрешает капитальное строительство объектов «рекреационного, физкультурно-оздоровительного, спортивного назначения» и парковок, также как и линейных объектов, в том числе авто- и железных дорог, ЛЭП и трубопроводов. Любопытно, что о капитальном строительстве культовых зданий, то есть храмов, на территории ООЗТ, в законе не сказано, хотя «осуществление религиозной деятельности» он разрешает (ст. 30.2.2).
И – 27 декабря 2024 специальным постановлением все московские ООПТ регионального значения, порядка 150 единиц, были переведены в статус ООЗТ. Об этом сообщила известный московский эколог Галина Морозова, участвовавшая в защите и Строгино, и Кунцево, в былое время один из разработчиков московских ООПТ и автор «Красной книги Москвы».
Суммируя, можно сказать, что новый московский закон о зеленых территориях во многом созвучен закону о памятниках, который был принят с ним в один день. Он делает управление природными территориями более гибким и для благоустройства, и для строительства. Это можно понять: в рамках ООПТ, насколько мне известно, местами было невозможно даже асфальтовую дорожку в парке проложить. Тем не менее можно понять и то, насколько асфальтовая дорожка нарушает экологическую целостность леса, через нее и вода уже течет иным образом. В этом можно убедиться и глядя на то, как лес «взламывает» асфальтовые дороги, и – изучая новые роскошные дороги, проложенные в Лосином острове к строящемуся ЖК «Сказочный лес».
Заметно, как Москва готовится к тому, чтобы облегчить бремя ограничений и сделать управление ими более гибким. Из города микрорайонов, перемещающихся лесопарками, некоторые из которых больше походят на леса, где можно собирать грибы, превращается в мегаполис. А какие леса в мегаполисе?